Как диагностировать читательскую грамотность младших школьников
Следуя из требований сегодняшнего развивающегося быстрыми темпами общества, выделяется главная составляющая – это чтение. Чтение осознанное, направленное на приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть конкурентно-способной личностью. На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации.
Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности. И на сегодняшний день наше общество находится в кризисе читательской грамотности и культуры. Как это не парадоксально - но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.
Кризис читательской грамотности возник не мгновенно. Он развивался постепенно, и первая его ступень - это кризис детского чтения
Сказать, что современные дети не читают, нельзя. Они читают, но что? Очень сильно изменился репертуар книг для детского чтения. Современный ребенок больше склонен к чтению книг такого направления как: фантастика, юмор, ужастик, детективы, комиксы и многие другие направления, но он практически не читает поэзию и классику.
В чем же тогда причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентно-способная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?
Их много (ведь это неспроста проблема глобального масштаба). Под наиболее главными причинами я бы хотела отметить:
Не заинтересованные родители в воспитании (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а от сюда нет примера и нет результата)
Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере)
Не читающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).
Чтение – сложный процесс и самому ребенку не под силу с ним справиться.
Чтобы чтение стало потребностью у ребёнка его надо мотивировать на это, сам он вряд ли готов к данной проблеме, хотя у него есть природный интерес, и он от природы уже мотивирован на постижение нового. И здесь главное не дать интересу пропасть, а наоборот сделать всё возможное, чтобы чтение у ребенка стало потребностью. И задача педагога не только поддерживать интерес к чтению, но и помочь ребенку овладеть умением грамотного чтения и осмысления текстов. При этом понимание текста должно быть адекватным. Так как объём информации сейчас огромен и поэтому ребёнка необходимо научить перерабатывать полученную информацию и осмысливать её. Для этого необходимо применять самые современные технологии, направленные на саморазвитие школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что:
Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно осуществлять деятельность учения и применять полученные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме;
Понятие «читательская грамотность» входит в лексикон российских педагогов в 2000–2001 годах, когда Россия впервые приняла участие в международных исследованиях PISA и PIRLS. В международном сравнительном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), которое проводят в 4-м классе, читательскую грамотность определяют как способность ученика понимать и использовать различные формы письменной речи, которые необходимы, чтобы обучаться, участвовать в окружающей жизни, читать для собственного удовольствия, приобретать читательский литературный опыт.
«Исторически термин „грамотность“ означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей … Слово „понимать“ (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению. Слово „использовать“ подчеркивает прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя».
Какие задания помогут диагностировать читательскую грамотность
Специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г. Ковалевой разработали материалы для оценки сформированности у обучающихся 4-х классов читательской грамотности. Они ориентировались на международное исследование PIRLS.
В Красноярском крае диагностику читательской грамотности по этой модели проводят с 2011 года. Диагностическая работа проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Задания диагностической работы разделены на три группы:
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта. Это новый результат по отношению к международному опыту измерения читательской грамотности в начальной школе, который ввел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Оценки за диагностическую работу не выставляют, делают качественную, уровневую оценку (таблица).
Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:
различать свой личный опыт и реальность текста;
отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
переформулировать вопрос и сообщения текста;
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
выражать свои мысли письменно.
Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.