СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кабинет «Математика» как ресурс повышения эффективности учебного занятия

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кабинет математики – это единая органически связанная система учебного оборудования, смонтированная в одной аудитории, оформленной в соответствии с требованиями научной организации труда преподавателя и учащихся и обеспечивающая высокий уровень преподавания математики.

Свою работу в кабинете организую с целью обеспечения деятельности колледжа по обучению учащихся математике через создание таких условий для преподавателя, которые способствуют успешному процессу обучения, формированию профессиональной культуры педагога, развитию инициативы и творчества для повышения качества обучения математике.

Просмотр содержимого документа
«Кабинет «Математика» как ресурс повышения эффективности учебного занятия»

Кабинет «Математика»

как ресурс повышения эффективности учебного занятия


Цель: изучить роль кабинета, его материально-технической базы и методического обеспечения в повышении эффективности учебного занятия по учебной дисциплине «Математика».


В учреждении образования «Полесский государственный аграрный колледж им. В.Ф. Мицкевича» я работаю с 2007 года.

В 2008/2009 учебном году назначена заведующей кабинетом «Математика». Работу в кабинете начала с чистого листа. Вот уже восьмой год руковожу работой кабинета.

Свою работу в кабинете начала с формирования учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Математика», который на сегодня соответствует требованиям, способствует успешному выполнению образовательных программ, позволяет осуществлять подготовку и проведение учебных и внеучебных занятий на высоком методическом уровне.

Типовыми учебными планами по специальностям среднего специального образования на изучение учебной дисциплины «Математика» учебным планом отводится 232 часа, в вычитке – 224 часа. Из них:

теоретических занятий – 156 часов;

практических занятий – 68 часов;

ОКР – 6.

При составлении календарно-тематического планирования руководствуемся учебной программой для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения «Математика, V – XI классы. – Минск: НИО, 2012» и тематическим планирование по математике, изданным УО «РИПО» в 2011 году.

Учебный курс «Математика» подразделяется на 2 части: «Алгебра» и «Геометрия». Темы изучаются путем чередования: алгебра – ОКР – геометрия – ОКР – … - обобщение знаний.

Курс «Алгебра» включает такие темы:

  1. Тригонометрические выражения и функции.

  2. Производная.

  3. Степень с рациональным показателем. Степенная функция.

  4. Показательная функция.

  5. Логарифмическая функция.

Курс «Геометрия» включает такие темы:

  1. Введение в стереометрию.

  2. Параллельность прямых и плоскостей.

  3. Перпендикулярность прямых и плоскостей.

  4. Многогранники. Площади поверхности многогранников. Объемы многогранников.

  5. Тела вращения. Поверхности, объемы тел вращения.

Итогом изучения учебной дисциплины является сдача экзамена в письменной форме. Экзаменационные материалы формируются в установленном порядке на основе утвержденного Министерством образования РБ Сборника заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на третьей ступени общего среднего образования (Мн.: НИО, 2013, 2014, 2015 годы издания).

Материалы для проведения экзамена формируются Республиканским институтом профессионального образования в соответствии с заявками учреждений образования.

За период с 2008 года по 2015 год результаты сдачи экзамена по учебной дисциплине «Математика» выглядят следующим образом:


Учебный год

Средний балл

Качественная успеваемость

2007/2008 учебный год

6,1

33,0%

2008/2009 учебный год

6,1

37,8%

2009/2010 учебный год

6,0

34,5%

2010/2011 учебный год

6,3

38,5%

2011/2012 учебный год

5,9

22,4%

2012/2013 учебный год

5,8

30,1%

2013/2014 учебный год

6,3

40,4%

2014/2015 учебный год

6,3

35,6%


Как видно из результатов мониторинга, средний балл колеблется от 5,8 балла в 2012/2013 учебном году до 6,3 балла в 2010/2011 учебном году, 2013/2014 учебном году, 2014/2015 учебном году.

Качественная успеваемость – от 22,4% в 2011/2012 учебном году до 40,4% в 2013/2014 учебном году, 2014/2015 учебный год – 35,6%.




Считаю, что высокие результаты обучения математике достигаются лишь в том случае, если хорошо оборудован кабинет, если он соответствует требованиям санитарно-гигиеническим норм, если в нем все до последней мелочи содействует повышению эффективности труда преподавателя и учащихся, совершенствованию учебно-воспитательной работы по учебной дисциплине.

Оформление кабинета должно отвечать современным требованиям. Качество обучения, производительность работы на учебном занятии, эффективность учебного занятия, состояние здоровья педагога и учащихся зависит от правильного оформления интерьера. Входя в кабинет математики, учащиеся должны чувствовать строгость и сложность математической науки и, в тоже время, видеть ее красоту и гармонию. Ощущать страх перед новым и непонятным, а также желание встретиться с интересным и увлекательным. Кроме того, кабинет должен быть легким, уютным и комфортным для всех кто в нем находится.

По определению кабинет математики – это единая органически связанная система учебного оборудования, смонтированная в одной аудитории, оформленной в соответствии с требованиями научной организации труда преподавателя и учащихся и обеспечивающая высокий уровень преподавания математики.

Свою работу в кабинете организую с целью обеспечения деятельности колледжа по обучению учащихся математике через создание таких условий для преподавателя, которые способствуют успешному процессу обучения, формированию профессиональной культуры педагога, развитию инициативы и творчества для повышения качества обучения математике.

Основные задачи:

  • учебно-методическое обеспечение работы преподавателя математики;

  • создание системы методического сопровождения образовательного процесса, направленного на повышение качества обучения и заинтересованности учащихся в изучении математики;

  • накопление, изучение, внедрение и распространение эффективной педагогической практики, инновационных технологий в процесс обучения математике.

Кабинет математики, как и всякий учебный кабинет, выполняет ряд функций:

  • учебное помещение, где проходят учебные и дополнительные занятия;

  • игровая площадка, где проводятся различные внеучебные занятия;

  • методический центр, где мы собираемся с коллегами на беседы, круглые столы, заседания ЦК;

  • консультационный пункт для подготовки к конкурсам, олимпиадам и др.;

  • библиотека, где можно найти справочную и методическую литературу.

Несомненно, определяющая роль в эффективном функционировании кабинета принадлежит преподавателю (заведующему кабинетом). В своем кабинете я выступаю во многих ролях: строитель, уборщик, творец, дизайнер и др. Говорят, что колледж – наш второй дом, а значит кабинет математики – моя вторая квартира, которую, как и любой хозяин, я люблю и приумножаю ее достижения.

Каждый день, входя в кабинет математики, традиционно по-хозяйски его оглядываю: все ли в порядке? Все ли готово к новому рабочему дню? Ведь только в хорошо приспособленном и оборудованном кабинете математики возможно полноценное применение разнообразных средств обучения.

В целом техническое оборудование, доска стол преподавателя и рабочие места учащихся, шкафы для хранения средств обучения в кабинете максимально удобны для работы и способствуют достижению высокого уровня усвоения математических знаний и активизации познавательной деятельности учащихся.

Современные технические средства: компьютер с программным обеспечением, мультимедийный проектор, интерактивная доска, лазерный принтер-сканер (приобретен за собственные средства и спонсорскую помощь учащихся группы 32м) позволяют визуализировать и моделировать математические объекты и отношения между ними, т.е. позволяют создать импровизированную виртуальную математическую лабораторию.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день кабинет обеспечен на 90% типового оборудования.

Согласно Перечня средств обучения, учебного оборудования общеобразовательных учреждений (утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.02.2008 №16 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 06.10.2008 №97) в кабинете отсутствует такое оборудование, как:

  1. планшеты для проведения самостоятельных работ;

  2. набор моделей по измерению площадей и объемов.

Конечно, хотелось бы приобрести электронные средства обучения, которые имеются в отраслевом фонде программных средств учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» и в региональных институтах развития образования и которые там можно приобрести на безвозмездной основе.

Своими силами мне удалось заполучить мультимедийное учебное пособие «Стереометрия. Часть 1». Это мультимедийное средство служит как для изучения и закрепления материала всей группой, так и для индивидуальной работы учащегося. Здесь имеется иллюстративный материал для изучения тем, задачи, которые снабжены не только пошаговым решением и звуковым сопровождением, тестовые тематические задания. Например, учащийся, решая пошаговые задачи, при необходимости может использовать подсказки. Сопровождается программа интерактивным справочным материалом.

Также в кабинете имеется мультимедийное пособие – виртуальный наставник «Геометрия 10-11 класс».

Для закрепления знаний по теме «Геометрическая прогрессия» имеется электронный тренажер, предназначенный для проверки знаний по данной теме, в частности для проверки знания формулы n-го члена геометрической прогрессии.

Для эффективного усвоения свойств тригонометрических функций имеется электронное средство «Графики тригонометрических функций» и другие электронные средства обучения.

Эти программы упрощают реализацию дифференцированных и индивидуальных подходов, способствуют развитию саморефлексии учащихся.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере или с помощью мультимедийного проектора позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, чертежей к геометрическим задачам обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. В кабинете имеется большое количество презентаций по разным темам алгебры и геометрии.

Использование видеоуроков в обучении дает кроме визуального восприятия материала еще и образное представление об изучаемом материале. В кабинете имеется ряд видеоуроков по различным темам, таким как:

  1. Логарифмы и их свойства.

  2. Свойства корня п-ой степени.

  3. Тригонометрическая окружность.

  4. Аксиомы стереометрии

  5. Перпендикуляр и наклонная.

  6. Задача построения общего перпендикуляра к двум скрещивающимся прямым.


Также имеются видефрагменты для активизации познавательной деятельности учащихся:

  1. Музыка числа пи.

  2. Логарифмическая линейка.

  3. Физкульминутки

Мною ведется работа по систематизации средств обучения. Вся учебная, справочная, научно-методическая, математическая и научно-популярная литература находится в книжных шкафах, на отдельных полках. Учащиеся имеют доступ к этой литературе. Кроме этого в кабинете есть комплекты учебников, которые используются в образовательном процессе.

Имеется банк заданий для учащихся, предусматривающий обеспечение каждого учащегося необходимым материалом. Весь раздаточный материал систематизирован и представлен как в печатном, так и в электронном виде, что оказывает существенную помощь мне в работе, дает возможность в любой момент использовать на занятии необходимое задание: варианты контрольных и самостоятельных работ, тесты, индивидуальные задания. Наличие на столе учащегося текста любой проверочной работы позволяет ему вчитаться в содержание упражнений, не тратя времени на считывание заданий с доски.

Для визуального восприятия информации и индивидуальной работы с учащимися в кабинете есть наборы стереометрических фигур, макеты объемных тел, набор прозрачных геометрических тел с сечениями, использование которых на занятиях позволяет обучающимся лучше представить в реальности их свойства, что облегчает решение задач.

В целях развития творческого и пространственного мышления учащихся в качестве дополнительного и индивидуального домашнего задания учащимся предлагается выполнять макеты пространственных фигур, выполнять подготовку рефератов, сообщений. Все проекты учащихся находятся в кабинете и используются на учебных и внеучебных занятиях.

Несмотря на внедрение новых технологий, стенды в кабинете «Математика» остаются важным инструментом образовательного процесса. Информация, размещенная на них, помогает обучающимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы. Повышается познавательный интерес к математике, расширяется кругозор обучающихся.

Кабинет математики – это еще и творческая лаборатория преподавателя, способствующая повышению педагогического мастерства педагога.

Учебно-методическая деятельность кабинета осуществляется посредством:

  • проведения учебных и внеучебных занятий, олимпиад; конкурсов для учащихся; заседаний кружка по дисциплине; исследовательской работы учащихся;

  • организации условий для самоподготовки учащихся;

  • организации условий для подготовки педагога к занятиям.

Учение только тогда станет для учащихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

В своей работе применяю такие технологии обучения, как

  • проектное обучение;

  • проблемное обучение;

  • технология мультимедийного сопровождения учебного занятия;

  • информационные технологии.

За истекший период мною проведены открытые учебные занятия по учебной дисциплине «Математика» с применением СОТ:

в 2008 году по теме «Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве»

в 2014 году – «Взаимное расположение точек, прямых и плоскостей: аксиомы стереометрии».

Традицией стало участие учащихся колледжа в олимпиаде по математике.

Учебный год

Второй этап

Результаты

2012/2013

учебный год

2 учащихся

Яковец Андрей

Чечетко Леонид

 5%

21%

2013/2014

учебный год

2 учащихся


Яковец Андрей

Чечетко Леонид

20% - 15 место

45% - 4 место

2015/2016 учебный год

2 учащихся


Борисенко Владимир

Юрченко Владислав

8 место из 11


Свое творческое начало учащиеся проявляют при участии в исследовательской деятельности:

2013/2014 учебный год – «Генетический код и квадрат Пифагора»;

2014/2015 учебный год – «Таблица умножения Пифагора: тайны и реальность»;

2015/2016 учебный год – «Практическое применение теоремы Пифагора».

На занятиях кружка по дисциплине «Математика» учащиеся занимаются изготовлением наглядных пособий, кроссвордов, интересных логических задач, подготовкой рефератов.

Главное условие успешного обучения математике – это способность преподавателя совершенствовать современное учебное занятие, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к математике, повышать качество знаний учащихся. С этой целью я ежегодно принимаю участие в методических мероприятиях:

  1. в республиканской выставке научно-методической литературы и педагогического опыта (12, 13, 14, 15, 16);

  2. в международных заочных педагогических чтениях «Использование инновационных технологий в системе профессионально-технического и среднего специального образования»;

  3. в областном фестивале информационных технологий «Мультимедиа» в 2015 году в номинации «Мультимедийные средства для воспитательной и внеучебной работы» с работой «Горыч полыну»;

  4. в конкурсе информационных материалов «Из опыта работы преподавателей»:

2013/2014 учебный год

В конкурсе информационных материалов приняли участие 2 работы:

  • материалы для самостоятельной работы учащихся по учебной дисциплине «Математика» (номинация «Буклет»);

  • презентация «Технология проблемного обучения» в номинации «Презентация современных образовательных технологий». 

2014/2015 учебный год

В конкурсе информационных материалов приняли участие 2 работы:

  • мультимедийное сопровождение воспитательного мероприятия «Горыч полыну».

2015/2016 учебный год

В конкурсе информационных материалов приняли участие 2 работы:

  • воспитательное мероприятие «Деньги – плохой хозяин или хороший слуга?»;

  • мультимедийное сопровождение учебного занятия «Построение сечений многогранников» по учебной дисциплине «Математика»;

  • видеоролик «Из опыта работы преподавателей ЦК общеобразовательных дисциплин».

  1. конкурсе методических разработок «Совершенствование профессионализма педагогических работников через системно-методическое обеспечение образовательного процесса».

В 2013/2014 учебном году – обобщен опыт работы по теме «Самостоятельная работа как средство организации активной деятельности учащихся».

Таким образом, учебно-методическая деятельность кабинета (заведующей кабинетом) в совокупности с правильно подобранными ресурсами кабинета, создают необходимый уровень качества, дифференциации и индивидуализации обучения.

Вместе с тем, педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на учебном занятии, такое занятие обречено на провал, оно пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

В моем кабинете учащиеся получают знания, учатся отстаивать свою точку зрения, здесь рождается наше совместное творчество, здесь учащиеся вместе со мной проживают наши занятия.

Вся работа кабинета направлена на реализацию образовательных программ среднего специального образования и ежегодно отражается в результатах смотра-конкурса кабинетов и лабораторий. Мониторинг участия в конкурсе кабинета «Математика» выглядит следующим образом:

Учебный год

Место

2009/2010 учебный год

1

2010/2011 учебный год

2

2011/2012 учебный год

-

2012/2013 учебный год

2

2013/2014 учебный год

2

2014/2015 учебный год

1



Преподаватель – хозяин кабинета, и он использует имеющиеся возможности для полного оборудования учебного кабинета. Комплектация кабинета отражает в большой мере вкусы и склонности преподавателя, его методические приёмы, педагогические интересы. При этом деятельность педагогов по оснащению кабинета нередко принимает различные направления, отражая при этом различные взгляды на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иной момент образовательного процесса.

В конце хотела бы рассказать вам одну притчу, которую очень часто привожу учащимся и которая, я думаю, актуальна и в работе любого преподавателя.

Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: "Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно". После этого и свет, и голос исчезли. Странники были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких камешков. Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение - грусть: алмазов было так мало!

Мораль:  приобретенные ранее знания и компетентности, истинную ценность которых человек оценить не может в тот момент, когда приобретает, в дальнейшем обратятся в «алмазы».



8