Муниципальное казённое учреждение
«Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьский район
ХМАО –Югра
ЮГОРСКИЕ ВЕРСТЫ ИСТОРИИ
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ – ИГРА
(к юбилейной дате)
Максимова Елена Владимировна –
учитель истории и обществознания
Максимов Игорь Юрьевич –
учитель истории, обществознания.
Нижние Нарыкары
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ – ИГРА
«ЮГОРСКИЕ ВЁРСТЫ ИСТОРИИ»
Цели и задачи игры: 1. Способствовать осмыслению исторического развития малой Родины.
2. Развивать умение, владеть историческим описанием и объяснением; знание хронологического комплекса по истории нашего округа.
3. Способствовать повышению интеллектуального уровня учащихся, воспитанию патриотизма.
Оформление и оборудование: сцена, оформление: флаг и герб ХМАО. Колесо истории в виде штурвала, свободно вращающегося. Атрибуты для проведения небольших сценок: стол, кресло, интерьер комнаты 18 века.
Зал поделён на три сектора: красный, желтый и зеленый.
Доска с тремя секторами: красный, желтый, зеленый (для вписывания верст участниками).
Действующие лица: Митя – любознательный мальчик, хороший ученик. Наталья Долгорукова – ссыльная в город Березов. Дьяк. Остяцкие князьки с войнами. (Роли исполняют подготовленные учащиеся).
Подготовка к игре: Выбор участника от каждого сектора, чистые листы и карандаши раздаются по секторам для выполнения творческих занятий.
Начало игры
Ведущий – учитель истории: Здравствуйте, уважаемые интеллектуалы! Добрый вечер, дорогие гости! Сегодня наша встреча не случайна, у нас очень радостный торжественный повод 10 декабря наш округ отмечает день своего рождения. 90-летний рубеж – это возраст округа не детский, но и не взрослый. Это дата, требующая осмысления исторического пути. Сегодня мы перешагнем за границу этой даты и окунемся вглубь истории.
Сцена 1.
Митя читает вслух книгу: «Кудрявые, черные волосы, римский профиль лица, тонкий выдающийся нос; благородное, открытое лицо и осанка, смуглый цвет лица, горячий смелый взгляд. Такие лица напоминают венгерца, цыгана, болгарина.
Ведущий – вопрос к участникам: что за книгу читает Митя?
Некрасов «Три страны света»;
Носилов К. Д. «У вогулов»;
Тимофеев Г. Н. «Тайны сибирских шаманов»
(помощники раздают корточки с вопросом и с предлагаемыми вариантами ответов: правильный ответ под цифрой 2.
За правильный ответ вписывается три версты; за ответ на половину верный – сто верст; и за ответ с небольшим недочетом – двести верст)
Сцена 2.
За столом сидит Митя на будильнике – 22.00 часа, видно, что Митя хочет спать (зевает). Продолжает читать вслух толстую книгу, внезапно останавливается и над – чем – то задумывается.
Ведущий обращается к Мите: «Мить, а Мить, ну а на этот – то раз о чем ты читаешь, над, чем думу горькую думаешь?
Митя отвечает: «Да вот книжонка интересная попалась немецкого посла – барона, как это его зовут? (переворачивает книгу), а – а, да Сигизмунда Герберштейна, пишет он, что после того как Иван III присвоил себе титул князя Кондинского и Обдорского с тех пор московиты сильно хвастаться этим стали. Ну, это и понятно. Край – то наш не- измеримо богат! Сибирь покоряли, а вот о том, как Югорские племена передвигались мне что-то не понятно, вот он как пишет: «Зимою они обыкновенно совершают путь с невиданной быстротою на артах». Что такое арты - никак не пойму.
Ведущий – вопрос к участникам: Догадались ли вы что такое арты?
нарты;
Небольшие сани, запрягаемые оленями;
Лыжи
(Правильный ответ 3, расписываются версты).
Сцена 3.
(Действующие лица и оформление сцены прежнее)
Ведущий: «Мить, ты, так увлеченно читаешь, что мы заслушались».
Митя: « А ты послушай, послушай, а я почитаю Некрасова «Три страны» (читает вслух)… а вот собак много там, - тяжести перевозят, а зимой так голодают, что рвут и человека, и все, даже жрут одна другую, хоть не показывайся на улицу! Невеселое место! Кроме оленины и рыбы, пищи никакой. Водятся муксуны и сельди в Полуе, да ловят их одни церковники.
- Отчего так?
- Да только им и позволено.
- А вот народ проживающий здесь – остяки, хороший?
Ведущий: Какой народ Югры носил имя остяки?
ханты
манси
ненцы
(правильный ответ 1, расписываются версты).
Творческое задание секторам: изобразить орнаментальные узоры народов ханты и манси, пояснив их происхождение (в это время готовится сцена с интерьером комнаты 18 века)
Сцена 4.
В кресле Наталья Долгорукова, причитает: « Он всего свету дороже был. Вот любовь до чего довела: все оставила и честь, и богатство, и сродников, стражду с ним и скитаюсь.
Этому причина – вся непорочная любовь, которой не постыжусь ни перед богом, ни перед
Целым светом. Во всех злополучиях была я своему мужу товарищ и теперь скажу самую правду, что, будучи во всех бедах, никогда не раскаивалась, для чего я пошла за него…
Ведущий: Наталья Долгорукова одиннадцать долгих лет провела в Березове, став там счастливой матерью и несчастной вдовой, потеряв в 27 лет горячо любимого мужа. Какое же преступление совершили князья Долгоруковы, за что были сосланы в Сибирь?
Долгорукие составили подложное завещание, по которому император ПетрII, якобы, передавал престол государыне – невесте Екатерине Долгорукой.
Долгорукие противились царской воле, отказываясь отдавать Екатерину Долгорукую за царя.
Долгорукие не желали исполнять второстепенные роли при дворце, за что и попали в опалу.
( Правильный ответ 1, вписываются версты)
Сцена 5.
Интерьер царской палаты, где Дьяк читает указ о снаряжении экспедиции в Сибирь:
«…а по сему повелеваю быть экспедиции в Сибирь с целью научной, да пользительной для государства».
Ведущий: По заданию Петра I в 1720 г. из столицы в Сибирь отправилась первая научная экспедиция. Возглавлял её немецкий ученый, лично приглашенный Петром I на службу в Россию. Семь лет он путешествовал по Сибири, собрал богатейшие материалы и коллекции минералов, а главное местные карты, начертанные нашими земляками. И его труды обогатили науку ценными сведениями по географии, этнографии, истории, языку народов Сибири. Кто был этот ученый – научный руководитель экспедиции?
Иоганн Готлиб Георги;
Георг Вильгельм Стеллер;
Даниил Готлиб Мессершмидт.
(Ответ 3)
Сцена 6.
Инсценировка боя сибирских князьков.
Ведущий: Остяцкие и вогульские князцы нападали друг на друга. Особенно воинственными были вожди наиболее сильных княжеств. Такими были Кодское княжество и княжество Большая Конда. В 1594 году Кодский князец совершил набег на князя Большой Конды – Агая, захватил в плен его с сыном, дочерью и братом, а также забрал его имущество. О какой современной административно- территориальной единице, называемый Кодским княжеством идет речь? Назовите правящую династию.
Березовский р-н, династия Миляховы;
Октябрьский р-н, династия Алачевы;
3 Самарово – Хатыловы,
(Правильный ответ 2)
Творческое занятие секторам. Предлагается придумать хвалебное, юбилейное четверостишие ХМАО- Югре
Сцена 7.
Архив. Ведущий знакомит присутствующих с постановлением Президиума ВЦИК «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера» от 10. 12. 1930 г.
В 1930 г. обрели государственность народы Севера, стремительно шагнув в пучину событий XX века. Были созданы Ямальский (Ненецкий) и Остяко-Вогульский национальные округа. Подумайте скажите, когда Остяко-Вогульский национальный округ был переименован в ХМНО?ХМНО в ХМАО?
1) 1930 – 1967 гг.;
2) 1935 – 1957 гг.;
3)1940 – 1977гг.;
(Ответ 3, вписываются версты).
Подведение итогов игры: выигравший сектор тот, кто набрал больше верст.
Заключительное слово ведущего. Благодарность участникам.