Кабинет английского языка как инструментарий оптимизации учебно-воспитательного процесса с целью создания развивающей метапредметной среды для учащихся.
Кабинет учителя иностранного языка – это не просто отдельная комната с определенным набором пособий и соответствующего оборудования. Это отражение внутреннего мира учителя, особенностей его характера, уровня творческой активности. Современный кабинет, где мы учим детей иностранному языку – какой он?
Вопреки распространяющемуся мнению о том, что современный учитель может работать везде и всюду, что ему достаточно иметь при себе учебник и «флешку» и при этом не иметь привязанности к кабинету, — преподавателю иностранного языка, несомненно, были и остаются нужны особые условия для работы. Более того, ему нужно лично поучаствовать в создании этих условий, так как именно от этого зависит качество его преподавания.
Иностранный язык — предмет специфический. Идеальный вариант для иноязычного образования — погружение в иноязычную языковую среду. Однако формат школьного обучения не даёт такой возможности. Поэтому задача учителя — создать на занятии соответствующую языковую среду, обеспечить наиболее комфортные условия для постижения учащимися иноязычной культуры и самого языка. Под процессом обучения Харламов И.Ф. понимает «обогащение личности научными знаниями, развитием интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры».
Понятие предполагает результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Кабинет в этом случае создает одно из необходимых условия для обучения языку как самостоятельно, так и под руководством учителя.
Особенно важно создать соответствующий антураж и рабочую атмосферу для учащихся начальной школы — это напрямую влияет на уровень мотивации детей при изучении иностранного языка. В это выступлении я остановлюсь на своем опыте обустройства кабинета английского языка, сопроводив его описание соответствующими фотографиями моего кабинета.
Класс для занятий по английскому языку должен быть оформлен таким образом, чтобы:
вызывать у детей интерес к странам изучаемого языка, к их культуре, традициям, особенностям жизни и как следствие — формировать у детей интерес к самому языку;
побуждать детей к активной работе, самореализации в творческих заданиях и посредством этого — к освоению английского языка в разных формах деятельности;
способствовать освоению английского языка (использование наглядных пособий). Познавательный интерес, прежде всего, требует включение в овладение знаниями различных органов восприятия. К. Д. Ушинский писал, что знание будет тем прочнее и понятнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.
Кабинет английского языка в школе для учащихся – это маленькая заграница. Попадая туда, диву даешься — сколько же талантов имеют наши учителя, часто из ничего делая что-то невероятное. Образцом для моего кабинета послужили кабинеты моих коллег, которые были для меня верхом превосходства. Идеалом для подражания, источником идей для воплощения и реализации в моем кабинете.
Существует много сторонников так называемых «чистых» кабинетов. Они полагают, что всевозможные плакаты, стенды, портреты на стенах практически не имеют коэффициента полезного действия и часто отвлекают учащихся от процесса обучения.
Возможно, но, на мой взгляд, в искусственных условиях просто необходимо передать дух страны изучаемого языка. Подобный подход не только повысит мотивацию школьников, но и будет способствовать нравственному и эмоциональному развитию.
В этом кабинете я только 2 года. Здесь раньше размещался музей. Поэтому кабинет мне достался в достаточно хорошем состоянии. Дело оставалось за малым – преобразить его в учебный кабинет.
Работу в кабинете я начала с оформления его внешнего вида:
Стены были покрашены в светлые, нежные тона, что уже создавало атмосферу комфорта и уюта, желание приходить в кабинет и работать в нём.
Мы только покрасили пол, купили новые жалюзи в тон. Доску нашли в начальной школе, Старая. Но пишет идеально.
Классная доска, как неотъемлемая часть, располагается на передней стене кабинета, над доской - материалы для рефлексии на цветных листах, слева –вопросительные слова, всегда вызывающие затруднения у учеников, особенно у классов коррекции.
Слева от доски я купила белую магнитную доску, которая явилась хорошим помощником в использовании наглядных пособий. Она удобна для создания учебной ситуации с использованием различных картинок. При изучении ситуации картинки можно быстро поменять на другие, заранее приготовленные учителем. Например, на начальном этапе обучения для семантизации учебного материала желательно использовать картинки. Печатные пособия следует предпочесть экранным средствам обучения и в том случае, если на данном уроке или на других уроках в тот день учащиеся уже работали с фильмами и другими экранно-звуковыми средствами обучения.
Над магнитной доской наклеены цветные наклейки с достопримечательностями Британии.
Справа от доски – пробковый стенд, на котором мы размещаем классный уголок или информационно-справочные таблицы.
Над ними – цитаты известных людей.
Боковая стена служит для размещения тематических стендов, портретов британских писателей, справочных таблиц.
У задней стены я размещаю секционные шкафы (бывшая стенка из квартиры, которую предложила мне И.В., а мои родители перенесли ее из соседнего дома) для хранения методической и справочной литературы. Обычно это словари, справочники, книги и периодические издания для работы школьников (именно в журналах и газетах содержится актуальная информация о событиях в англоговорящих странах, они оказывают гораздо большую пользу в развитии умений и навыков устной речи учащихся, чем некоторые тексты из книг для чтения, которыми большинство учителей ограничиваются) и методические пособия в помощь учителю. Работы учащихся также могут использоваться учителем в качестве наглядных пособий — ребята всегда проявляют живой интерес к творчеству ровесников, особенно если работы оформлены красочно и отражают реальные жизненные события. Варианты для хранения подобных наглядных пособий могут быть разными: в индивидуальных папках-портфолио учащихся, в отдельных тематических папках.
Размещение информационных таблиц здесь, то есть у задней стены, тоже целесообразно. Учащиеся тоже часто интересуются и читают их. Тематическое оформление играет немаловажную роль. Оно включает в себя: стенд о стране изучаемого языка (историческая информация). В моём кабинете эти стенды являются сменными, так как к постоянным стендам дети быстро привыкают и просто не замечают их.
Главное, чтобы кабинет не был ими перегружен.
Особая роль отводится техническому оснащению кабинета английского языка. Эффективность процесса обучения повышает использование компьютера. К сожалению, в наших школах технические средства не всем доступны, но если они есть, пренебрегать ими – непростительная ошибка. В условиях дефицита языковой среды это не является пустой тратой времени. Этот процесс позволяет окунуться в мир «живого» английского языка.
На основе вышеизложенного можно сформировать основные научно-педагогические требования к организации кабинета иностранного языка:
1) кабинет оснащается учебно-методическими комплексами и другими средствами обучения;
2)оснащается комплексом аппаратуры;
3) оснащается комплексом учебно-методических пособий для учителя и учащихся;
4) оснащается картотеками.
Также целесообразно размещать страноведческий материал на стендах, так как он способствует расширению кругозора (карты, с отмеченными столицами, крупные промышленные центры, так далее). Рядом с картой можно поместить герб и флаг страны и дать краткую информацию о этой стране. Также можно поместить открытки и фотографии с изображением типичных для этой страны праздников и обычаев. Желательно отвести специальное место для рассказов о выдающихся деятелях страны, о художниках, поэтах, писателях.
Самое главное – знать место их использования на уроке.
Таким образом, планируя урок, я могу выбирать то или иное средство обучения, имеющее сходные дидактические функции, учитывая возрастные особенности учащихся, оснащенность кабинета, наличие технических средств обучения и многие другие факторы.
Итак, для успешного процесса обучения иностранному языку важным условием является правильно оформленный кабинет. Учитель же в свою очередь должен правильно организовать учебный процесс в кабинете с использованием технических средств, наглядных пособий и дополнительного материала. Мой опыт и опыт других учителей убеждает меня в том в том, что в условиях технически оснащенного кабинета расширяются возможности для усиления мотивации обучения, формирования прочных навыков и умений.
Поэтому, чем больше сил вложено в его оформление, тем проще ученикам будет настроиться на изучение английского языка.
На мой взгляд, в кабинете нужно создавать благоприятные условия, чтобы учитель чувствовал себя как дома, а ученики – гостями, окруженные заботой и доброжелательностью