К ВОПРОСУ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
ВАСИЛЬКИНА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовность, нравственность, духовно-нравственное развитие, младшие школьники с нарушением интеллекта.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта.
На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий общественного прогресса. В связи с этим, перед образовательными организациями ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности. В настоящее время общепризнанным является факт, что возрождение и совершенствование духовно-нравственного развитие, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.
Духовно-нравственному развитию младших школьников всегда уделялось достаточно много внимания. И это не случайно, ведь это направление в воспитании детей отражает отношение ко всем значимым сферам жизни будущего члена социума, демонстрирует его патриотизм, нравственность, эстетическое восприятие, толерантность, любовь к природе, культуру поведения [3,127].
Проблемы, связанные с духовно-нравственным развитием детей с нарушением интеллекта, постоянно находятся в центре внимания. Задача воспитанности школьников в коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Становление личности детей с нарушением интеллекта непосредственно связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность, а также биологические особенности. Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность формируется не путем простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизических задатков развития [2].
Развитие личности ребенка с нарушением интеллекта происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях. Младший школьный возраст является сензитивным к усвоению норм нравственности. Во-первых, это интенсивное развитие познавательной активности. Развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью, что приводит детей к усвоению материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий. Во-вторых, произвольность психических процессов, формирование волевых усилий, новый уровень потребностно-мотивационной сферы ребенка позволяет ему действовать под влиянием не только непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленным целям, нравственными требованиями и чувствами. В-третьих, у младших школьников формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности. И, наконец, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям.
Сложности в духовно-нравственном развитии детей с нарушением интеллекта связаны с такими особенностями их развития как: несформированность потребности в общении; трудности в овладении средствами общения (речью и социально-перцептивными навыками); сложности социализации (усвоения социальных норм и правил, формирования нравственной и моральной сфер личности); отсутствие достаточной саморегуляции, нарушения эмоционально-волевой сферы; трудности, конфликты, возникающие при общении с окружающими людьми [5].
Духовно-нравственное развитие младших школьников с нарушением интеллекта определяется сферой поступков по отношению к другим людям, отражая практически-деятельностную позицию человека. При этом нравственность не является врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми. Чем раньше начнется приобщение ребенка с нарушением интеллекта к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя моральный облик человека. Нравственный человек, тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями. Это то, как ведет себя ученик в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля извне. Выработка таких взглядов, убеждений и соответствующих им привычек составляет цель духовно-нравственного развития.
Формирование у младших школьников с нарушением интеллекта нравственных чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям - важнейшая задача духовно-нравственного развития. Другая задача духовно-нравственного развития - формирование навыков и привычек общественного поведения.
Особое место в духовно-нравственном развитии детей с нарушением интеллекта занимает процесс развития у них нравственных привычек. Свойственная многим детям с нарушением инертность, тугоподвижность мыслительных процессов ставит успех формирования их привычек в известную зависимость от случайных отрицательных впечатлений. Как отмечает Л. М. Шипицына, такое впечатление может спровоцировать импульсивный поступок, который в дальнейшем может зафиксироваться в виде привычного способа реагирования. Влияние таких ошибочных эпизодических действий на некоторых детей, которым свойственна инертность нервных процессов, довольно велико, они могут служить основой возникновения других привычек [6].
Духовно-нравственное развитие младших школьников с нарушением интеллекта включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
В. Н. Банников отмечает, что формирование духовно-нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта проходит с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице) [1, 204].
Задача семьи и коррекционной школы - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Ее решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром.
Духовно-нравственное развитие младших школьников с нарушением интеллекта своеобразно. Следует учитывать, что, хотя дети начинают самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, оценка событий, поступков часто может быть ситуативна. Выделяют следующие направления духовно-нравственного развития младших школьников с нарушением интеллекта: развитие гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями); развитие нравственных чувств и этического сознания (нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость, милосердие; честь; достоинство; любовь; уважение к родителям; уважение достоинства человека; забота и помощь; ответственность и чувство долга; толерантность); развитие трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (стремление к познанию и истине; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; бережливость, трудолюбие); развитие ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание (жизнь; эволюция родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание); развитие ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, эстетическое воспитание (красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве; художественное творчество) .
Каждое направление в развитие имеет свои специфические особенности, которые должны быть учтены при организации образовательного процесса в начальной школе.
Представления у младших школьников с нарушением интеллекта расширяются постепенно. Система обобщённых знаний формируется уже к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.
Для того, чтобы обучение достигло поставленных целей и задач педагоги должны учитывать возрастные и познавательные особенности учащихся, знать их интересы и увлечения, использовать современные технологии и методики, корректировать настроение во время совместной деятельности. Занятия могут проходить не только в стенах учебного заведения, результат можно получить, проводя внеклассную работу. Так же очень важна работа с родителями, разъяснение им необходимости совместного духовно-нравственного воспитания, его основ, закономерностей, правил .
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации.
Список использованных источников
1. Банников, В. Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности / В. Н. Банников // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 41–45.
2. Гнездилов, Г. В. Возрастная психология и психология развития : учеб.пособие / под ред. Р. В. Ершова. – М.:Наука, 2013. – 197 с.
3. Грачёва, А. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: совершенствуем планирование / А. Грачёва, С. Гавалешко // Коррекционно-развивающее образование. – 2014. – № 1. – С. 3–15.
4. Олигофренопедагогика : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, Ю. Б. Зеленская [и др.] ; под ред. Л. М. Шипицыной. – М. : Академия, 2011. – 335 с.
5. Современные технологии обучения и развития учащихся специальных (коррекционных) школ (по материалам республиканского семинара-практикума) / под ред. А. М. Ванина // Интеграция образования. – 2010.– № 1. – С. 120–124.
6. Шипицына, Л. М. Олигофренопедагогика [Электронный ресурс] : учебник / Л. М. Шипицына. – М. : Академия, 2013. – 1 электрон.опт. диск.