Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира.
Практическая работа
1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения
в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической информации.
Просмотр содержимого документа
«Качество жизни населения, уровень жизни. ИЧР. 10 класс. География»
Качество и уровень жизни населения, показатели ИЧР
Качество жизни населения
Экологические, экономические, культурные и социальные факторы
Благосостояние
людей
Экологические факторы
- Оценка состояния окружающей среды
- Характеристика рекреационных возможностей территорий
Культурные факторы
- Количество продукции на душу населения
- Качество и условия труда
- Доступность высшего образования
Экономические факторы
- Уровень безработицы
- Наличие у граждан свободного времени (продолжительность рабочей недели , длительность отпуска)
Уровень жизни образования
Социальные факторы
Степень безопасности граждан
Возможности для самореализации
Соблюдение прав человека
Здравоохранение
Уровень жизни
- Материальное благосостояние
- ВВП из расчета на душу населения
- Международная черта бедности
- Индекс Джини
Обеспеченность жильем и его качество
Размеры валового внутреннего продукта в расчете на одного жителя
Обеспеченность работой и уровень ее оплаты
Уровень жизни
Уровень личных доходов
- Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Итак, качество жизни населения — это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.
- Уровень жизни населения представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами.
- Перечень индикаторов рейтинга уровня жизни:
- рождаемость, смертность и продолжительность жизни;
- санитарно-гигиеническая обстановка;
- количество потребляемого продовольствия и жилищные условия;
- качество образования и культуры;
- уровень занятости, условия труда;
- баланс доходов и расходов;
- цены для потребителей;
- состояние транспортной инфраструктуры;
- рекреационная система;
- уровень социального обеспечения;
- права и свободы людей.
При подсчёте ИЧР учитываются основные виды показателей:
- Средняя и ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие (показатель развития технологий в стране, уровня медицины и соц.поддержки государства).
- Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение).
- ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.
- Учитывают также климатические условия, экологию и уровень счастья в стране.
Выводы
По показателям уровня и качества жизни все страны мира можно условно разделить на три группы: богатые и процветающие страны; страны среднего достатка; бедные страны, где актуальны проблемы не только низкого уровня жизни, но и массового голода.
Низкий уровень жизни значительной части населения развивающихся стран превратился в глобальную проблему, от решения которой зависит будущее всего человечества. Этим странам необходимо не только оказывать материальную (в том числе и продовольственную) помощь, но и сделать распределение материальных благ между богатыми и бедными более справедливым.
ГЛАВНОЕ!
- Мир вступил в информационную эпоху своего развития. Основой для перехода к экономике знаний в любой стране является уровень образованности ее народа. Высокий уровень образованности нужен не только для продвижения вперед науки и технологий, но для того, чтобы уметь пользоваться их продуктами, не быть изолированным от современного мира.
Практическая работа «Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа карт атласа».
Для выполнения данной работы рекомендован анализ одной-двух карт атласа, таких как: рождаемость и естественный прирост населения, ВВП стран мира, машиностроение, химическая промышленность, транспорт, интеграционные объединения.
Сравнивать необходимо экономически-развитые регионы со слабыми – развивающимися.