СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К уроку русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однородные члены предложения

Просмотр содержимого документа
«К уроку русского языка»

Найдите в обоих примерах определения. 1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский (все определения – качественные прилагательные – называют качества языка)  *** 2. В день солнечный июльский Цветы, цветы вокруг! Красив язык мой русский, Как этот летний луг. (солнечный – качественное прилагательное, июльский - относительное)

Найдите в обоих примерах определения.

1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

(все определения – качественные прилагательные – называют качества языка)

***

2. В день солнечный июльский

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

(солнечный – качественное прилагательное, июльский - относительное)

Качественные прилагательные : обозначают качество, свойство предмета: его размер (маленький), форму (круглый), цвет (белый), физические характеристики (теплый) и т.д. Могут образовывать сравнит.степень: новый –новее; краткую форму: добрый-добра-добр. Относительные прилагательные : обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянный дом, кирпичная стена), признак предмета по месту (школьный кабинет, московские улицы), по времени года, суток и т.д. (зимний день, вечерние новости), по назначению предмета (спортивная обувь, разделочная доска) и т. д.; по действию (стиральная машина).  При употреблении  в словосочетании их можно заменить именами существительными: деревянный дом – дом из дерева, зимний день – день зимы.

Качественные прилагательные : обозначают качество, свойство предмета: его размер (маленький), форму (круглый), цвет (белый), физические характеристики (теплый) и т.д. Могут образовывать сравнит.степень: новый –новее; краткую форму: добрый-добра-добр.

Относительные прилагательные : обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянный дом, кирпичная стена), признак предмета по месту (школьный кабинет, московские улицы), по времени года, суток и т.д. (зимний день, вечерние новости), по назначению предмета (спортивная обувь, разделочная доска) и т. д.; по действию (стиральная машина).

При употреблении в словосочетании их можно заменить именами существительными: деревянный дом – дом из дерева, зимний день – день зимы.

Определите, являются однородными или неоднородными определения в следующих словосочетаниях: Первый искусственный спутник – неоднородные (числительное + прилагательное) Черные белые желтые машины – однородные (разновидности одного предмета) Великолепная сияющая под солнцем поляна –  однородные (прилагательное + причастный оборот) Осенний холодный дождь – неоднородные (относит. прил.+кач.прил.) Трудный пятый этап – неоднородные (качественное прил.+ числительное) Молодая пахучая трава – однородные (качественные прилагательные)

Определите, являются однородными или неоднородными определения в следующих словосочетаниях:

Первый искусственный спутник –

неоднородные (числительное + прилагательное)

Черные белые желтые машины –

однородные (разновидности одного предмета)

Великолепная сияющая под солнцем поляна –

однородные (прилагательное + причастный оборот)

Осенний холодный дождь –

неоднородные (относит. прил.+кач.прил.)

Трудный пятый этап –

неоднородные (качественное прил.+ числительное)

Молодая пахучая трава –

однородные (качественные прилагательные)

Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными Тропинка

Глядя на картинку, составьте по два словосочетания: одно с однородными определениями, другое – с неоднородными

Тропинка

Домашнее задание: выписать из изучаемого или недавно пройденного художественного произведения 10 словосочетаний: 5 с однородными определениями и 5 с неоднородными определениями.
  • Домашнее задание: выписать из изучаемого или недавно пройденного художественного произведения 10 словосочетаний: 5 с однородными определениями и 5 с неоднородными определениями.