Базовый учебник: География 5 класс И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. (М.: Дрофа, 2012г);
- древнегреческих учёных.
- продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;
- стимулировать любознательность.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент
| Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке. Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите видео «Вселенная и Галактики» и попытайтесь определить о чём идёт речь.Сл.1 Окрашен космос в чёрный цвет, Поскольку атмосферы нет, Ни ночи нет, ни дня. Здесь нет земной голубизны, Здесь виды странны и чудны: И звёзды сразу все видны, И Солнце, и Луна. |
Стихотворение читает ученик. Смотрят видео
| Личностные: самоопределение; « я и другие люди» регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Постановка учебной задачи, цели урока |
Правильно, ребята. Всё что находится в космосе: звёзды, кометы, планеты, Солнце, Земля всё это называется одним словом – Вселенная. Вопросы 1. На какой планете мы с вами живем? 2.Какую форму имеет наша планета? 3.Существует ли модель нашей планеты? 4.Какие планеты вы еще знаете? 5.А знаете ли вы, что такое Вселенная? И мы с вами переходим к изучению новой главы « Земля во Вселенной». Давайте прочитаем определение. Сл. 2,3 С глубокой древности человек стремился понять: на чем держится Земля? Каковы ее формы и размеры? Где начало и конец? Что находится за горизонтом? И вообще, как устроен окружающий мир. Наблюдая как солнце, луна и звезды вращаются вокруг Земли, древние люди пришли к выводу, что наша планета расположена в центре мира. Самому же Землю каждый народ видел по-своему; это зависело от местности, в которой он проживал. Попытайтесь определить тему урока?Сл.4 На какие вопросы вы бы хотели найти ответ на уроке?. | Ответы детей. космическое пространство.
Ответы детей на вопросы.
Ученик читает определение со слайда.
Называют тему
Ответы детей. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели урока, темы урока. |
3.Открытие новых знаний | Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.
Работать будем в парах и группах. Каждая группа будет представлять какой-то древний народ и изучать вопрос о том как народ представлял Вселенную. Перед вами конверты с пазлами, вам нужно собрать рисунок. Вам дан дополнительный материал (приложение 1), учебник стр. 41-42, атлас. Изучите, выберите, кто пойдёт отвечать. Древние Греки. Древние Египтяне.Сл. 6 Древние Индийцы.Сл.5 Жители Вавилона. Сл. 7 Древние китайцы Древние славяне |
Собирают пазл. Читают доп.материал.
| Познавательные: Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого. Личностные: Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки |
4.Первичное закрепление. Физкультминутка. | Соотнесите древний народ и представления о Вселенной. А сейчас немного отдохнём. Сл. 8 Вновь у нас физкультминутка. Наклонились ну-ка, ну-ка. Распрямились, потянулись. А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем. Вправо – влево, раз и два. Думай, думай голова Хоть зарядка коротка. Отдохнули мы слегка. | Выходят к доске и соотносят по одному.
Делают упражнения. | Коммуникативные: излагают свое мнение Познавательные: анализируют информацию |
| Греки стали первыми говорить о космосе как о понятии, которое одновременно означало и красоту, и порядок. Вначале они понимали под космосом исключительно небо с его мерцающими звездами, однако вскоре это слово стало означать мир в целом – упорядоченный, гармоничный, доступный пониманию человека. Сегодня мы, познакомимся с представлениями древнегреческих учёных о Вселенной, используя учебник с. 42 - 44 и задание в тетради. Но мы продолжаем работать в группах 1, 4 - Пифагор, 2, 5 - Аристотель, 3, 6 - Птолемей. Пифагор Сл.10 Аристотель Сл.11,12 Аристарх Самосский Сл.13 Птолемей Сл.14,15 | | Познавательные: Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого. Личностные: Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки |
| Кто из учёных был ближе к современном представлении Вселенной? Какие небесные тела были известны древним грекам? С помощью каких приборов изучали Вселенную? Практическая работа. В парах. Сравнить модели Птолемея и Аристотеля. Откройте тетради и выполните самостоятельно .сл.17 | Аристарх Самосский, в центре Вселенной Солнце. Пифагор – форма шара.
Планеты, Луна, Солнце, звёзды. Телескоп | Коммуникативные: излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга. Познавательные: анализируют, обобщают. Регулятивные: оценивают степень и способы достижения цели. |
5.Закрепление. | Перед вами Какое утверждения верны? (поставьте «+» или « -«) сл.18.19 1. Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами 2. В представлениях древних народов центром Вселенной была Земля 3. Птолемей создал модель Вселенной, в центр которой поместил Землю 4. Аристотель и Птолемей считали Землю неподвижной 5. Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью Галактики 6. Долгое время господствовало мнение, что Земля плоская 7. Аристотель предложил систему мира, по которой в центре Вселенной находится Солнце 8. Аристарх Самосский высказывал мысль о том, что Земля обращается вокруг Солнца 9. Система Птолемея была быстро отвергнута и забыта Поднимите руку у кого оценки «3», «4», «5». У кого оценка А сейчас давайте посмотрим на задачи, которые мы поставили вначале урока. Что такое Вселенная. Какие учёные изучали строение Вселенной. Каковы современные представления о строении Вселенной. |
Проверяем.
Выполняют номера. Проверяют по слайду и ставят друг другу оценки. Ответы: 1 – 2+ 3 + 4+ 5+ 6+ 7- 8+ 9- ОЦЕНКИ 9 ------- «5» 7-8 --------- «4» 5-6 ---------- «3»
Отвечают. | Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного. |
6.Домашнее задание. | параграф 8, прочитать На выбор: 1. Нарисовать рисунок, как древние люди себе представляли Вселенную. 2. Нарисовать рисунок как вы себе представляете строение Вселенную. Сл.20 | Записывают домашнее задание в дневник. | Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного. |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Я запомнил… Я узнал… Мне понравилось… | Продолжают предложения, поднимают квадраты | Коммуникативные: излагают свое мнение |