М.Ф. Калинина
классный руководитель 8бкласса
МОУ СШ №54 Советского района Волгограда
КАДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК РЕСУРС ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
3 февраля 2016 года во время встречи с активом некоммерческого партнёрства «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса», объединяющего предпринимателей из 40 регионов страны, Президент РФ Владимир Владимирович Путин отметил, что в России нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. «Это и есть национальная идея», - добавил он.1
Проблемы формирования гражданина и патриота, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях современного российского общества приобрели большое значение во всём образовательном пространстве России. Без патриотизма, без сохранения духовных ценностей предшествующих поколений не возродить сильного государства, не создать гражданского общества, не привить людям понимания своего долга и уважения закона.
Как известно, нравственные качества закладываются в детстве, в школьные годы. Любовь к родине, к родному краю формируется на близких, доступных для понимания ребёнка примерах. Но именно они позволяют ощутить понимание патриотизма, как чувства долга перед родиной. Сегодня такие учреждения, как кадетские корпуса, кадетские классы, кадетские школы-интернаты, обладают высоким воспитательным потенциалом. Это обеспечивается, прежде всего, специфическими особенностями целей, задач, содержания, форм и методов образовательного процесса, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, а также особым укладом жизни кадет: выполнением уставных требований, соблюдением кодекса кадетской чести, ношением военной формы и атрибутики, соблюдением субординации и подчинением вышестоящим командирам, умением жить в условиях внутреннего самоуправления.
В кадетских классах МОУ СШ №54 Советского района Волгограда наряду с общеобразовательными программами основного и среднего полного образования реализуются программы дополнительного образования, направленные на расширение знаний по истории государства, краеведению, истории кадетских корпусов и Российской Армии, подготовку учеников к службе в рядах вооружённых сил. На учебных курсах, составляющих школьный компонент учебного плана, учащиеся кадетских классов занимаются строевой подготовкой, сборкой и разборкой оружия, стрельбой, физической подготовкой, бальными и народными танцами, хоровым пением, знакомятся с основами православной культуры, изучают историю родного края.
Формирование личности, образованной и воспитанной на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества в процессе военной и других видов государственной службы. Воспитание верности конституционному и военному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности. В этом заключаются главные задачи организации и реализации образовательного процесса в кадетских классах в МОУ СШ №54.
Ведущая роль в создании социально-педагогического уклада школьной жизни кадетов принадлежит педагогическому коллективу и, в частности, классному руководителю, который является в нашей школе координатором всех действий, событий, направленных на духовно-нравственное воспитание кадетов.
Как известно, воспитывать устойчивые духовные качества без реальных дел невозможно. Приобретение начального нравственного опыта учащимися 7б класса МОУ СШ №54 происходит в процессе решения реальных общественно значимых задач. Участие школьников в социальных и экологических акциях «Доброе сердце», «Ты не один», «Подари подарок пожилому человеку», «Новогодняя открытка», «Ёлка в Новороссию», «Нашим рекам и озёрам – чистые берега!», выступления с литературно-музыкальными композициями на концертных площадках города Волгограда, поисковая работа, добровольное сознательное участие в озеленении школьного двора позволяют получать кадетам опыт нравственно значимого поступка.
Одна из форм работы, причём очень любимая детьми, – это экскурсии, походы. Учащиеся знакомятся с природными парками Волгоградской области, принимают участие в походах по местам боевой славы, посещают музеи и выставки, промышленные предприятия, православные святыни города Волгограда и Волгоградской области. Поездки в города Казань, Санкт-Петербург, Москву и знакомство с их достопримечательностями оставили неизгладимый след в душе каждого кадета 8б класса.
В основе мотивации общественного поведения учащихся нашей школы лежат такие принципы морали, как уважение к родителям, к старшему поколению, к истории своей страны. Кадеты 8б класса знают, что такое послушание, святое причастие, благословление родителей. Общение с настоятелями приходов Казанской церкви, Храма Всех Святых на Мамаевом Кургане, Свято-Никитской церкви города Волгограда оказывает благотворное влияние на кадет. Своим словом, советом священники помогают без мирской суеты посмотреть на насущные проблемы подростков в другом измерении.
Трудно переоценить значимость состязаний для подростков: смотров строя и песни, спортивных игр, конкурсов проектов, научно-исследовательских работ. Участие в них – это маленькая ступенька в преодолении себя, умение быть в команде, чувство ответственности за друга, необходимость прийти на помощь в трудную минуту. Результат совместных усилий кадет 8б класса отмечен различными наградами. Учащиеся являются победителями и призёрами городских конкурсов «Любимый город», «Радостный мир православной культуры», «Православные святыни Волгограда и Волгоградской области», региональных конкурсов «Пусть память верную хранят о Победе в Великой Отечественной войне и наших внуков внуки», «Сталинградская сирень», всероссийского фестиваля «Виват, Россия!» (город Санкт-Петербург), всероссийского конкурса школьников «Наследники Юрия Гагарина», международного конкурса-фестиваля «Гордость России».
Стоит отметить, что во всех мероприятиях и коллективно-творческих делах класса живое участие принимает родительская общественность. Педагогический коллектив школы уверен, что только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней детей и их родителей, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления в рамках кадетского движения можно достигнуть успехов в воспитании лучших нравственных качеств, в развитии творческой и познавательной активности учащихся.
1Цитируется по http://www.rbc.ru/politics/03/02/2016/56b1f8a79a7947060162a5a7