Работа с текстом до чтения (8 мин) | 1. Антиципация (прогнозирование содержания) - Откройте учебники и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. - О каком времени года будет это произведение? -РАССМОТРИТЕ ИЛЛЮСТР. -О чем могут рассказать нам эти картины? -Чем пишет художник свои картины? Музыкант? -А чем же пользуется писатель? -К.Паустовский мастер не только художественного слова, но и мастер образных выражений. Рассказ о писателе. Дед Константина Георгиевича Паустовского был военным, Он любил рассказывать Паустовскому интересные истории, которыми была полна жизнь военного человека. Да и бабушка была отличной рассказчицей. К.П. сменил множество профессий: был вагоновожатым, санитаром, учителем, рабочим, журналистом. П. переезжал с места на место, наблюдал, записывал, делал заметки в дневнике. И это произведение он написал на основе своих наблюдений. - Произведение какого жанра мы будем читать: рассказ, стихотворение или сказку? - Почему это не стихотворение? - Какой вопрос зададим автору? Вопрос записывает на доске. 2. Постановка цели - Посмотрите, на доску. На какой вопрос мы хотим получить ответ? Прочитайте их ещё раз. | - Первый зимний день. Возможные ответы: - О зиме. Возможные ответы: - О зиме, о снеге. потому что читаем стихи и рассказы о зиме, на рисунке нарисована зима (на ветках снег, листья опали ). - О зиме, все покрыто снегом, прилетели снегири, это бывает зимой. -Красками и кистью. Нотами, звуками, мелодией. Словом. Возможные ответы: - Рассказ. - Сказку. - Нет рифмы, записано не в столбик. - Это рассказ или сказка? Читают хором вопросы на доске. | Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации. Определять жанр произведения | Прогнозировать результат (Регулятивные УУД). |
Работа с текстом во время чтения (10 мин) | 1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение. Организует работу с текстом: комментирует и ведёт «диалог с автором» (Приложение 1).
Обобщающая беседа -Понравилось ли это произведение? Чем? Какие приемы использовал автор? Ответ на вопрос урока. - Какого жанра мы прочитали произведение: рассказ или сказку? Объясните свой ответ полным предложением.
-Почему зима кажется «такой же прекрасной, как лето»? Найдите ответ в рассказе, прочитайте. | Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором». - Мы прочитали рассказ. Здесь нет сказочных героев, животные не разговаривают, события реальные. | Понимать смысл прочитанного текста. Отвечать на вопросы по содержанию.
Определять жанр произведения.
| Задавать вопросы (Коммуникативные УУД). Прогнозировать результат (Регулятивные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
Работа с текстом после чтения (20 мин) | 1. Определение темы произведения - О чём главным образом хотел рассказать автор? Выберите верное утверждение (тему произведения): 1. О лесах. 2. О снегирях. 3. О готовности природы к зиме. 4. Об удивительном зимнем дне. Утверждения записаны на листочках (индивидуально)
Выборочное чтение 1.- Почему зима кажется «такой же прекрасной, как лето»? Найдите ответ в рассказе, прочитайте. 2. - В тесте мы прочитали о том, что герои взяли что-то на память о лете. Попробуйте найти в тексте и зачитать. - Что они еще могли взять в память о лете в этот зимний день? Я тоже взяла бы это. Что?
- Давайте ещё раз прочитаем это эпизод. Найдите его в тексте.
Творческое задание Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах. - О чем они могли думать? - Попробуйте составить небольшой рассказ (3-5 предложений) о том, что могли думать снегири, сидя на ветках рябины.
| Возможны разные мнения. -Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины. Один ученик зачитывает фрагмент текста. - Они могли взять свежие лесные цветы. Один ученик зачитывает фрагмент текста. 2 минуты самостоятельно выполняют задание. Затем озвучивают свои рассказы желающие ученики (2-3 человека). | Определять тему произведения.
Создавать собственный текст на основе художественного произведения. | Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). |
Рефлексия (7 мин) | - Какое произведение сегодня читали? - Кто автор этого произведения? Дома прочитайте еще раз рассказ, подумайте, какую бы картину вы нарисовали о первом зимнем дне, если бы были художниками. Желающие написать рассказ, за это получить дополнительную оценку. Предлагает прочитать эти умения в таблице (Приложение 2). - Предлагаю помощью таблицы оцените себя. - Поднимите руку, кто сам может определять жанр произведения. - А кто пока это может делать с помощью учителя? Аналогично по другим умениям. | - Первый зимний день. - Константин Паустовский. Ставят «+» в одном из уровней. | Создавать собственный текст. | Осуществлять рефлексивную оценку (Регулятивные УУД). |