СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К изучению выявления уровня сформированности знаний по предмету «окружающий природный мир» у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К изучению выявления уровня сформированности знаний по предмету «окружающий природный мир» у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.»

На современном этапе развития общества вопрос социализации умственно отсталых детей вызывает особый интерес у специалистов в условиях инклюзивных практик. Общеизвестно, что одним из механизмов социализации умственно отсталого ребёнка является познание окружающего мира, в процессе которого ребенок учится использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. В результате полученных и усвоенных представлений об окружающем мире у ребенка с умственной отсталостью развиваются конкретные формы словесно логического мышления и самосознание. В данном направлении работы учебному предмету «Окружающий природный мир» отводится основная роль в обучении детей с умственной отсталостью. Для того, чтобы ребёнок усвоил изученный материал, а также умел воспользоваться полученными знаниями в обыденной жизни каждый педагог должен алгоритмизировать свою деятельность, а именно:

1. тщательно изучить психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью при различных ее проявлениях (от легких форм умственной отсталости до тяжелых, глубоких форм с множественными нарушениями);

2. выявить особые образовательные потребности;

3. создать психолого-педагогические условия для их обучения, воспитания и социализации;

4. разработать коррекционно-развивающую программу по формированию жизненно важных знаний, умений и владений.

Действуя согласно алгоритму, необходимо обратить внимание на характеристике детей с ТМНР. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью по исследованиям ученых (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий, однако, при продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Далее, согласно второму пункту, необходимо выявить особые образовательные потребности. Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач. Современные научные представления позволяют выделить общие «аспекты реализации особых образовательных потребностей» разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.). К ним относятся: время начала образования, содержание образования, создание специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. Особые образовательные потребности при умственной отсталости прописаны в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями. Согласно Стандарту удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

  • существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек» и другие;

  • созданием оптимальных путей развития;

  • использованием специфических методов и средств обучения;

  • дифференцированным, «пошаговым» обучением;

  • обязательной индивидуализацией обучения;

  • формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

  • обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;

  • дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

  • организацией обучения в условиях разновозрастных классов (групп);

  • организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

Следующим моментом в организации учебной деятельности является обязательное создание психолого-педагогических условий для обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее полные требования к специальным условиям обучения детей с ОВЗ изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), вступившем в силу с 01.09.2016 года. В статье 79 Закона «Об образовании Российской Федерации» уточняется, что «под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». На уровне образовательной организации эти условия дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды, включающей:

  • организацию пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

  • организацию временного режима обучения;

  • организацию рабочего места ребенка с ОВЗ;

  • технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии);

  • технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей);

  • специальные учебники, рабочие тетради и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом стандарта образования;

  • специальное коррекционно-развивающее оборудование.

Далее, заключительным пунктом, идёт разработка и составление коррекционно-развивающей программы по формированию жизненно важных знаний, умений и владений у детей с умственной отсталостью. Так, например, с целью выявления уровня сформированности знаний по предмету «Окружающий природный мир» у детей с умственной отсталостью нами была отобрана группа детей в ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

С целью проведения экспериментального исследования мы использовали методы наблюдения, беседу и тестирование с помощью разработанной методики С.Я. Рубинштейн «Найди лишнее в картинках (четвертый лишний)». Качественно-количественный анализ результатов экспериментальной работы показал, что у детей низкий уровень сформированности знаний по предмету «окружающий природный мир».

Качественно-количественный анализ результатов исследования показал, что трудности при выполнении заданий во многом обусловлены низкой умственной работоспособностью, быстрым наступлением охранительного торможения, истощаемостью нервной системы. Обучающиеся нуждались в дозировании нагрузок и частом смене видов деятельности. В результате исследования были получены следующие результаты: запас знаний и представлений о диких и домашних животных существенно ниже показателей относительно других форм умственной отсталости. Дети испытывают большие трудности при классификации домашних и диких животных, анализе характерных особенностей представителей животного мира, определении существенных и несущественных признаков диких и домашних животных, отличительных их особенностей, часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не аргументируют свой выбор, не соотносят представителей фауны со средой обитания. Ответы на поставленные вопросы вызывают определенные трудности или отвечают не верно, не интересуются животными и не проявляют эмоционального отношения к животным, птицам и насекомым. Более отчетливо недостаточность знаний об окружающем мире выявляется у детей с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности. Это следует учитывать при организации индивидуальной коррекционной работы. Наибольшую трудность для умственно отсталых детей представляет осмысление и объяснение причинно-следственных зависимостей в мире природы. Наиболее трудными для детей явились вопросы, связанные с пониманием, почему среди диких животных лишним является домашнее животное.

По итогам результатов исследования было выявлено, что дети экспериментальной группы нуждаются в коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование понятия «домашние животные», на формирование полного представления о классификации домашних и диких животных, знаний по ознакомлению с окружающим миром.

Основным показателем эффективности коррекционно-развивающей работы можно считать проявление активности детей в процессе работы, формирование предпосылок повышения уровня познавательной деятельности, уровень сформированности представлений об окружающем мире. Улучшение качественной стороны этих показателей является залогом успешной их социализации.

Таким образом, при формировании недостатков запаса знаний об окружающем мире у детей с ТМНР необходимо учитывать основные закономерности становления познавательной активности при нарушениях интеллектуальной деятельности, зону актуального уровня знаний об окружающем мире, использование информационно-образовательных технологий, применение интерактивных методов обучения. Концептуальными основами организации коррекционного процесса является обеспечение оптимальных условий для системного, непрерывного комплексного обучения детей с умственной отсталостью. Разработка программы коррекционных мероприятий в зависимости от характера происхождения и конкретного механизма нарушений должна быть направлена на их предупреждение, уменьшение или устранение тех или иных недостатков.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Бгажнокова И.М. Об изучении, воспитании и обучении детей тяжёлыми формами физического и психического недоразвития /И.М. Бгажнокова //Специальная психология. 2007.  № 1. с. 16-22.

  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. 239 с.

  3. Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.

  4. Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.

  5. Закрепина А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии /А.В. Закрепина, М.В. Браткова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 № 2. С. 9-19.

  6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.

  7. Ульянкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития /У.В. Ульянкова, Е.Е. Дмитриева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 4. С. 5-12.

  8. Уфимцева Л.П. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками /Л.П. Уфимцева, Е.В. Благодатская //Специальная психология. 2007. № 1 С. 16-22.