СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как достичь оптимального чтения у учащихся начальной школы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На 90 % успех обучения ребенка зависит от его умения быстро читать. Темп осмысленного чтения - один из важнейших показателей интеллекта человека.

Просмотр содержимого документа
«Как достичь оптимального чтения у учащихся начальной школы»

Как достичь оптимального чтения у учеников начальной школы.

На 90 % успех обучения ребенка зависит от его умения быстро читать. Темп осмысленного чтения - один из важнейших показателей интеллекта человека.

К упражнениям, направленным на наращивание скорости чтения (эти упражнения не новы, они известны, но эффективность их зависит от регулярности выполнения) относятся:

1. Ежеурочные пятиминутки «жужжащего» чтения (в начале урока).

2. Вариант первого упражнения - трехкратное прочтение одного и того же минутного отрывка текста.

3. Тройка упражнений по И.Т.Федоренко - И.Г.Пальченко (если падает выразительность чтения). На этом упражнении остановлюсь поподробнее. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осмыслено детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. Учащиеся отмечают карандашом, до какого места они дошли, затем повторное чтение этого отрывка, вторая карандашная пометка, и сравниваются результаты первого и второго прочтения (во 2-й раз прочитывается больше слов - это вызывает положительные эмоции; ученики увереннее ориентируются в тексте).

На этом же кусочке текста выполняется упражнение для снятия трудностей артикуляции: чтение в темпе скороговорки длится всего 20 секунд.

Далее можно перейти к последнему и самому ответственному упражнению: снова надо читать сначала, чуть медленнее, но красиво, выразительно (ученики успевают прочесть еще 1-2 строчки незнакомого текста).

При ежедневности выполнения этих упражнений длительность выразительного чтения с повышенной скоростью увеличивается. Очень хорошо развивается артикуляция речи, возникают положительные эмоции, т.к. наглядно увеличивается темп чтения.

4.Чтение перед сном (психологи утверждают, что человек лучше всего запоминает то, что происходит за 10 - 15 минут до сна), а на уроке учитель спрашивает, что ученики читали перед сном (если прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту);

5.Упражнение по пересказу содержания, ответы на вопросы и составление вопросов по тексту (если падает осмысленность чтения).

6.Аналитическое чтение (читаем текст по абзацам, выделяем основные мысли абзаца своими словами).

7.Свертка информации (составление плана, логических схем, таблиц).

8.Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко. Они развивают оперативную кратковременную память, без которой невозможно быстро читать.

Тексты по И.Т.Федоренко состоят из 18 наборов по 6 предложений в каждом (происходит постепенное наращивание длины предложений на 1-2 буквы). В 1 предложении -8 букв, в последнем - 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно 2 месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно и процесс обучения чтению идет быстрее. В среднем на каждый набор уходит 3 дня. Предложения набора можно заменять, сохраняя принцип их составления.

Важно соблюдать условия развития кратковременной оперативной памяти:

  • ежедневность тренировки,

  • постепенное наращивание длины предложений,

  • дети читают предложения молча (должно совершенствоваться самостоятельное восприятие и осознание),

  • записываем предложения на листочках (в тетрадях должны быть новые предложения),

  • листочки собираются, не проверяются, а просматриваются, детям не возвращаются.

10. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице), прочитать текст, записанный вертикально, перевернутый текст, прочитать текст, когда закрыта нижняя часть строки или наложив решетку.

Все названные приемы способствуют наращиванию темпа чтения при условии ежедневных тренировок. Самозамер темпа выполняется в конце урока (2-3 минуты) или сразу же после тренировочных упражнений. Важно фиксировать результаты самозамеров, самооценки в дневниках. Ведь это опора на психологические закономерности стимулирующего цикла. Ежедневная самооценка развивает волевые качества, воспитывает настойчивость в преодолении трудностей, то есть те качества, без которых невозможно хорошо учиться.