«Теорема о трех перпендикулярах, ее применение при решении задач»
ЦЕЛЬ УРОКА
ОБУЧАЮЩАЯ :
- обосновать необходимость теоремы о трех перпендикулярах
- сформировать видение изученной закономерности в различных ситуациях: при решении задач на доказательство или задач, требующих найти численное (или буквенное значение) какого-либо элемента .
- учиться умению читать чертеж,
- учить умению объяснять, комментировать выполняемое упражнение в виде цельного связного рассказа.
РАЗВИВАЮЩАЯ :
- способствовать развитию общения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания, развитие навыков исследовательской деятельности (планирование, выдвижение гипотез, анализ, обобщение).
- способствовать развитию общения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания,
- развитие навыков исследовательской деятельности (планирование, выдвижение гипотез, анализ, обобщение).
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ :
- развивать у учащихся коммуникативные компетенции ,
- способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию.
ПЛАН УРОКА
I . Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
II .
III . Актуализация знаний.
IY . Применение теории на практике.
Y . Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий
YI . Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя
YII . Подведение итогов.
YIII . Домашнее задание.
Дерзай !!!
Denis Diderot
1713 - 1784
ЭПИГРАФ К УРОКУ
«НАЧИНАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЖНО ПО-РАЗНОМУ.. . Все равно начало почти всегда оказывается весьма несовершенной, нередко безуспешной попыткой . ЕСТЬ ИСТИНЫ , как страны, НАИБОЛЕЕ УДОБНЫЙ ПУТЬ К КОТОРЫМ СТАНОВИТСЯ ИЗВЕСТНЫМ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЫ ИСПРОБУЕМ ВСЕ ПУТИ. Кому-то приходится, рискуя собой, сходить с проторенной дороги, чтобы указать другим правильный путь... НА ПУТИ К ИСТИНЕ МЫ ПОЧТИ ВСЕГДА ОБРЕЧЕНЫ СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ » (Дени Дидро).
Екатерина II
Акцентируем теорию по теме.
1. Угол между прямыми равен 90˚. Как называются такие прямые?
Ответ: перпендикулярные.
2. Верно ли утверждение: «прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна некоторой прямой, лежащей этой плоскости»
Ответ: да.
3. Сформулируйте признак перпендикулярности прямой и плоскости.
Ответ: если пряма перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости.
4. Как определяется расстояние от точки до прямой на плоскости?
Ответ: как длина перпендикуляра, проведённого из точки к данной прямой.
5. По рисунку назовите:
перпендикуляр, основание
перпендикуляра, наклонную к
плоскости α, основание
наклонной и её проекцию на
плоскость α.
6. Сформулируйте теорему о трёх перпендикулярах.
P
D
K
α
Теорема о трёх перпендикулярах.
Прямая, проведённая в плоскости через основание
наклонной перпендикулярно к её проекции на эту
плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной
Обратно: прямая, проведённая в плоскости через
основание наклонной перпендикулярно к ней
перпендикулярна и к её проекции.
Дано: α , АС – наклонная,
ВС – проекция, ВС ┴ с , АВ ┴ α .
Доказать: АС ┴ с.
Доказательство.
1.Проведем СА1 ┴ с .
2. СА1 || АВ по теореме.(Теорема: Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны ).
3.Проведем через АВ и СА1 плоскость β.
4.с ┴ СА, с ┴ ВС (по Теореме: « Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости ».),с ┴ β , значит,
с ┴АС.
А
А1
В
С
с
α
SB. Из прямоугольных треугольников SOA и SOB: Получаем: ОАOB. Между тем ОА S В А О С t " width="640"
Iспособ (от противного)
Теорема : Если прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна ее проекции, то она перпендикулярна и самой наклонной.
Доказательство:
Пусть t ┴ ОА. Допустим, что SA не перпендикулярна прямой t. Проведем SB ┴ t, тогда SA SB. Из прямоугольных треугольников SOA и SOB:
Получаем: ОАOB. Между тем ОА
S
В
А
О
С
t
II способ (свойства равнобедренного треугольника)
Доказательство:
От точки А отложим равные отрезки: АМ= АN. Точки М и N соединим с точками O и S. В ОА есть одновременно высота и медиана, этот треугольник равнобедренный: ОМ = ОN. Прямоугольные треугольники OSM и OSN равны (по двум катетам). Из их равенства следует, что SM= SN и SA- медиана равнобедренного треугольника MSN. Значит, SA одновременно и высота этого треугольника, т. е. SA┴MN.
S
M
O
A
t
N
III способ (теорема Пифагора)
Доказательство:
На прямой t возьмем произвольную точку В и соединим ее с точками О и S. Из прямоугольных треугольников SOB, SOA и AOB: = SO 2 + OB 2 , SA 2 = =SO 2 + OA 2 , OB 2 - OA 2 = AB 2 . Вычтя из первого равенства второе, получим:SB 2 – SA 2 = =OB 2 – OA 2 . Приняв во внимание третье равенство, будем иметь: SB 2 – SA 2 = AB 2 , SB 2 = SA 2 +AB 2 . Согласно теореме, обратной теореме Пифагора, SA┴AB, т. е. t┴SA.
S
O
B
A
t
IV способ (векторный)
Доказательство:
Зададим векторы
Умножим обе части на
Скалярное произведение двух перпендикулярных векторов равно нулю:
Но и не нулевые векторы, значит, , прямая оказалась перпендикулярной наклонной, что и требовалось доказать.
S
N
A
O
M
α
Задача № 1
Дано:
АВСК –прямоугольник.
Доказать:
М
В
А
К
C
Задача № 2
D
Дано:
Доказать:
A
B
Задача № 3 Как определить вид диагонального сечения куба, проведенного через диагонали параллельных граней?
Ответ: А1ВСD1 - прямоугольник
В1
С1
А1
D1
В
C
D
А
Задача №4 На изображении куба построить несколько прямых перпендикулярных диагонали куба.
Думай
Задача №154 (Атанасян)
Прямая BD перпендикулярна к плоскости треугольника АВС. Известно, что BD = 9 см,
АС = 10 см, ВС = ВА = 13 см.
Найдите: а) расстояние от точки D до прямой АС; б) площадь треугольника ACD.
!
Д
У
М
А
Й
!
!
Задача № 158
Через вершину В ромба ABCD проведена прямая ВМ, перпендикулярная к его плоскости. Найдите расстояние от точки М до прямы, содержащих стороны ромба, если АВ = 25 см, угол BAD равен 60 градусам, ВМ = 12,5 см.
!!!
Ш
Р
Й
А
Е
Задача №161
Луч ВА не лежит в плоскости неразвернутого угла CBD. Докажите, что если угол АВС равен углу ABD, причем угол АВС меньше 90 градусов, то проекцией луча ВА на плоскость CBD является биссектриса угла CBD.
о
Теорема
трех
перпендикуляра х -
это
. . .
- Верно ли, что две прямые, параллельные одной плоскости, перпендикулярны (две прямые, перпендикулярные к одной плоскости, параллельны).
- Может ли прямая, перпендикулярная к плоскости, скрещиваться с прямой, лежащей в этой плоскости (прямая, перпендикулярная к плоскости, быть параллельна прямой, лежащей в этой плоскости)?
- Верно ли, что прямая перпендикулярна к плоскости, если она перпендикулярна к двум прямым этой плоскости (она перпендикулярна к двум прямым, параллельным этой плоскости)?
- Могут ли две скрещивающиеся прямые быть перпендикулярными к одной плоскости (две пересекающиеся прямые быть перпендикулярными к одной плоскости)?
- Верно ли, что любая из трех взаимно перпендикулярных прямых перпендикулярна к плоскости двух других прямых (две прямые в пространстве, перпендикулярные к третьей прямой, параллельны)?
- Могут ли пересекаться две плоскости, перпендикулярные к одной прямой ( прямая а и плоскость, перпендикулярные к одной прямой с)?
- Верно ли, что длина перпендикуляра меньше длины наклонной, проведенной из той же точки (длина перпендикуляра меньше длины проекции наклонной, проведенной из той же точки)?
Критерии оценок 7 правильных ответов – « 5 » 6 правильных ответов – « 4 » 5 правильных ответов – « 3 »
I вариант
1
-
II вариант
2
3
+
+
-
4
-
5
-
-
+
6
-
-
7
-
-
-
+
I уровень.(на «3»)
Дано:, АС ┴ ВС, SA = SB = SC =10 см; СМ =5 см –медиана.
Найти: SM (расстояние от точки S до плоскости (АВС)).
II уровень ( на «4»)
Дано: ABCD – прямоугольник; АК ┴ (АВС), KD= 6 см, КВ = = 7 см, КС = 9 см.
Найти: расстояние от точки К до (АВС).
III уровень.( на «5»)
Дано: АВ = 17 см, АС = 15 см, ВС = 8 см, АМ ┴ (АВС),
АМ = 20 см.
Найти: МЕ.
Подведение итогов.
Дано: AD ┴ (АВС),
Каково взаимное расположение прямых СВ и BD ?
Ответ обоснуйте.
D
A
B
C
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1 . № 145, 143, 140.
2 . Ответить на вопросы пп 19, 20.
3. Дополнительная задача: Через сторону AD ромба ABCD проведена плоскость α. Найдите расстояние от прямой ВС до плоскости α, если площадь ромба равна 80 ,высота – 8 см, а угол между проекцией стороны CD и прямой AD равен 45 градусов.
Дальнейших
успехов !!!
СПАСИБО!