СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как быстро выучить стихотворение наизусть"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для учителей русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«"Как быстро выучить стихотворение наизусть"»

Мастер-класс

учителя МКОУ Кольцовская средняя школа

Синиловой Зинаиды Григорьевны

«Как быстро выучить стихотворение наизусть»

Выступая на методическом семинаре, я сказала, что очень люблю работать на уроках русского языка и литературы с поэтическими текстами. И это действительно так. Учимся выразительно читать стихи , рассматриваем изобразительно-выразительные средства. Все это замечательно. Но ведь потом следует задание: выучить стихотворение наизусть. Не каждому ребёнку даётся легко такое задание – всё зависит от степени развития памяти ученика, его образного мышления. Но что же делать, если память слабо развита, и образы в воображении школьника не возникают? Ответ ясен: память надо развивать и тренировать. Как?

Лично я уже много лет использую метод заучивания наизусть, разработанный на основе предложенных психологами элементов рисуночного теста на запоминание .Он формирует воображение, понимание того, что читаешь; способность сохранять в памяти поступившую информацию, развивает  образное мышление, творческие способности детей, зрительную память. Для нас ведь важен не объём информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией, изображать услышанное, читать рисунки. Принцип обучения: коммуникативно-деятельный, личностно-ориентированный. Режим занятий: интерактивный, диалоговый, партнёрские отношения между педагогом и обучаемым.

Предмет обучения и изучения: поэтический текст.

И сегодня за несколько минут я с моим любимым 5 классом попробую показать вам, как можно быстро запоминать стихи при помощи своих же рисунков, знаков, символов. Итак, ребятишки, перед вами отрывок из стихотворения А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…»

1.Выразительное чтение стихотворения

Вот уж снег последний в поле тает, Юный лес, в зеленый дым одетый,
Тёплый пар восходит от земли, Теплых гроз нетерпеливо ждет,
И кувшинчик синий расцветает, Все весны дыханием согрето,
И зовут друг друга журавли. Все кругом и любит и поет;

2.Беседа с «классом»:

1) Понравилось стихотворение? (Да)

2) Хотите выучить его наизусть? ( Все опустили головы)

3) А хотите выучить его наизусть быстро и интересно? ( Да!)

Учитель: Тогда за работу. Читаем 1 строку: «Вот уж снег последний в поле тает?». Изобразите на своих листах бумаги любые рисунки, символы, значки, которые помогут вам запомнить эту строчку.

Кристина, что у тебя получилось? ( Снег вот уж тает. Поэтому я нарисовала часы, снежинки, некоторые из них – полурастаявшие, и маленькую лужицу) Прочитай строчку.

Берем вторую строчку: «Теплый пар восходит от земли» Что нарисовала Таня? ( Пар теплый, поэтому знак +, затем рисую землю, она парит) Читай свою строчку.

Третья строка звучит так: « И кувшинчик синий расцветает,» Слушаем Свету. ( У меня получился кувшинчик синего цвета) Прочти строку.

Четвертая строка «И зовут друг друга журавли.»

Что скажет Аня? ( Я нарисовала двух журавлей).Читай свою строку.

Итак, первая строфа «нарисована».

Кто сможет ее прочитать? Пожалуйста, Аня. Молодец!

Работаем над второй строфой.

Первая строка: «Юный лес, в зеленый дым одетый, …»

Что скажет Таня?( Лес юн, значит, можно просто нарисовать веточки с зелеными листочками). Читай строку

Вторая строка: «Теплых гроз нетерпеливо ждет»

Слушаем Кристину. (Лес ждет теплых гроз, поэтому я поставила знак +, нарисовала тучу и стрелу молнии). Читай свою строчку.

Третья строка «Все весны дыханием согрето»

Какие рисунки получились у Светы? ( Все – это земля, цветы, птицы, лес, поэтому я поставила скобку и нарисовала солнышко) Читай строчку.

И последний стих: «Все кругом и любит и поет»

Пожалуйста, Аня. ( У меня тоже фигурная скобка, только с правой стороны, сердце, музыкальный ключ и ноты)

Замечательно. Попробуй, Таня, прочитай вторую строфу.

Вот такое интересное «рисованное» стихотворение у нас получилось. Кто не побоится прочитать его полностью?

Пожалуйста, Кристина.

Выучили? Надеюсь, вам было интересно. Всем спасибо. Выводы:

1. Психологи утверждают, что качество запоминания у ребенка напрямую зависит от интереса. Детям было интересно.

2.Быстрое заучивание поэтических текстов, анализ прозаических произведений, подготовка к ЕГЭ базируется на использовании этого метода. Происходит развитие ребёнка, его творческих способностей. У разведчиков отменная память. Почему? Потому что в процессе постоянной работы и тренировок они регулярно используют данный метод развития ассоциативно-образной памяти. Достижения: практика показывает, что большинство учеников в классе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память учеников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу 6 класса практически каждому ребёнку достаточно 10-12 минут для заучивания стихотворения из трёх-четырёх строф. Дети хорошо пишут изложения, свободные диктанты, умело подробно или сжато пересказывают текст, т.е. легче выполняют те виды работ, где требуется что-либо запомнить или восстановить по памяти. На своих уроках этот метод применяю достаточно часто.

Уважаемые коллеги, если хотя бы один человек что-то возьмет из нашего занятия, я буду очень рада. Если нет, тоже хорошо, значит, у вас есть свои методы. В одной умной книге я прочитала: « Хороших методов обучения существует ровно столько, сколько хороших учителей». А в Каргатском районе никогда плохих учителей не было и нет. Всем спасибо. Успехов вам и вашим детям.