СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К уроку русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "Трудности русского языка"

Просмотр содержимого документа
«К уроку русского языка»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ковалевская средняя общеобразовательная школа

имени Петра Алексеевича Козлова




Рассмотрено на Заседании МО Утверждаю

«____»___________2017г. Директор школы:

Приказ №___ от «___»_________ 2017 г.


Согласовано

Зам. директора по УВР:

«___»___________ 2017 г.








Рабочая программа

элективного курса

по русскому языку

«Трудности русского языка»

9 класс












Учитель русского языка и литературы


Ряснянская Оксана Сергеевна













с. Ковалёво


2017-2018уч.г.

1. Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса «Трудности русского языка» для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.

Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.

Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часа в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.

При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.

3. Цели и задачи курса.

Цель курса:

подготовить учащихся к ОГЭ;

• обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Текст»;

обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.

Задачи курса:

развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.

• Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.

• Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.

• Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.

• Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

• Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.

• Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

2. Тематический план

(элективный курс «Трудности русского языка»)

9 класс



Тема урока

1.

Часть 1.Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

2.

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

3.

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

4.

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

5.

Задание 1. Выбор приемов сжатия.

6.

Часть 2. Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему. Задание 15.2,15.3. Сочинение на морально-этическую тему. Критерии оценки задания 15.1, 15.2,15.3. Структура сочинений.

7.

Учимся формулировать тезис.

8.

Учимся аргументировать.

9.

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

10

Учимся писать вывод сочинения на морально-этическую тему.

11.

Част 3. Понимание смысла текста (задание 2). Выразительно-изобразительные языковые средства( задание 3).

12.

Основные орфографические правила правописания приставок (задание 4). Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях (задание 5). Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени (задание 5).

13.

Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Синонимы ( задание 6).

14.

Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании (задание 7). Грамматическая основа предложения. Грамматические основы предложений (задание 8,11).

15.

Простое осложненное предложение (задание 9). Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия (задание 10).

16.

Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении (задание 12).

17.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными (задание 13). Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения (задание 14).









  1. Календарно-тематический план

(элективный курс «Трудности русского языка»)

9 класс



дата

Тема урока

план

Факт

1.

18.01


Сжатое изложение (задание 1). Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

2.

25.01


Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

3.

01.02


Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

4.

08.02


. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

5.

15.02


Выбор приемов сжатия.

6.

22.02


Сочинение на лингвистическую тему (задание 15.1).. Сочинение на морально-этическую тему (задание 15.2,15.3). Критерии оценки сочинения. Структура сочинений.

7.

01.03


Учимся формулировать тезис.

8.

08.03


Учимся аргументировать.

9.

15.03


Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

10

22.03


Учимся писать вывод сочинения на морально-этическую тему.

11.

05.04


Понимание смысла текста (задание 2). Выразительно-изобразительные языковые средства( задание 3).

12.

12.04


Основные орфографические правила правописания приставок (задание 4). Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях (задание 5). Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени (задание 5).

13.

19.04


Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Синонимы ( задание 6).

14.

26.04


Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании (задание 7). Грамматическая основа предложения. Грамматические основы предложений (задание 8,11).

15.

03.05


Простое осложненное предложение (задание 9). Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия (задание 10).

16.

10.05


Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении (задание 12).

17-18

17.05

24.05


Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными (задание 13). Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения (задание 14).





  1. Список литературы:


Литература для учителя:

1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.

2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.

3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год

4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.

5. ЦыбулькоИ.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель

6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»

10. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

11. Работы учащихся

12. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.

13. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»

14. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»

15. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1).


Литература для учащихся:

1. Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.

2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.

4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

5. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.

6. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.

7. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год

8. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.






8