Муниципальное автономное дошкольное образовател детский сад № 115 «Оленёнок»
Краткосрочный проект
«Исследовательская деятельность весной»
Разработала:Сантросян А.О.,воспитатель
г .Ростов-на-Дону , 2025
Тема проекта:
«Исследовательская деятельность весной»
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: познавательно-исследовательский,
Продолжительность: краткосрочный ( 03.03. – 14.03).
Участники проекта:дети подготовительной группы ( 6-7 лет); воспитатели группы;родители воспитанников;
Проблема: На улице март, наступила календарная весна. Температура каждый день скачет, то +6, то -6. Солнце уже пригревает, но ветер еще холодный. Какая одежда нужна для прогулки? Как распознать: это уже весна или это еще зима? Такие вопросы возникают у ребят.
Актуальность: Очень важно для всестороннего развития ребенка формировать знания об изменениях, происходящих в природе. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. Исследование - естественный процесс для ребёнка, он изучает всё, что происходит вокруг. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Цель:
Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе
через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
Создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира,
окружающих его предметов и явлений.
Формировать умение приобретать новую информацию через
экспериментирование.
Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и
применять их в самостоятельной деятельности.
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки,
стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Развивать интерес к исследовательскому поиску.
Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе
элементарного эксперимента и делать выводы.
Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со
сверстниками и педагогом
I. Подготовительный этап:
-Постановка целей, задач, определение направлений, объектов и методов
исследования;
-Предварительная работа с детьми их родителями;-Выбор оборудования, материалов, картин, иллюстрации, музыкальный
материал;
-Подбор литературы.
II. Основной этап:
Беседы: «Мир вокруг нас», «Что происходит с природой весной», «Как мы
одеваемся весной», «Причины изменения в жизни животных и птиц»,
«Пестрый мир насекомых», «Как узнать, что проснулась природа».
Дидактические игры: «Что бывает весной и не бывает…», «Времена года», «Четвертый лишний», «Оденься по погоде», «Посади грядку», «Выставка весенних цветов».
Наблюдения на прогулке: Наблюдение за небом и движением облаков, за
высотой солнца, за продолжительностью дня, за полетом птиц, за ветром, за
почками на кустах и деревьях, за всходами (ростками) на клумбе.
Чтение художественной литературы: Тютчев Ф. «Зима недаром злится», А.Плещеев «Весна», «Травка зеленеет»; А.Пляцковский «Весна», чтение рассказов С. Скребицкого «Четыре художника»
Познавательно - исследовательская деятельность:
-Посадка семян цветов в горшочки, поставить ветки тополя в вазу.
-Экспериментирование:
«Ткани»: «Свойство тканей», «Дышит – не дышит», «Тепло –холодно», «Что
мы оденем весной»;
«Воздух»: «Откуда берется воздух, ветер», «Как поймать воздух», «Имеет ли
воздух вес», «Воздух легче воды», «Тёплый и холодный воздух», «Воздух в
земле»;
«Температура»: «Знакомство с термометром», «Термометр в теплой и
холодной воде», «Термометр для улицы»;«Признаки весны»: «Ищем весну с лупой», «Измеряем высоту солнца».
Изобразительная деятельность:
- «Весна пришла» (нетрадиционное рисование сухой пастелью),- Первоцветы (лепка)
III. Заключительный этап
- оформление выставки детских рисунков «Весна пришла»;
- выставка «Первоцветы» (Лепка);- оформление журнала наблюдений и экспериментов;- фотовыставка для родителей «Юный экспериментатор»
IV. Результаты реализации проекта:
1. Расширение представлений детей о весенних изменениях в природе.
2. Расширение словарного запаса детей.
3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих
способностей, познавательной активности.
4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.
5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и
делать соответствующий вывод.
Список используемой литературы:
1. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:
тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е.
А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом:
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв.
Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в
детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет:
практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж:
Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
5. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения
дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский
дом «Федоров», 2010. – 128 с.