СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу о координации дирижерского аппарата

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о координации дирижерского аппарата для овладения приемами техники дирижирования.                              

Просмотр содержимого документа
«К вопросу о координации дирижерского аппарата»

К вопросу о координации дирижерского аппарата

Обучение дирижированию предусматривает: 1) изучение теоретических основ тактирования, 2) овладение основами дирижерской техники. На начальном этапе обучения первые уроки необходимо посвятить раскрепощению и правильной постановке дирижерского аппарата.

Цель работы: формирование представлений о координации дирижерского аппарата для овладения приемами техники дирижирования.

Задачи: 1) привить студенту осознанную необходимость контролирования ощущений напряжения и расслабления мышц.

2) определить специальные упражнения для выработки мышечной свободы и координации свободы рук

3) сформировать навыки овладения основными дирижерскими движениями

Овладение основными элементами дирижерской техники начинается с выработки естественного и свободного положения корпуса, рук, головы, ног дирижера, т.е. дирижерского аппарата. Проблемы физиологической свободы дирижерского аппарата затрагивались в той или иной степени авторами различных методических пособий по технике дирижирования (Л.А. Безбородова, Г.Л. Ержемский, С.А. Казачков, М.М. Канерштейн, Н.А. Малько, И.А. Мусин, А.М. Пазовский и др.)

В деятельности дирижера все части дирижерского аппарата являются важными, однако в первую очередь необходимо обратить внимание на руки дирижера. О выразительных возможностях рук древнеримский философ Квинтилиан писал следующее: «Руки почти говорят, не руками ли требуем, обещаем, призываем, умоляем… Не ими ли изъявляем радость, печаль, сомнение?..»

Рассмотрим руки с точки зрения физиологии. Рука состоит из кисти, предплечья и плеча. Все части руки взаимосвязаны и взаимозависимы в своих движениях. Функции правой и левой руки имеют свою специфику. Если правая рука занята, в основном, тактированием, то левая показывает вступления инструментам, голосам, оркестровым группам, а также выразительную технику дирижирования: фразировку, динамику, руководство мелодическим голосом и т.д. Выразительные возможности рук могут раскрыться лишь при условии свободы дирижерского аппарата в целом. Гибкость и пластичность рук находятся в прямой зависимости от внутреннего состояния мышц. Абсолютной мышечной свободы не бывает. Свобода движений должна пониматься, как способность координировать силу физического напряжения, т.е. «умение напрягать и расслаблять мышцы рук в полном соответствии с характером выражаемой музыки»(17,5).

Достижения мышечной свободы дирижирования во многом близки с другими видами творческой деятельности. Полезным будет использование методической литературы по актерскому мастерству, вокалу, а также спорту. Для начинающего дирижера типична зажатость движения. Причины могут быть различными как физические, так и психологические. Неоправданное физическое напряжение мешает дирижеру. Мышечные зажимы парализуют его, сковывают движения и мешают возможности свободно владеть своим аппаратом. Единственный способ преодоления мышечных зажимов – это постоянный контроль над ними и моментальное их сбрасывание при работе. Вот что об этом писал К.С. Станиславский: «Нужно постоянно и неустанно вести борьбу с этим недостатком (мышечным напряжением) и никогда не прекращать ее. Борьба заключается в том, чтобы развить в себе наблюдателя или контролера. Роль контролера трудна: он должен неустанно как в жизни, так и на сцене следить за тем, чтобы нигде не проявлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов. Этот процесс самопроверки и снятия лишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности. Мало того, его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность, и не только для спокойных моментов роли, но, главным образом в минуты высшего нервного и физического подъема… Эта привычка должна вырабатываться ежедневно, систематически, не только во время классных и домашних упражнений, но и в самой реальной жизни…(15,57).

Основными путями развития свободы дирижерского аппарата в целом и рук в частности являются: на первом этапе – контроль над мышечными ощущениями и на втором этапе – занятия специальными упражнениями. Постановку рук, изучение элементарных движений и приемов тактирования необходимо проводить на специальных упражнениях вне музыки, дальнейшую выработку технических навыков следует продолжать на музыкальном материале. Выбор произведений должен диктоваться задачами освоения приемов дирижерской техники.

Условно упражнения можно разделить на два типа. Первый – обще гимнастические с элементами дирижерской техники. К ним относятся упражнения на освобождение мышц и суставов, поднимание, опускание и перенос рук, развитие кистевых движений, смену позиций, диапазонов и т.д. Известный дирижер Н.А. Малько всегда ратовал за свободное владение мануальной техникой. В этих целях он заставлял учеников заниматься гимнастикой в классе, раскрепощением плечевого пояса, разработкой кистевых движений, уточнением рисунков. И советовал всем заниматься фехтованием, но не рапирах, а на эспадронах (для кистевых движений)(6,35).

Для первоначальных занятий предлагаются элементарные упражнения на мышечное расслабление и координацию движения. В начальной стадии обучения их лучше развивать специальными аналогичными упражнениями по развитию техники у инструменталистов, целью которых является устранение всевозможных двигательных дефектов – зажатости, скованности, напряженности мышц, нескоординированности движений левой и правой рук. При выполнении упражнений обучаемый должен ориентироваться на мышечно-слуховые и зрительные восприятия. В каждом упражнении должна ставиться определенная цель.

1 упражнение – устраняет напряженность мышц и корпуса. Приподняв плечи, отведите их (разверните) назад и свободно (как бы бросив) опустите. Повторить несколько раз.

2 упражнение – Рука медленно поднимается от плеча перед собой ( при опущенной кисти ), на мгновение задерживается и свободно падает, должна качаться как маятник.

3 упражнение – снятие мышечного напряжения в ногах. Ноги поставить в исходное положение и переносить центр тяжести с одной ноги на другую.

4 упражнение – Поднятие «груза» на вытянутых руках.

5 упражнение – Руки плавно двигаются а) «вверх-вниз» в вертикальной плоскости, б) «вправо-влево» в горизонтальной плоскости, в) передвигаются «от себя-к себе» в горизонтальной плоскости. Выполнять отдельно каждой рукой или двумя одновременно на счет «раз-два».

6 упражнение – Руки выполняют кругообразные движения а) в вертикальной и горизонтальной плоскостях, б) кругообразные движения «от себя-к себе», в) выполняют движения в виде «восьмерки» в горизонтальной и вертикальной плоскостях на счет «раз-два-три».

7 упражнение – «Виражи». Движения руки «от себя вперед-вверх» и обратно. Выполнять отдельно каждой рукой на счет «раз-два-три-четыре».

8 упражнение – на кистевое движение. Рука находится в исходном положении. Далее нужно приподнять кисть, задержав ее, и сделать легкое бросковое движение. После удара кисть должна отскочить вверх. Во время удара кисть не должна опускаться ниже уровня предплечья. На начальном этапе лучше ударять по какой-либо плоскости, в дальнейшем представлять воображаемую плоскость. Чтобы добиться нужной остроты и упругости в движениях кисти можно воспользоваться ассоциативными представленниями (горячий утюг, укол иглой, имитация ловли рыбы удочкой).

9 упражнение – отработка кистевых ударов во всех точках плоскости тактирования. Из исходного положения рука перемещается вправо, затем влево. Перемещение производится с остановками, причем в каждой точке остановки делается по нескольку ударов кисти.

10 упражнение – на выработку движений предплечья. Начинается упражнение с ударов кистью с постепенным включением предплечья. Падение руки не должно быть ускоренным и форсированным. Свободным должно быть движение вверх. Удар по-прежнему производиться кистью. Хотя кисть несколько уменьшит свою амплитуду, чтобы жест не был разболтанным и несобранным.

11 упражнение – на выработку движений плеча. Участие кисти должно быть минимальным, хотя именно кистью наноситься удар. Из основного положения руки начинать ударяющее движение предплечьем, постепенно расширяя амплитуду жеста, включая в него плечо.

12 упражнение – «Точка-касание». Мягкое и точное прикосновение к горизонтальной плоскости на закругленном движении руки. Прикосновение делать кистью с обязательной свободой плечевого пояса.

Предложенные 8,9,10,11,12 упражнения имели своей целью выработку движений ударного характера, т.е. близкими к штриху стаккато (при остроте удара) и близкими к штриху нон легато (при смягченности движений).

13 упражнение – круговые движения кисти совершаются без толчков, с обращенной ладонью вниз (эффект «летящей пушинки»).

14 упражнение – кругообразные движения предплечья. Начинается упражнение кругообразным движением кисти вправо (для правой руки), движением кисти влево (для левой руки), с увеличением амплитуды постепенно включается предплечье.

15 упражнение – волнообразное движение руки. Плечо начинает движение, а предплечье запаздывает, плечо как бы тянет за собой предплечье и кисть (эффект «резины», «теста»).

13,14,15 упражнения помогут при выработке жеста легато.

При выполнении этого комплекса упражнений педагогу необходимо приучать студента к самостоятельному контролю напряжения и расслабления мышц плеча, предплечья и кисти.

Схемы тактирования. Долгое время оркестром управляли с помощью батуты или жезла, затем тактирование осуществлялось с помощью геометрических фигур: квадратов, ромбов, треугольников. На смену прямолинейным движениям графического способа пришли дугообразные движения в результате переноса руки в разные точки схемы тактирования.

Цель следующих упражнений – выработать гибкие дугообразные движения.

16 упражнение – принцип «маятника». Ударяющее движение кистью, перенося руку из одной точки плоскости в другую.

17 упражнение – движение по двум дугам в обе стороны.

18 упражнение – дугообразное движение влево, затем большая дуга вправо, возврат к исходной точке.

19 упражнение – движение по трем дугам, две влево и одна общая вправо.

20 упражнение – «Восьмерка». Кругообразное движение «вниз-влево-вверх; вниз-вправо-вверх» (лежачая восьмерка). Кисть во время движений должна быть в горизонтальном положении, без поворота на ребро.

Существуют различия между отрывистым и связным движением тактирования. Отрывистое тактирование: возвратное движение после точки удара, затухающее вверх и ускоряющееся движение вниз. Связное тактирование: переход к следующей доле по закруглению, равномерное по скорости движение, отсутствие точки удара.

После усвоения упражнений первоначального этапа можно приступить к более сложным в соответствии с функциями рук.

В начальный период обучения трудно сразу разделить функции рук. Изучая схемы, необходимо совместить усвоение технологических задач с художественными. Вот несколько упражнений на свободу и независимость рук.

21 упражнение – правая рука тактирует на «два», левая одновременно движется «вверх-вниз». Такое упражнение повторить в схеме на «три» и на «четыре».

22 упражнение - выполнение упражнения в различных плоскостях: правая рука тактирует на «два», левая на счет «раз-два» движется «от себя» ладонью «вверх» и «к себе» ладонью «вниз». Это же упражнение повторить в схеме на «три» и в схеме на «четыре». Правая рука выполняет упражнение в вертикальной плоскости, левая – в горизонтальной.

23 упражнение – выполнение разносхемных движений обеими руками. Правая рука тактирует на «три», левая в это же время тактирует на «два».

24 упражнение - левая рука тактирует на «три», правая в это же время тактирует на «два».

25 упражнение – правая рука тактирует на «четыре», одновременно левая рука тактирует на «три».

26 упражнение – левая рука тактирует на « четыре», одновременно правая рука тактирует на «три»

27 упражнение – круговые движения на независимость рук. Правая рука тактирует на «два», левая на счет «раз-два» делает круговые движения. Затем правая рука тактирует на «три», левая соответственно на счет «раз-два-три» совершает круговые движения. И правая рука тактирует на «четыре», а левая совершает круговые движения на счет «раз-два-три-четыре».

Левая рука может выполнять упражнения в различных плоскостях и в различных направлениях.

Усвоение упражнений на независимость рук, координацию движений поможет качественному освоению материала студентами. Материал для дирижирования должен быть подобран соответственно последовательности освоения приемов дирижерской техники.

Опыт показывает, что недостаточное внимание к постановке дирижерского аппарата, мышечной свободе, координации движения, выработке независимости рук, особенно на начальном этапе обучения, не позволяет выявить творческий потенциал студента, раскрыть его дирижерские способности и привить любовь к предмету.

Литература

  1. Безбородова Л.А. Дирижирование. М.: Просвещение, 1990.

  2. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Спб:1993.

  3. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера. М.: Музыка, 1973.

  4. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. М.: Музыка, 1967.

  5. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. М.: Музыка, 1972.

  6. Малько Н.А. Воспоминания. Статьи. Письма. Л.: Музыка, 1972.

  7. Малько Н.А. Основы техники дирижирования. М.-Л.: Музыка, 1965.

  8. Маталаев Л.Н. Основы дирижерской техники. М.: Музыка, 1986.

  9. Мусин И.А. О воспитании дирижера. Л.: Музыка, 1987.

  10. Мусин И.А. Техника дирижирования. Л.: Музыка, 1967.

  11. Мусин И.А. Язык дирижерского жеста. М.: Музыка, 2006.

  12. Ольхов Т.А. Теоретические основы дирижерской техники. Л.: Музыка, 1984.

  13. Орлов В.И., Комиссаров Е.В. Учебник по дирижированию. МВМУ: 2000.

  14. Пазовский А.М. Записки дирижера. М.: Музыка, 1966.

  15. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997.

  16. Сивизьянов А.С. Проблемы мышечной свободы дирижера хора. М.: Музыка, 1983.

  17. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собрание сочинений, т.2. М.: Искусство, 1954.

  18. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986.