СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К вопросу о работе со словами с непроверяемыми орфограммами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«К вопросу о работе со словами с непроверяемыми орфограммами»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. О. САРАНСК

МУ «ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»

Г. О. САРАНСК







Номинация: работа со слабоуспевающими обучающимися

Формат материала: методические рекомендации по изучению отдельных тем и разделов курсов





ТЕМА:

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

У СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ПРИ РАБОТЕ СО СЛОВАМИ

С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ





Выполнила:

Щеголькова Ксения Сергеевна

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»,

г. о. Саранск








Саранск 2021



Содержание

Введение………………………………………………………………3

1 Теоретические основы работы с орфографическим словарем как средством повышения грамотности слабоуспевающих младших школьников.…………….................................................................................5

1.1 Орфографический словарь как средство повышения грамотности слабоуспевающих младших школьников при работе со словами с непроверяемыми орфограммами ..................................................................5

2 Возможности повышения грамотности слабоуспевающих младших школьников через работу с орфографическим словарем при изучении слов с непроверяемыми орфограммами …………................................................8

2.1 Выявление уровня грамотности у слабоуспевающих обучающихся ...........................................................................................................................8

2.2 Методические рекомендации по работе с орфографическим словарем при изучении слов с непроверяемыми орфограммами для повышения уровня грамотности младших школьников ………………………………………………..................................................11

Заключение…………………………………………………...............22

Список использованных источников ………………………………24

Приложение 1 ………………………………………………………..27



Введение



«Грамотное письмо – это не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание». Н.С. Рождественский

Проблема слабой успеваемости обучающихся и способы ее преодоления издавна волнуют умы педагогов, поэтому является актуальной во все времена. Еще Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» (1662 г.) утверждал важность работы со слабоуспевающими детьми [16].

В решении данной проблемы необходима «поддерживающая» работа, которая будет направлена на помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении.

В нашей работе мы рассматриваем вопросы предупреждения ошибок при изучении раздела «Орфография», в частности слова с непроверяемым написанием.

Перед педагогами в начальной школе всегда стояла задача: формирование орфографических навыков и умений, так как благодаря этому закладываются основы грамотности [24]. Сейчас мы наблюдаем, что орфографическая грамотность младших школьников не достигает высокого уровня в период обучения в начальной школе, поэтому формирование орфографической грамотности обучающихся и развитие письменной и устной речи обучающихся – это основа школьного обучения русскому языку. Мы предполагаем, что если уделять особое внимание работе над развитием письменной речи учащихся путем орфографической словарной работы, то количество ошибок в письменных работах детей значительно уменьшиться.

Методисты, педагоги по русскому языку Д. Н. Богоявленский, М. Р. Львов, С. Ф. Жуйков, Г. Г. Граник, М. М. Разумовская, Н. С. Рождественский, Е. Г. Шатова в своих работах высказываются о зависимости результатов обучения орфографии от степени развитости у обучающихся способности обнаруживать в тексте орфограммы. Основной причиной орфографических ошибок определяет отсутствие или недостаточную сформированность данного умения [33].

Объект исследования – процесс повышения орфографической грамотности у младших школьников.

Предмет – приемы работы с орфографическим словарем, направленные на повышение уровня грамотности у слабоуспевающих обучающихся младших школьников при изучении слов с непроверяемыми орфограммами.

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и практически проверить возможности повышения уровня грамотности слабоуспевающих младших школьников на основе использования различных приемов работы с орфографическим словарем при изучении слов с непроверяемыми орфограммами.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

– изучить методы и приемы работы для эффективного формирования орфографической грамотности у слабоуспевающих обучающихся начальной школы;

– рассмотреть особенности работы с орфографическим словарем при поддерживающей работе со слабоуспевающими школьниками при изучении слов с непроверяемым написанием;

– разработать систему работы по повышению грамотности у слабоуспевающих обучающихся начальных классов на основе работы с орфографическим словарем при изучении слов с непроверяемыми орфограммами;

– разработать методические рекомендации по теме исследования.

Научная новизна работы заключается в анализе психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в педагогической деятельности студентов и учителей начальных классов.

1 Теоретические основы работы с орфографическим словарем как средством повышения грамотности слабоуспевающих младших школьников

  1. Орфографический словарь как средство повышения грамотности слабоуспевающих младших школьников при работе над словами с непроверяемыми орфограммами


На уроках русского языка реализуется сложная система работы по обогащению и активизации новых слов – словарная работа, которая рассматривается как составная часть целой системы развития устной и письменной речи учащихся. Это значительно повышает значение разнообразных видов справочной литературы, источников получения информации. В наше время не обойтись без словарей и справочников, т.к. в них содержатся знания, дошедшие до нас испокон веков [4].

ФГОС НОО ориентирует учителя использовать словари на уроках русского языка для формирования умения работать с информацией, тем самым снабжая учащихся справочной литературой, с целью повышения уровня их самостоятельности, обеспечения качественным языковым материалом.

Ведя работу над повышением уровня грамотности младших школьников, мы предлагаем привлекать орфографический словарь. Преимущества орфографического словаря рассмотрим с нескольких сторон. В первую очередь, обучающиеся знакомятся с новыми словами, которые ранее были им неизвестны. Таким образом, обогащается словарный запас младших школьников. Повышается грамотность письменной и устной речи обучающихся [8].

Помимо изучения новых слов ведется работа с уточнением ранее известных слов. Благодаря уточнению, наполняются содержанием те фразеологические единицы, значение которых было неизвестно или понято неправильно.

Словарный запас младших школьников важно активизировать. Слово может быть усвоено активно и пассивно. При активном усвоении слова, обучающиеся часто или постоянно используют его в своей речи. При пассивном – знают о слове, его значении, но не употребляют его [10].

Следующее преимущество орфографического словаря – устранение нелитературных слов в речи обучающихся. Благодаря этому, жаргонные, просторечные и диалектные слова, которые были усвоены в результате речевой среды, переходят из активного использования в пассивное.

Школьные орфографические словари отличаются от общих словарей и словарей-справочников по объему, т.к. сопровождаются определенным количеством слов, которые изучают ученики во время своего обучения в школе [13].

Орфографический словарь – это словарь, в котором слова, к которым невозможно или трудно подобрать проверочные слова, записаны в алфавитном порядке с расставленным ударением.

В течение обучения в начальных классах младшие школьники изучают большое количество слов с непроверяемым написанием. На первых страницах «Азбуки» дети впервые встречаются с подобными словами. Учителю, в свою очередь, важно руководить работой учащихся при формировании орфографических навыков письменной речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями. Эффективность данной работы обеспечивают:

  • активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

  • обучающий характер учебной деятельности;

  • регулярность в работе над словами с указанными орфограммами [22].

Мы считаем, что работа со слабоуспевающими младшими школьниками, при изучении слов с непроверяемыми орфограммами, должна иметь цикличный характер, регулярно изучая и повторяя их. При обучении написания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо опираться на дидактический материал, который включает в себя, в первую очередь, наиболее часто употребляемые слова. Немало важно то, что отбирать эти слова необходимо не только из учебника, а также из орфографических словарей.


2 Возможности повышения грамотности слабоуспевающих младших школьников через работу с орфографическим словарем при изучении слов с непроверяемыми орфограммами

2.1 Выявление уровня грамотности у слабоуспевающих обучающихся


Нами был выявлен уровень орфографической грамотности у группы слабоуспевающих обучающихся 4 «Г» класса посредством констатирующего эксперимента. В классном коллективе 4 «Г» такую группу составляют 9 человек.

Констатирующий эксперимент проводился в два этапа. Первый этап предполагает выявление сформированности уровня грамотности у слабоуспевающих обучающихся 4 «Г» класса. Главная цель данного этапа – узнать, как дети усвоили и запомнили слова с непроверяемыми словами, которые изучались ранее. Нами был проведен обучающий словарный диктант, не сгруппированный тематически, с творческим заданием (составить три предложения со словами с непроверяемым написанием). На данную работу отводилось 10 минут.

Слова с непроверяемыми орфограммами, которые диктовались учащимся:

Альбом, неделя, солнце, килограмм, коллекция, однажды, погода, ромашка, самолёт, малина.

Орфограммы в словах разнообразны – безударная гласная, удвоенная согласная, парная согласная, непроизносимая согласная.

Уровень грамотности учащихся определяется в соответствии со следующими критериями:

В словарном диктанте:

4 балла – все слова записаны верно, без ошибок.

3 балла – допущена 1 ошибка из всех записанных слов;

2 балла – допущены 2-3 ошибки из всех записанных слов;

1 балл – допущено 4 ошибки из всех записанных слов;

0 баллов – допущено более 4 ошибок из всех записанных слов.

В творческом задании:

3 балла – предложения составлены грамотно, использовано по 2 и более слова с непроверяемыми орфограммами в каждом предложении.

2 балла – предложения составлены грамотно, использовано по 1 слову с непроверяемыми орфограммами в каждом предложении;

1 балл – предложения составлены грамотно/неграмотно и не в каждом использованы слова с непроверяемыми орфограммами;

0 баллов – обучающийся не справился с заданиями.

Баллы суммируются, после чего подводится итог выполненной работы.

Второй этап констатирующего эксперимента отводится для анализа полученных результатов. Мы выделили два уровня сформированной грамотности у слабоуспевающих обучающихся 4 «Г» класса: низкий и средний уровни.

Низкий уровень грамотности (0-2 баллов) предусматривает наличие более 3 ошибок в словарном диктанте и неумение использовать словарные слова в письменной речи при составлении предложений.

В среднем уровне грамотности (3-4 балла) мы распределили работы тех детей, в которых допущено 2-3 ошибки в словарном диктанте и использовано по одному слову в творческом задании.

По итогам проведения констатирующего эксперимента нами был сделан вывод о том, что обучающиеся не в полной мере запомнили изученные раннее слова с непроверяемыми орфограммами. Это говорит о том, что уровень грамотности по теме «Слова с непроверяемыми орфограммами» ниже среднего.

Д анные представлены в диаграмме:

Рисунок 1.

Из 9 слабоуспевающих обучающихся низкий уровень орфографической грамотности показали 5 обучающихся (60 %), средний – 4 обучающихся (40 %).

По нашим предположениям, такие результаты появились, из-за малого обращения внимания на систематическую работу над словами с непроверяемыми орфограммами, неиспользование современных методик и приемов посредством орфографического словаря.



2.2 Методические рекомендации по работе с орфографическим словарем при изучении слов с непроверяемыми орфограммами для повышения уровня грамотности младших школьников


Проанализировав уровень грамотности у группы слабоуспевающих обучающихся 4 «Г» класса, мы пришли к выводу, что он ниже среднего. При изучении слов с непроверяемыми орфограммами используется традиционный метод их изучения.

Авторы различных словарей для обучающихся (З.А. Потих, Д.Э. Розенталь, В.Н. Сергеева и т.д.) поднимают вопрос об использовании словарей-справочников на уроках русского языка, но, к сожалению, только в старшем и среднем звене. Лишь П.А. Грушников раскрывает секреты работы над орфографическим словарем.

На основе вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что у учителя возникает затруднение при привлечении на уроки русского языка орфографический словарь, для формирования грамотности обучающихся младших классов, не говоря уже о дополнительной работе со слабоуспевающими обучающимися.

Ссылаясь на общедидактические принципы, предъявляемые к урокам, мы предлагаем комплексный подход к работе со словом для повышения орфографической грамотности у слабоуспевающих младших школьников посредством орфографического словаря на основе тематического прохождения материала на каждом году обучения в 1-4 классах.

Нами были составлены методические материалы для учителей начальных классов и студентов педагогических учреждений, направленных на формирование орфографической грамотности в виде методических указаний к дополнительным «поддерживающим» занятиям со слабоуспевающим обучающимся по русскому языку в 1-4 класса.

Мы обращаем внимание на то, что уровень орфографических знаний, умений и навыков с помощью орфографического словаря при работе со слабоуспевающими обучающимися может быть достигнут лишь при систематической работе учителя. Российский ученый-методист Андрей Васильевич Текучев писал, что «работа над словом – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка».

В работе с детьми, относящимися к категории обучающихся со слабой успеваемостью, учителям необходимо придерживаться правила «Учить учиться».

«Поддерживающие» занятия со слабоуспевающими младшими школьниками отличаются от занятий с обучающимися с усваивающими программу в нормальном темпе. На таких занятиях важно помнить, что:

  • время дополнительных занятий не должно превышать 25 минут;

  • задания должны сопровождаться наглядностью;

  • необходимо создавать ситуацию успеха при «поддерживающей» работе;

  • задания важно использовать с учетом принципа доступности;

  • работа проводится под чутким руководством учителя;

  • задания на «поддерживающих» занятиях необходимо составлять с учетом закрепления и повторения раннее изученных слов.

Развивая посредством орфографического словаря, в первую очередь, самостоятельность и навык самопроверки слабоуспевающих детей вводим с первых занятий правило:

  1. У меня возникло затруднение. Я не знаю, как правильно написать слово. Что делать?

А. Можно спросить у мамы дома. Б. Я задам вопрос учителю.

В. Посмотрю в орфографическом словаре.

2. Я спрошу у мамы правильное написание слова.

А. Мамы нет дома. Б. Мама не знает, как пишется слово.

3. Я спрошу у учителя, как пишется слово.

А. Учитель сомневается в ответе. Б. Учитель рекомендует посмотреть правильное написание слова в орфографическом словаре.

4. Я посмотрю правильное написание слова в орфографическом словаре.

Проследив связь в нашем правиле, можно сделать вывод, что время, потраченное на поиск правильного написания слова может быть заметно уменьшено, если школьник сразу посмотрит ответ в орфографическом словаре.

Мы рекомендуем ввести для слабоуспевающих младших школьников личный орфографический словарик. Это небольшой блокнот, или тетрадь, куда учащиеся будут записывать изученные слова, под контролем учителя. Преимущество данного способа изучения слов с непроверяемыми орфограммами заключается в том, что все слова, которые были изучены находятся перед глазами ребенка, это упрощает задачу поиска слова, в котором может произойти затруднение.

Примеры заданий для повышения орфографической грамотности у слабоуспевающих младших школьников посредством орфографического словаря, при работе над словами с непроверяемыми орфограммами:

Вводное занятие. Привлекаем орфографический словарь.

На данном занятии мы рекомендуем рассказать слабоуспевающим обучающимся сказку Д.Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» (Приложение 1) и предложить детям «перевести» предложенные картинки с «древнепещерного» на русский язык, записав их в личный словарик.







- Ребята, у нас возникло затруднение! Как же правильно записать слова, которые мы перевели с «древнепещерного»?

- Действительно, можно обратиться к орфографическому словарю и найти там нужные нам слова.

Тема занятия: «Текст. Предложение»











– Как можно назвать текст? (В (и/е) сна)

– Правильно, «В (и/е) сна». Как правильно написать слово? Найдите его в орфографическом словаре.

Упражнение «Найди ошибки»

– Прочитайте.

Стоит в поле теремок. Прискакала к терему лигушка-квакушка и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Заиц скок в теремок! Стали они вдвоем жить.

Вдруг идет мидведь косолапый. Увидел мидведь

теремок, услышал речи, остановился и заревел во всю мочь:

Терем – теремок! Кто в тереме живет?

Рисунок 3. Теремок


– Можно ли назвать прочитанное текстом? Почему?

– Найдите в тексте 3 ошибки, запишите в словарик раннее неизученные слова. Проверьте себя с помощью орфографического словаря.

Упражнение «Зоркий глаз».

– Прочитайте отрывок из сказки.

Жили - были в лесу на полянке медведь да лиса. Их домики стояли рядом, и они дружили.

Вот пошли они как – то раз в лес по ягоды. Набрали полные корзины: малины, земляники, ежевики, голубики, клюквы.

Вернулись они на свою полянку и стали … варить, прямо возле своих домиков, достали печку и ну варить, да с сахаром, чтобы вкуснее было.

(Отрывок из сказки «Как медведь с лисой варенье не поделили»)

– Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите.

– Почему не все предложения в тексте связаны по смыслу? (Не хватает одного слова).

– Найдем слово. В этом нам поможет загадка, ответ на которую и будет потерянным словом.

Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье

Ароматное... Варенье


– Составим предложение со словом «варенье». Какое варенье вы пробовали? (Из крыжовника, смородины, клубники и т.д.).

– Какие слова могут вызвать затруднение при письме? Почему? Где найти ответ, как правильно записать слово?

– Правильно, найдите слово «варенье», «смородина», «крыжовник» в орфографическом словаре. Запишите их в личный словарик и запомните.

Упражнение «Допиши предложение»

– Ребята, сейчас я буду читать вам неполные предложения, а ваша задача записать их концовку в тетрадь, в той форме, в которой нужно их употребить.

  1. Машина стоит в …. (г(о/а)раже).

  2. Рисунок на конкурсе проверяло строгое … (ж(у/ю)ри).

  3. Корабль вел внимательный …. (к(о/а)питан).

  4. Мама после работы зашла за продуктами в …. (м(о/а)газин).

– Какие слова у вас получились? Как вы думаете, почему у вас получились слова с разным написанием?

– Как правильно записать наши слова? Где будете искать ответ?

Тема занятия «Безударная гласная».















– Какое слово повторяется в скороговорке? (Сорока)

– Как правильно выделить ударение в слове «сорока», чтобы слово обозначало птицу? Найдите ответ в орфографическом словаре.

Упражнение «Собери слово».

– Ребята, к нам прилетела Каркуша и принесла слова. Только случилась беда, слоги рассыпались, а гласные потерялись. Давайте поможем Каркуше!












Упражнение «Слоговая арифметика»

– Следуя арифметическим знакам, составим новые слова. Будьте внимательны!

  1. Барабан – 2ба = ? (Баран.)

  2. Восток – то + ресенье = ? (Воскресенье.)

  3. Жёлтый – тый + удь = ? (Жёлудь.)

  4. Землятресение – тресе – е + ка = ? (Земляника.)

– Какие слова у нас получились? (Баран, воскресенье, жёлудь, земляника).

– Куда падает ударение в этих словах? Какие гласные безударные? Подберите проверочное слово. Получится это сделать?

– Проверьте в орфографическом словаре написание данных слов. Запомните их.

Игра «Кусочки слов».

– К нам на занятие пришел Буратино. Поздоровайтесь с ним, используйте все «вежливые» слова, которые мы изучили.

– Буратино хочет сыграть с нами в игру. Он спрятал в каждом слове его начало, но дал подсказку, что оно подходит к каждому слову.

ВАР или ВОР?

она, …онка, …ота, …отник, …обей.

– Какое же начало нужно записать, чтобы прочитать

правильно все слова? 1 вариант ищет в словаре слова, начинающиеся на слог ВАР, 2 вариант на слог ВОР.

Игра «Покорение вершин».

– Нам надо «покорить» каждую вершину. Чтобы это сделать нужно записать слова правильно. Как проверить слово с безударной гласной?










– Можно ли подобрать проверочные в нашем случае?

– Куда вы можете обратиться, чтобы уточнить написание слов?

Тема занятия: «Парная согласная»

Упражнение «Собери слово»

– Послушайте предложения и дополните их.

У Маши закончился сироп и мама пошла в …. (а(п/б)теку).

Грише надо купить в … (а(п/б)теке) капли для глаз.

В нашей … (а(п/б)теке) новый провизор.

– Какое слово подходит в каждое предложение? Произнесите его.

– Чтобы узнать, как правильно записать слово, посмотрите на золотых рыбок-помощниц.









– Соберите по порядку буквы, и вы узнаете, как правильно записать слово. Проверьте себя с орфографическим словарем.

– Запишите слово «аптека» в личный словарик и запомните его написание.

Упражнение «Орфографическая задача».

– Прочитайте.

– Как называются предметы на картинке? (Рю(к/г)зак, баске(т/д)больный мяч, фу(д/т)больный мяч).

– Можем проверить парную согласную? Почему?

Гена нес тяжелый . Он идет на тренировку. В портфеле у Гены спортивные бутсы, форма, гетры. Угадай, в какую секцию он ходит по мячу. В секцию или ?





– Найдите эти слова в орфографическом словаре и запишите в свой словарик правильно.


К

1

7

0

О

8

3

С

85

0

45

О

89

15

Н

21

98

А

23

5

Т

4

78

М

В

Игра «Где буква, где цифра?»

1

У

6

0

О

А

74

55

С

0

7

8

В

8

9

Т

3

90

19

Б

44

21

62

23

15

(В таблицах «спрятались» слова автобус, космонавт.)

– Рассмотрите таблицы. Выпишите в строчку только буквы из первой таблицы. Составьте из полученных букв слово.

– Какое слово получилось? Какую букву мы не можем проверить?

– Найдите это слово в орфографическом словаре, выпишите его и подчеркните парную согласную, которую нельзя проверить.

– Теперь выпишите в строчку буквы из второй таблицы. Составьте из полученных букв слово.

– Выполните аналогичную работу, проделанную вами с первым словом.


Тема занятия «Удвоенная согласная».

– Найдите в орфографическом словаре слова, которые начинаются на КЛА.

– Какие слова вы нашли? (Класс, классный)

– Что необычного в этих словах? (Они пишутся с удвоенной согласной)

– Запишите их в свой словарик и запомните.

Упражнение «Добрый путь»

– Помогите мышке быстро добраться до дома, преодолевая все препятствия. Для этого выберите правильные варианты написания слов. При необходимости сверяйтесь с орфографическим словарем.











Тема занятия: «Непроизносимая согласная»

Упражнение «Лестница слов»










– Рассмотри иллюстрацию. Какое правило объединяет все слова?

– Исправь, где нужно, ошибки, подбирая проверочное слово.

– Найди слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово. Вспомни их правильное написание. Проверь себя в личном словарике.

– Слова расположены на чем?

– Где мы обычно встречаем ступеньки?

– Как произносится слово «лестница»? (Лесница).

– Проверьте в орфографическом словаре, так ли оно пишется.

Упражнение «Кроссворд»








– Ребята, по первой букве каждого предмета на картинке можно собрать новое слово. Обратите внимание, что одну букву вам нужно будет отгадать по смыслу самостоятельно.

– Чтобы не столкнуться с трудностями при поиске нового слова, воспользуйтесь орфографическим словарем.

– Какое слово у вас получилось? (Отдых)

– Как слышится слово «отдых»? (Отых)

– Как пишется? (Отдых)

– Будьте внимательны при употреблении слова «отдых». Запишите его в свой словарик и выучите.



Заключение

В нашей работе мы рассматривали тему, которая всегда будет актуальна для начальной школы – приемы орфографической работы при изучении слов с непроверяемыми орфограммами и их эффективность для повышения уровня грамотности слабоуспевающих младших школьников в целом.

Слова с непроверяемыми орфограммами – это слова с «хитрыми» звуками, которые нельзя проверить. Орфограммы в данных словах не поддаются правилам русского языка. В них легко можно допустить ошибку.

Для повышения уровня орфографической грамотности слабоуспевающих младших школьников мы рекомендуем использовать орфографический словарь.

Орфографический словарь – это словарь, в котором слова, к которым невозможно или трудно подобрать проверочные слова, записаны в алфавитном порядке с расставленным ударением.

Нами были рассмотрены преимущества привлечения орфографического словаря на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемыми орфограммами и продумана систематическая работа, направленная на повышение уровня грамотности у слабоуспевающих обучающихся младших школьников при изучении слов с непроверяемыми орфограммами:

- обогащение словарного запаса младших школьников;

- уточнение раннее известных слов;

- активизация словарного запаса;

- устранение нелитературных слов в речи обучающихся.

Современным методом работы с детьми, имеющими слабую успеваемость, выступает личный орфографический словарик, который интересно вести, выделять орфограммы и заучивать слова, которые невозможно проверить.

При систематическом использовании подобных приемов работы на дополнительных занятиях по русскому языку, при изучении слов с непроверяемым написанием, можно добиться положительного результата.

Система привлечения орфографического словаря при работе со слабоуспевающими обучающимися в начальной школе воспитывает живой интерес к слову, его составу и значению. Положительно влияет на заинтересованность к предмету русский язык. Повышает грамотность и культуру речи, способствует развитию речи.



Список использованных источников

  1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с. –Текст: непосредственный.

  2. Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. – М.: Просвещение, 2014. – 120 с. –Текст: непосредственный.

  3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов/ М.: Просвещение, 2016. – 608 с. –Текст: непосредственный.

  4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии: научное издание / Д. Н. Богоявленский; АПН РСФСР. – 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,2015. - 307 с. –Текст: непосредственный.

  5. Бровкина Т.Н. В помощь преподавателю начальной школы. В школу с радостью. 1-4 классы. Волгоград: Учитель , 2009. – 121 с. –Текст: непосредственный.

  6. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. Скаткин М. Н.; М.: Педагогика, 1987. – 400 с. –Текст: непосредственный.

  7. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии, М.–Л., Изд-во АПН РСФСР, 1947. – 64 с. –Текст: непосредственный.

  8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии: книга для учащихся, – М.: Просвещение. 1991. – 222 с. –Текст: непосредственный.

  9. Жедек П.С. Методика обучения орфографии (теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах) // под ред. Соловейчик М.С. – М.: Просвещение. 2014. – 306 с. –Текст: непосредственный.

  10. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). Рецензент А.М. Орлова. М. Просвещение, 2017. 356с. –Текст: непосредственный.

  11. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении/ Л.В. Занков. – М.: Учпедгиз, 1960.– 188 с. –Текст: непосредственный.

  12. Ибрагимова А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов. Н. Челны, 2000. – 108 с. –Текст: непосредственный.

  13. Касаткин Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку / под ред. Леканта П. А. – М., 2016. – 384 с. –Текст: непосредственный.

  14. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Программа формирования универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) // Планируемые результаты начального общего образования. М., 2017. – 128 с. –Текст: непосредственный.

  15. Лосев А. Ф. Бытие – имя – космос. М.: Мысль, 2016. – 958 с. –Текст: непосредственный.

  16. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – М., 2015. – 307с. –Текст: непосредственный.

  17. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.».– М.: Просвещение, 1988. – 240 с. –Текст: непосредственный.

  18. Мали Л.Д. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» для 1-4 классов: из опыта работы по УМК «Гармония» Смоленск. Ассоциация XXI век. 2016. –Текст: непосредственный.

  19. Морозова М.Я., Петрова Е.Н. Грамматические игры для начальных классов. – М.: АПН РСФСР, 2014. – 44 с. –Текст: непосредственный.

  20. Преессман Л.П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе: Книга для учителя / Л.П. Преесман. М.: Просвещение, 2015.– 197 с. –Текст: непосредственный.

  21. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя / Л.И. Разумовская – М.: Просвещение, 2016. – 251 с. –Текст: непосредственный.

  22. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе /Н.С. Рождественский – М.: Просвещение, 2015. 328 с. –Текст: непосредственный.

  23. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М.: Просвещение, 2016. – 321 с. –Текст: непосредственный.

  24. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. Методические рекомендации. 1–4 класс. Смоленск. Ассоциация XXI век. 2016 143 с. –Текст: непосредственный.

  25. Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с. –Текст: непосредственный.

  26. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей // Начальная школа, 2017, №7. с. 8-13. –Текст: непосредственный.

  27. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение – М. Просвещение, 2016 –187с. –Текст: непосредственный.

  28. Справочно-информационный интернет-порта «Русский язык». – 2020. [Электронный ресурс]. URL: www.gramota.ru (дата обращения: 22.05.2020).


Приложение 1

Сказка «Как было написано первое письмо»

(из книги «Маленькие сказки» Р.Киплинг).

Давным-давно, в незапамятные времена, милые мои, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал свое тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать — вот все, что ему было нужно. Звали его Тегумай Бопсулай, что значит «человек, который не спешит ставить ногу вперед»; но мы для краткости, милые мои, будем называть его просто Тегумай. Жену его звали Тешумай Тевиндрау, что значит «женщина, которая задает множество вопросов»; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Тешумай. Их маленькую дочку звали Таффимай Металлумай, что значит «шалунья, которую надо наказывать»; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Таффи. Она была любимицей папы и мамы, и ее наказывали гораздо реже, чем следовало. Как только Таффи научилась бегать, то стала всюду сопровождать своего папу. Они не возвращались домой в пещеру, пока голод не загонял их. Глядя на них, Тешумай говорила:

— Да где же вы оба были, что так вымазались? Право, Тегумай, ты не лучше Таффи.

Ну, теперь слушайте!

Однажды Тегумай Бопсулай пошел через болото к реке Вагай наловить багром рыбы к обеду, Таффи тоже пошла с ним. У Тегумая багор был деревянный с зубами акулы на конце. Не успел Тегумай еще поймать ни одной рыбы, как нечаянно сломал его, сильно стукнув об дно реки. Они были очень- очень далеко от дома (и, конечно, захватили с собою завтрак в маленьком мешочке), а Тегумай не взял запасного багра.

— Вот тебе и рыба! — сказал Тегумай. — Полдня придется потратить на починку.

— А дома остался твой большой черный багор, — заметила Таффи. — Дай я сбегаю в пещеру и возьму его у мамы.

— Это слишком далеко для твоих толстеньких ножек, — ответил Тегумай. — Кроме того, ты можешь провалиться в болото и утонуть. Обойдемся как-нибудь.

Он сел, достал кожаный мешочек с оленьими жилами, полосками кожи, кусочками воска и смолы и принялся чинить багор. Таффи тоже села, опустила ноги в воду, подперла подбородок рукою и задумалась. Затем она сказала:

— Правда, папа, досадно, что мы с тобою не умеем писать? А то послали бы мы за новым багром.

— Пожалуй, — ответил Тегумай.

В это время мимо проходил чужой человек. Он был из племени тевара и не понимал языка, на котором говорил Тегумай. Остановившись на берегу, он улыбнулся маленькой Таффи, так как у него дома тоже была дочурка. Тегумай вытащил из своего мешочка клубок оленьих жил и стал связывать багор.

— Иди сюда, — сказала Таффи. — Ты знаешь, где живет моя мама?

Чужой человек (из племени тевара) ответил:

— Гм!

— Глупый! — крикнула Таффи и даже топнула ножкой.

По реке как раз плыла стая больших карпов, которых папа без багра не мог поймать.

— Не мешай взрослым, — сказал Тегумай. Он так был занят своей починкой, что даже не оборачивался.

— Я хочу, чтобы он сделал то, что я хочу, — ответила Таффи, — а он не хочет понять.

— Не мешай мне, — сказал Тегумай, обкручивая и затягивая оленьи жилы и придерживая их кончики зубами.

Чужой человек (из племени тевара) сел на траву, и Таффи показала ему, что делает папа. Чужой человек подумал:

«Странная девочка! Она топает ножкой и делает мне гримасы. Вероятно, это дочь того благородного вождя, который так велик, что даже не замечает меня».

— Я хочу, чтобы ты пошел к моей маме, — продолжала Таффи. — У тебя ноги длиннее моих, и ты не провалишься в болото. Ты спросишь папин багор с черной ручкой. Он висит над очагом.

Чужой человек (из племени тевара) подумал:

«Странная, очень странная девочка! Она машет руками и кричит на меня, но я не понимаю, что она говорит. Однако я боюсь, что этот высокомерный вождь, человек, оборачивающийся к другим спиною, разгневается, если я не догадаюсь, чего она хочет».

Он поднял большой кусок березовой коры, свернул его трубочкой и подал Таффи. Этим он хотел показать, милые мои, что сердце его чисто, как белая березовая кора, и зла он не причинит. Но Таффи не совсем верно поняла его.

— О! — воскликнула она. — Ты спрашиваешь, где живет моя мама? Я не умею писать, но зато умею рисовать чем-нибудь острым. Дай мне зуб акулы из твоего ожерелья!

Чужой человек (из племени тевара) ничего не ответил, и Таффи сама протянула ручку к его великолепному ожерелью из зерен, раковинок и зубов акулы.

Чужой человек (из племени тевара) подумал:

«Очень-очень странная девочка! Зуб акулы на моем ожерелье — заколдованный. Мне всегда говорили, что если кто-нибудь тронет его без моего позволения, то сейчас же распухнет или лопнет. А девочка не распухла и не лопнула. И этот важный вождь, человек, который занят своим делом, до сих пор не замечает меня и, кажется, не боится, что девочка может распухнуть или лопнуть. Буду-ка я повежливее».

Он дал Таффи зуб акулы, а она легла на животик, задрала ножки, как делают дети, которые собираются рисовать, лежа на полу, и сказала:

— Я нарисую тебе хорошенькую картинку. Можешь смотреть мне через плечо, только не толкни меня. Вот папа ловит рыбу. Он не похож, но мама узнает, потому что я нарисовала сломанный багор. А вот другой багор с черной ручкой, который ему нужен. Вышло, как будто багор попал ему в спину. Это оттого, что зуб акулы соскочил, и коры мало. Я хочу, чтобы ты принес нам багор, и нарисую, что я тебе это объясняю. У меня как будто волосы стоят дыбом, но ничего, так легче рисовать. Теперь я нарисую тебя. Ты на самом деле красивый, но я не умею рисовать, чтобы лица были красивые, уж не обижайся. Ты не обиделся?

Чужой человек (из племени тевара) улыбнулся. Он подумал:

«Где-то, должно быть, идет большое сражение. Эта удивительная девочка, которая взяла заколдованный зуб акулы и не распухла и не лопнула, говорит мне, чтобы я позвал на помощь племя великого вождя. А он, без сомнения, великий вождь, иначе он заметил бы меня».

— Смотри, — сказала Таффи, усердно рисуя или, точнее, царапая. — Вот это — ты. У тебя в руке папин багор, который ты должен принести. Теперь я покажу тебе, как найти маму. Ты будешь идти, идти, пока не придешь к двум деревьям (вот деревья), потом поднимешься на гору (вот гора), а потом спустишься к болоту, где много бобров. Я не умею рисовать бобров целиком, но я нарисовала их головы; да ты одни головы увидишь, когда будешь идти по болоту. Смотри только, не провались! Наша пещера сейчас за болотом. Она не такая высокая, как гора, но я не умею рисовать ничего маленького. У входа сидит моя мама. Она красивая, она самая красивая из всех мам на свете; но она не обидится, что я нарисовала ее уродом. Она будет довольна, потому что это я рисовала. Чтобы ты не забыл, я нарисовала папин багор около входа. На самом деле он в пещере. Ты только покажи маме картинку, и она тебе его даст. Я нарисовала, что она протягивает руки; я знаю, что она будет рада тебя видеть. Разве нехорошая вышла картинка? Ты все понял или надо тебе объяснить еще раз?

Вот что Таффи нарисовала для него:

Чужой человек (из племени тевара) посмотрел на рисунок и кивнул головой. Он подумал:

«Если я не приведу сюда на помощь племя великого вождя, то его убьют враги, которые с копьями сбегаются со всех сторон. Теперь я понимаю, почему великий вождь делает вид, что не замечает меня: он боится, что его враги прячутся в кустах и могут увидеть, если он передаст мне поручение. Оттого-то он повернулся спиной, а умная и удивительная девочка тем временем нарисовала страшную картинку, показывающую его затруднительное положение. Я пойду звать ему на помощь».

Он даже не спросил у Таффи дорогу, а как стрела помчался через кусты с куском березовой коры в руке. Таффи была очень довольна.

— Что ты здесь делала, Таффи? — спросил Тегумай.

Он уже починил багор и осторожно покачивал его взад и вперед.

— Я что-то устроила, папочка! — сказала Таффи. — Ты не расспрашивай меня. Скоро все сам узнаешь. Вот ты удивишься, папочка! Обещай мне, что удивишься.

— Хорошо, — ответил Тегумай и пошел ловить рыбу.

Чужой человек (из племени тевара, вы помните?) долго бежал с рисунком, пока случайно не нашел Тешумай Тевиндрау у входа в пещеру. Она разговаривала с другими первобытными женщинами, которые пришли к ней на первобытный завтрак. Таффи была очень похожа на мать; поэтому чужой человек (настоящий тевара) вежливо улыбнулся и подал Тешумай березовую кору. Он бежал не останавливаясь и насилу переводил дух, а ноги его были поцарапаны колючками, но все-таки он старался быть вежливым.

Увидев рисунок, Тешумай громко вскрикнула и бросилась на чужого человека. Другие первобытные женщины повалили его и вшестером уселись на него, а Тешумай стала драть его за волосы.


— Это ясно, как день, — сказала она. — Он заколол моего Тегумая копьем и так напугал Таффи, что у нее волосы стали дыбом. Мало того, он еще хвалится и показывает мне ужасную картину, где все нарисовано, как было. Посмотрите!

Она показала рисунок первобытным женщинам, терпеливо сидевшим на чужом человеке.

— Вот мой Тегумай со сломанной рукой. Вот копье вонзилось ему в спину. Вот человек, прицеливающийся копьем. Вот другой бросает копье из пещеры, а вот куча людей (это были Таффины бобры, хотя они больше напоминали людей, чем бобров) гонится за Тегумаем. Ах, ужас!

— Ужас! — повторили первобытные женщины и, к удивлению чужого человека, обмазали ему голову глиной и били его, и созвали всех вождей и колдунов своего племени. Те решили, что надо отрубить ему голову, но раньше он должен отвести их на берег, где спрятана бедняжка Таффи.

Тем временем чужой человек (из племени товара) чувствовал себя очень неприятно. Женщины склеили ему волосы вязкой глиной; они катали его взад и вперед по острым камешкам; они сидели на нем вшестером; они били и колотили его так, что он еле дышал; и хотя он не понимал их языка, но догадывался, что они его ругали. Как бы то ни было, он ничего не говорил, пока не сбежалось все племя, а тогда повел всех на берег реки Вагай. Там Таффи плела венки из маргариток, а Тегумай ловил мелких карпов своим починенным багром.

— Ты скоро сбегал, — сказала Таффи, — но зачем ты привел столько народу? Папочка, милый! Вот мой сюрприз. Ты удивился? Да?

— Очень, — ответил Тегумай, — но на сегодня пропала моя рыбная ловля. Ведь сюда идет все наше милое, славное племя, Таффи.

Он не ошибся. Впереди всех шла Тешумай Тевиндрау с другими женщинами. Они крепко держали чужого человека, у которого голова была обмазана глиной. За ними шли старшие и младшие вожди, помощники вождей и воины, вооруженные с головы до ног. Далее выступало все племя, начиная от самых богатых людей и кончая бедняками и рабами. Все они прыгали и кричали и распугали всю рыбу. Тегумай сказал им благодарственную речь.

Тешумай Тевиндрау подбежала к Таффи и принялась целовать и ласкать ее, а старший вождь племени схватил Тегумая за пучок перьев на голове и стал трясти изо всех сил.

— Объяснись! Объяснись! Объяснись! — кричало все племя Тегумаю.

— Пусти, оставь мои перья! — кричал Тегумай. — Разве человек не может сломать своего багра, чтоб не сбежались все соплеменники? Вы — несносные люди!

— Кажется, вы даже не принесли папе его черного багра? — спросила Таффи. — А что вы делаете с моим чужаком?

Они били его по двое, по трое и по целому десятку, так что у него глаза чуть не выскочили. Он, задыхаясь, указал на Таффи.

— Где злые люди, которые нападали на вас, деточка? — спросила Тешумай Тевиндрау.

— Никто не нападал, — сказал Тегумай. — За все утро здесь был только несчастный человек, которого вы теперь хотите задушить. В своем ли вы уме?

— Он принес ужасный рисунок, — ответил главный вождь. — На этом рисунке ты был пронзен копьями.

— Это я дала ему рисунок, — сказала сконфуженная Таффи.

— Ты?! — в один голос воскликнуло все племя.

— Шалунья, которую надо наказывать! Ты?!

— Милая Таффи, нам, кажется, достанется, — сказал папа и обнял ее одной рукой. Под его защитой она сразу успокоилась.

— Объяснись! Объяснись! Объяснись! — воскликнул главный вождь и подпрыгнул на одной ноге.

— Я хотела, чтобы чужак принес папин багор, и нарисовала это, — сказала Таффи. — Там нет людей с копьями. Я нарисовала багор три раза, чтобы не ошибиться. Я не виновата, что он как будто попал папе в голову: на березовой коре было слишком мало места. Мама говорит, что там злые люди, а это мои бобры. Я нарисовала их, чтобы показать дорогу через болото. Я нарисовала маму у входа в пещеру; она радуется тому, что пришел милый чужак. А вы все глупые люди! — закончила Таффи. — Он — хороший! Зачем вы обмазали ему голову глиной? Вымойте сейчас!

Все долго молчали. Наконец главный вождь расхохотался; за ним расхохотался чужой человек (из племени тевара); затем Тегумай стал покаты- ваться со смеху, а потом и все племя стало дружно хохотать. Не смеялись только Тешумай Тевиндрау и другие женщины.

Главный вождь стал припевать:

— О, шалунья, которую надо наказывать! Ты напала на великое изобретение.

— Не знаю. Я хотела только, чтобы принесли папин черный багор, — сказала Таффи.

— Все равно. Это великое изобретение, и впоследствии люди назовут его письмом. Пока это лишь рисунки, а, как мы сегодня видели, рисунки не всегда понятны. Но настанет время, дочка Тегумая, когда мы узнаем буквы и сможем читать и писать. Тогда уж нас все будут понимать. Пусть женщины сейчас смоют глину с головы чужого человека!

— Я буду очень рада, чтобы понимали, — сказала Таффи. — Теперь вы все пришли с оружием, а никто не принес папиного черного багра.

Главный вождь на это ответил:

— Милая Таффи, в следующий раз, когда ты напишешь картинку-письмо, пришли его с человеком, который говорит по-нашему и может объяснить, что оно означает. Мне ничего, потому что я — главный вождь, а остальному племени ты наделала хлопот, и, как видишь, чужак был очень озадачен.