СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К проблеме традиций и новаторства в методике преподавания литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на  ХI  Международной  научно – практической конференции «Современное образование» БФУ им. И.Кантм

Просмотр содержимого документа
«К проблеме традиций и новаторства в методике преподавания литературы»

Выступление на ХI Международной научно – практической конференции

«Современное образование»

БФУ им. И.Канта


Ждан Галина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы

высшей категории,
г. Калининград

К проблеме традиций и новаторства в методике преподавания литературы

Как повысить эффективность урока литературы? Как сделать его действенным средством нравственного воспитания, пробуждения в юных душах чувства доброты и милосердия? О решении этих вопросов не задумывался сегодня только ленивый. Поэтому, наверное, практику школьного образования в наши дни все больше определяет принцип методического плюрализма. На смену однообразию пришло многообразие форм и способов организации урока, объяснения материала, анализа языковых и литературных явлений. Содержание учебного процесса становится многовариативным.

О направленности методического поиска свидетельствуют и изучение языка на познавательной основе ( лингворечевой компонент), и постижение русской литературы в контексте мировой, и апробация и внедрение технологии развития критического мышления на фоне личностно ориентированного обучения, и развитие коммуникативных способностей школьников и т. д.

Сегодня время диктует школе новые законы: в ХХI веке мы, учителя, должны давать не просто знания, а только такие, благодаря которым наши подопечные сумеют самостоятельно их добывать и применять на практике, т.е. в любой жизненной ситуации, и стать не просто личностью, а личностью творческой. Какова же, исходя из выше сказанного, в этом роль учителя-словесника?

На этот вопрос дал ответ еще В.А.Сухомлинский, размышляя о природе литературы: «Важнейшая и конечная цель преподавания литературы – добиться того, чтобы чтение стало духовной потребностью учащихся, которая осталась бы у них на всю жизнь. Знание литературы – явление особое, несравнимое со знанием ни по одному из других предметов. Знать литературу – это, прежде всего, понимать ее, ценить и любить».

Идя вслед за педагогом-подвижником, учитель литературы, в первую очередь, должен помочь ученику воспитать или открыть в себе читателя. Методика этой работы проста и давно известна: нужно вместе читать. Читать вместе, воспринимать индивидуально: без подсказки учебника, критической статьи, даже без слова учителя. Задача педагога - организовать контакт ученика и писателя. Организовать и отойти в сторону. Не мешать. Как это можно сделать?

« Из всех способностей человека самая главная – это способность к творчеству. Она необходима в работе любого: математика, физика, биолога, экономиста, юриста, фермера, литератора или менеджера. Кем бы вы ни были – относитесь к своему делу творчески, а не как механические исполнители. Но чтобы развить в себе эту способность к творчеству, нужен труд с постоянным поиском элементов нового, с подключением фантазии к любому процессу, даже к такому «простому», как чтение, Почти каждый человек является читателем, но разного уровня, разной «квалификации. Попробуйте определить свои читательские способности по восприятию художественного текста»,- с данной «психологической установки» я начинаю работу с каждым новым классом:

Любой первый урок, открывающий новую тему по творчеству поэта или писателя, можно начать с чтения отрывка из произведения (последний абзац из «Тихого Дона», или «Элегия» Некрасова, или «Левый марш» Маяковского и т. п.). Вопрос: «Каким вы представляете человека, который это написал?», дает возможность сразу сблизить читателя- ученика с писателем, что является, на наш взгляд, первостепенной задачей учителя-словесника.

Еще один прием. Перед чтением рассказ, например В.Пьецуха «Жизнь негодяя», дается задание: попытайтесь фиксировать свое восприятие, т.е. все, что будет возникать в воображении, в сознании ( вопросы, фигуры, картины, мысли), воспроизведите в тетради или на листочке. Не стремитесь к совершенству или завершенности. Пусть это будут наброски, фрагменты.

Читаем медленно, останавливаясь на особо значимых деталях, разбиваем небольшими паузами текст на логически или эмоционально законченные части. Кто-то сразу решительно начинает писать. Некоторые оглядываются на одноклассников: « А что писать?»

«Подбрасываю» подсказки:

- Если представил картину, зарисуй ее: можно словами, можно линиями. Возникла мысль – запиши. Возникли вопросы – спрашивай. Чувства, настроения попробуй выразить хотя бы одним словечком. Нечего пока записывать или рисовать – слушай дальше. Попробуй понять, о чем рассказ, как он построен, какова позиция автора, исходя из описания героя, его поступков, согласен ли ты с позицией автора.

Заканчиваем чтение. Ученики дописывают свои заметки, Одни сдают сразу «что получилось», другие просят разрешения дописать дома. И что удивительно: все слушали один текст, а восприняли его по- разному, и нет работ-близнецов, какие часто встречаются среди обычных школьных сочинений. Тут личность проявляет себя свободно. А ведь это для нас сегодня самое важное, это то, ради чего мы, учителя-словесники, работаем!

Такой прием позволил прочитать очень трудную для детского восприятия поэму А. Блока «Двенадцать». Творческие работы ребят показали, что каждый сделал свой выбор: музыка революции - у одних, ритм - у других, вьюга - у третьих, отряд - у четвертых. Кто-то ничего не понял и не принял (были и такие ), кто-то сам себе дал задание: «Буду перечитывать». Но многие согласились с тем, что поэма необыкновенная по мыслям и по их художественному воплощению.

Работа по восприятию текста может проходить и в ином ключе. Задание: представьте, что вы режиссер экранизации этого произведения, или художник, или актер одной из ролей, или литературный критик. Вы обращаете внимание только на те детали, которые нужны для выбранной вами роли и говорите о произведении, исходя из поставленной задачи. Какие необыкновенно интересные интерпретации текста мы слышим на таких уроках!

Не открою Америки, если скажу, что неоценимую помощь в преподавании литературы оказывает искусство. Психологами давно установлено, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. У каждого ребенка рука очень рано начинает тянуться к цветным карандашам. С годами эти потребности как бы притупляются, но стоит дать им толчок, как они могут проявиться в новом качестве.

Многие старшеклассники говорят о том, что поэзию (а иногда и прозу) воспринимают в цвете и линиях. Так почему бы не использовать это для понимания литературного произведения и в то же время для развития образного мышления, воображения?

В чем суть данной работы? В течение урока учащиеся должны в красках выразить свое понимание темы и дать ему словесное обоснование. Можно пользоваться сочетанием цветов, цветовыми пятнами. Таким образом, решается проблема неумения рисовать. В живописи различают холодные тона (черный, синий, голубой, фиолетовый и др.) и теплые ( красный, желтый, оранжевый, малиновый и др.) Теплые цвета словно приближают к нам предметы, холодные – отдаляют. В данной работе главное – увидеть, как твои ученики восприняли смысл произведения, почувствовали его интонации, т. е. ту ли гамму цветов выбрали (ведь почти у каждого поэта есть свои любимые цвета, определенный настрой в творчестве), какие образные ассоциации у них возникли. И потом у учителя есть еще одна возможность оценить качество восприятия – это выслушать авторский комментарий к тому, что изображено на бумаге.

Для учащихся со слабо развитым интеллектом это вообще мощный толчок к творчеству: «Писать не умею, а нарисовать что-нибудь смогу». Но ведь это «что-нибудь» требует какого-то осмысления, значит - и мысли.

Какие же темы могут быть предложены ребятам? Самые разные: от «Мое представление о поэзии Есенина, или Блока, или Ахматовой» до «Мир, окружающий Раскольникова», «Цветовая палитра повести К. Воробьева «Это мы, господи», «Лирический герой В.Высоцкого».

Конечно же, задания такого типа предлагаются на выбор: они лишь средство для достижения поставленной цели. А цель – открыть в себе читателя, активного, творческого.

Можно еще упомянуть об уроках, переводящих литературное произведение на язык театра, например урок «Заседание художественного совета театра: «О постановке комедии В.Маяковского «Клоп» или о постановке «Собачьего сердца» М. Булгакова». Они, такого рода уроки, тоже способствуют развитию остроты художественного восприятия, помогают глубже вникнуть в суть творения.

Все способы и приемы, названные выше, являются, на наш взгляд, прекрасным средством развития и образного видения, и творческого мышления, дают общее представление об уровне понимания и восприятия той или иной темы, но самое главное – формируют личность, от которой зависит будущее нашей страны и не только нашей. В этом видим мы предназначение современного урока литературы и современной школы, школы ХХI века.