Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ковалевская средняя общеобразовательная школа
имени Петра Алексеевича Козлова
Рассмотрено на Заседании МО Утверждаю
«____»___________2017г. Директор школы:
Приказ №___ от «___»_________ 2017 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР:
«___»___________ 2017 г.
Рабочая программа
элективного курса
по русскому языку
«Трудности русского языка»
9 класс
Учитель русского языка и литературы
Ряснянская Оксана Сергеевна
с. Ковалёво
2017-2018уч.г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Трудности русского языка» для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.
3. Цели и задачи курса.
Цель курса:
• подготовить учащихся к ОГЭ;
• обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Текст»;
обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
• развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.
• Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
• Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
• Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
• Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
• Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
• Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
2. Тематический план
(элективный курс «Трудности русского языка»)
9 класс
№ | Тема урока |
1. | Часть 1.Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. |
2. | Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. |
3. | Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. |
4. | Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. |
5. | Задание 1. Выбор приемов сжатия. |
6. | Часть 2. Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему. Задание 15.2,15.3. Сочинение на морально-этическую тему. Критерии оценки задания 15.1, 15.2,15.3. Структура сочинений. |
7. | Учимся формулировать тезис. |
8. | Учимся аргументировать. |
9. | Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. |
10 | Учимся писать вывод сочинения на морально-этическую тему. |
11. | Част 3. Понимание смысла текста (задание 2). Выразительно-изобразительные языковые средства( задание 3). |
12. | Основные орфографические правила правописания приставок (задание 4). Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях (задание 5). Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени (задание 5). |
13. | Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Синонимы ( задание 6). |
14. | Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании (задание 7). Грамматическая основа предложения. Грамматические основы предложений (задание 8,11). |
15. | Простое осложненное предложение (задание 9). Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия (задание 10). |
16. | Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении (задание 12). |
17. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными (задание 13). Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения (задание 14). |
Календарно-тематический план
(элективный курс «Трудности русского языка»)
9 класс
№ | дата | Тема урока |
план | Факт |
1. | 18.01 | | Сжатое изложение (задание 1). Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. |
2. | 25.01 | | Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. |
3. | 01.02 | | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. |
4. | 08.02 | | . Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. |
5. | 15.02 | | Выбор приемов сжатия. |
6. | 22.02 | | Сочинение на лингвистическую тему (задание 15.1).. Сочинение на морально-этическую тему (задание 15.2,15.3). Критерии оценки сочинения. Структура сочинений. |
7. | 01.03 | | Учимся формулировать тезис. |
8. | 08.03 | | Учимся аргументировать. |
9. | 15.03 | | Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. |
10 | 22.03 | | Учимся писать вывод сочинения на морально-этическую тему. |
11. | 05.04 | | Понимание смысла текста (задание 2). Выразительно-изобразительные языковые средства( задание 3). |
12. | 12.04 | | Основные орфографические правила правописания приставок (задание 4). Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях (задание 5). Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени (задание 5). |
13. | 19.04 | | Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Синонимы ( задание 6). |
14. | 26.04 | | Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании (задание 7). Грамматическая основа предложения. Грамматические основы предложений (задание 8,11). |
15. | 03.05 | | Простое осложненное предложение (задание 9). Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия (задание 10). |
16. | 10.05 | | Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении (задание 12). |
17-18 | 17.05 24.05 | | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными (задание 13). Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения (задание 14). |
Список литературы:
Литература для учителя:
1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
5. ЦыбулькоИ.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
10. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
11. Работы учащихся
12. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.
13. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»
14. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
15. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1).
Литература для учащихся:
1. Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
5. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
6. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
7. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
8. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
8