СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" К штыку приравнять перо"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация посвящена ВОВ, содержит  материал  стихов известных поэтов  о войне, может быть использована не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях .

Просмотр содержимого документа
«" К штыку приравнять перо"»

«К штыку приравнять перо!»   (Стихотворения  о войне)

«К штыку приравнять перо!» (Стихотворения о войне)

Что говорят поэты о Великой Отечественной войне?

Что говорят поэты о Великой Отечественной войне?

Давид Давидович Самойлов Давид Самойлов – поэт  фронтового поколения. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушел на фронт. Самым его известным произведением стало стихотворение «Сороковые». Это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях.

Давид Давидович Самойлов

Давид Самойлов – поэт

фронтового поколения. Как и

многие его сверстники, он со

студенческой скамьи ушел на

фронт. Самым его известным

произведением стало

стихотворение «Сороковые».

Это стихи о войне, о юности, о

мечтах и испытаниях.

Как поэт рисует картины войны?  Стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может, страницы своей памяти: «А это я на полустанке…», «Да, я на этом белом свете…». Тремя безличными предложениями изображается холод, неустроенность, опустошающая сила войны: «Просторно. Холодно. Высоко». Повторы и многоточия: «И погорельцы, погорельцы / Кочуют с запада к востоку…» - усиливают впечатление всенародного масштаба трагедии. Многие строки стихотворения начинаются одинаково – с повторяющего союза «И», соединяющего военные воспоминания в одну череду: «Война, беда, мечта и юность!»
  • Как поэт рисует картины войны?

Стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может, страницы своей памяти: «А это я на полустанке…», «Да, я на этом белом свете…».

Тремя безличными предложениями изображается холод, неустроенность, опустошающая сила войны: «Просторно. Холодно. Высоко». Повторы и многоточия: «И погорельцы, погорельцы / Кочуют с запада к востоку…» - усиливают впечатление всенародного масштаба трагедии. Многие строки стихотворения начинаются одинаково – с повторяющего союза «И», соединяющего военные воспоминания в одну череду: «Война, беда, мечта и юность!»

- Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено?  Война гуляет по России, А мы такие молодые! Молодость противопоставлена войне. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей.  Но молодости свойствен оптимизм: Да, это я на белом свете, Худой, веселый и задорный.

- Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено?

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Молодость противопоставлена войне. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей.

Но молодости свойствен оптимизм:

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

Константин Симонов Константин Симонов (1915 - 1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри».

Константин Симонов

Константин Симонов (1915 - 1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри».

Константин Симонов Жди меня

Константин Симонов

Жди меня

В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову.  Константин Симонов

В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову.

Константин Симонов

Образ русской земли в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» создается через образ дорог, «слезами измеренных»; троекратным повторением «деревни, деревни, деревни, деревни с погостами…»; сравнением «Как будто на них вся Россия сошлась»; размышлениями о том, что такое родина: «эти проселки, что дедами пройдены, / С простыми крестами их русских могил». Слова старухи: «Мы вас подождем!» - повторяют пажити и леса, как будто вся природа; вся Россия говорит это. Многократным повторением слова «русский», «русская», «по-русски» выражается гордость «за самую милую, / За горькую землю, где я родился», готовность умереть за родину, но защитить ее от врагов .

Образ русской земли в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» создается через образ дорог, «слезами измеренных»; троекратным повторением «деревни, деревни, деревни, деревни с погостами…»; сравнением «Как будто на них вся Россия сошлась»; размышлениями о том, что такое родина: «эти проселки, что дедами пройдены, / С простыми крестами их русских могил». Слова старухи: «Мы вас подождем!» - повторяют пажити и леса, как будто вся природа; вся Россия говорит это. Многократным повторением слова «русский», «русская», «по-русски» выражается гордость «за самую милую, / За горькую землю, где я родился», готовность умереть за родину, но защитить ее от врагов .

Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина Симонова, - автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. Алексей Сурков

Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина Симонова, - автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке.

Алексей Сурков

«Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка… Алексей Сурков

«Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка…

Алексей Сурков

Письма в стихах были одним из весьма распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны» - так рассказывает о «Землянке» поэт Евгений Долматовский в «Рассказах о твоих песнях»  Алексей Сурков

Письма в стихах были одним из весьма распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны» - так рассказывает о «Землянке» поэт Евгений Долматовский в «Рассказах о твоих песнях»

Алексей Сурков

Абдулла Бариевич Алишев  Родился 15 сентября 1908 года в деревне Каюки Куйбышевского района Татарии.Учился в сельской школе, затем в землеустроитель-ном техникуме в Казани, Работал мелиорато-ром в районах Татарии, десятником настро-ительстве Казанской теплоэлектроцентрали, позднее ответственным секретарем журналов «Техника» и «Пионер каляме» («Пионерское перо»). Учился заочно в Казанском педаго-гическом институте, но закончить его не успел — помешала война.  Печататься начал в тридцатые годы. Полу-чил широкое при­знание как один из талант-ливейших детскихписателей.Егокниги«Звез-дочка»,«Отрядныйфлаг»,«Нечкэбиль»(«Тонкостанная»), «Клятва» и др. пользовались большим успехом среди татарской детворы.

Абдулла Бариевич Алишев

Родился 15 сентября 1908 года в деревне Каюки Куйбышевского района Татарии.Учился в сельской школе, затем в землеустроитель-ном техникуме в Казани, Работал мелиорато-ром в районах Татарии, десятником настро-ительстве Казанской теплоэлектроцентрали, позднее ответственным секретарем журналов «Техника» и «Пионер каляме» («Пионерское перо»). Учился заочно в Казанском педаго-гическом институте, но закончить его не успел — помешала война.

Печататься начал в тридцатые годы. Полу-чил широкое при­знание как один из талант-ливейших детскихписателей.Егокниги«Звез-дочка»,«Отрядныйфлаг»,«Нечкэбиль»(«Тонкостанная»), «Клятва» и др. пользовались большим успехом среди татарской детворы.

— Живи в светлейшем из краев земли.  Весь век в раю блаженствуй, небожитель! — Нет рая мне от Родины вдали,  Прошу, в родимый край меня верните!

— Живи в светлейшем из краев земли.

Весь век в раю блаженствуй, небожитель!

— Нет рая мне от Родины вдали,

Прошу, в родимый край меня верните!

 Сергей Орлов Поэт Сергей Орлов как и многие его современ- ники, участвовал в Великой Отечественной вой- не .В1941 году он был студентом исторического факультета Петрозаводского университета. В пер- вые же дни войны, в июне 1941 года он вступил в истребительный батальон народного ополчен- ия; через два месяца стал  танкистом. 17 февраля 1944 года Орлов горел в танке, и следы от страшных ожог на всю жизнь остались на его лице.

Сергей Орлов

Поэт Сергей Орлов как и многие его современ-

ники, участвовал в Великой Отечественной вой-

не .В1941 году он был студентом исторического

факультета Петрозаводского университета. В пер-

вые же дни войны, в июне 1941 года он вступил

в истребительный батальон народного ополчен-

ия; через два месяца стал танкистом.

17 февраля 1944 года Орлов горел в танке,

и следы от страшных ожог на всю жизнь

остались на его лице.

«Его зарыли в шар земной…» Уже на исходе Великой Отечественной вой- ны в 1944 году написал стихотворение  «Его зарыли в шар земной…,которое принес  ему известност ь . Нередко называют его  стихотворением-памятником простому сол- дату, спасшему мир от гибели. К тому вре- мени сотни тысяч солдат уже легли в сырую землю и их безвестные могилы ,кое-где даже успели порасти молодой травой. Война близи- лас ь к концу, но земля всё ещё принима- ла в свои объятия погибших, и кропили её Слезь матерей и детей, жён и невест, братьев и сестер.

«Его зарыли в шар земной…»

Уже на исходе Великой Отечественной вой-

ны в 1944 году написал стихотворение

«Его зарыли в шар земной…,которое принес

ему известност ь . Нередко называют его

стихотворением-памятником простому сол-

дату, спасшему мир от гибели. К тому вре-

мени сотни тысяч солдат уже легли в сырую

землю и их безвестные могилы ,кое-где даже

успели порасти молодой травой. Война близи-

лас ь к концу, но земля всё ещё принима-

ла в свои объятия погибших, и кропили её

Слезь матерей и детей, жён и невест, братьев

и сестер.

Домашнее задание: Выучить одно стихотворение наизусть Написать сочинение: «Никто не забыт,ничто не забыто»  «Поэты о войне»

Домашнее задание:

  • Выучить одно стихотворение наизусть
  • Написать сочинение: «Никто не забыт,ничто не забыто»

«Поэты о войне»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!