Смысл физической культуры в том, чтобы привить ребенку культуру сознательного и грамотного отношения к своему телу, к своему здоровью. При этом решаются конкретные задачи. Формирование:
– интереса к занятиям физкультурой и спортом; – знаний, умений и навыков, необходимых ребенку для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе самосовершенствования; – понимания смысла деятельности, которая выполняется на занятиях физкультурой.
И главное, что для этого нужно, – хорошая мотивация.
Пути мотивации деятельности, учащихся на уроках физкультуры:
– от принуждения – к желанию заниматься; – убеждение учащихся в необходимости самостоятельно заниматься физкультурой и спортом; – развитие способности ученика к рефлексии.
углубление теоретических знаний, учащихся в области физической культуры и спорта;
реализация оздоровительного принципа в преподавании физической культуры;
увеличение объема обязательных занятий физической культурой;
формирование потребности в систематическом занятии физическими упражнениями через рациональное сочетание классно-урочной и секционной форм занятий;
У каждого учителя свой стиль, свои методы работы, которые определяются индивидуальностью, знаниями, опытом педагога. Однако работа каждого преподавателя часто зависит и от материально-технической базы. Что делать, если, например, спортивный зал очень маленький? Как эффективнее организовать урок, когда выстроенный в колонну класс занимает почти ползала? Как даже в таком ограниченном пространстве удержать и развить интерес к спортивным играм, занятиям физкультурой?
Данный материал - результат поисков оптимальной технологии образовательного процесса на уроках в классах, где преподавание осуществляется двумя учителями физкультуры. Особенности предмета ФК таковы, что поделив класс «поровну», и проводя занятия в одном зале при работе каждого учителя только со своей группой учащихся, мы не достигнем наилучшего результата в освоение учащимися различных знаний, умений и навыков по предмету.
В 10–11-х классах уроки физкультуры проводят два преподавателя: один – с девушками, другой – с юношами. Это приемлемо на уроках гимнастики, легкой атлетики, так как задания предлагаются разные. Но и на этих уроках возникает потребность объединить учащихся иначе. Иногда, в зависимости от задач урока, отделения формируются по уровню физической подготовленности, отдельно выделяется группа освобожденных от физических нагрузок по мед. показаниям и учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе.
Если учителя работают как один механизм (с общими задачами, желаниями, отношением к ученикам), то и класс работает с ними в унисон, по какому бы принципу его не разделили. Но учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, мы даем ему возможность наиболее полно раскрыться на уроке, не травмируя его ни физически, ни психически.
На примере урока в 10 кл. по теме «Спортивные игры. Волейбол», мы хотим разобрать все приемлемые схемы деления класса на группы в зависимости от части урока, от поставленных задач, от уровня подготовленности учащихся; не забывая о группе освобожденных по мед. показаниям.
Вводная часть урока (построение, разминочный бег) проводится совместно двумя учителями. Далее один учитель работает с группой девушек, другой с группой юношей. ОРУ у девушек – акцент на упражнения развивающие гибкость и подвижность суставов; ОРУ у юношей – акцент на работу с отягощениями.
Основная часть урока. Упражнения в парах проводит один из учителей. Второй проводит комплекс упражнений с освобожденными. Далее класс делится на группы по физической подготовленности – более слабые работают с одним учителем; более подготовленные с другим учителем выполняют упражнения в усложненных условиях.
Заключительная часть. Двухсторонняя игра. Некоторые из освобожденных помогают в судействе учителю, проводящему игру. Второй учитель проводит опрос теоретических заданий у освобожденных от занятий, полученных ими в начале урока. Общее построение, подведение итогов, выставление отметок за урок осуществляют два преподавателя совместно.
План-схема действий учителя при
| ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ | ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | Построение, расчет, задачи урока. Задания для освобожденных Разминочный бег (2-3 мин) ОРУ (юноши) ОРУ (девушки) Деление на пары, построение в парах | Совместно (А+В) Учитель В Совместно (А+В) Учитель А Учитель В Совместно (А+В) |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | Специальные упражнения волейб-та Подводящие упражнения (нападающий удар) Комплекс упражнений на гибкость, упражнения с массажерами. (для осв.) Деления на группы для отработки нападающего удара через сетку и подач. | Учитель А Учитель А
Учитель В Учитель В Совместно (А+В) |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | Учебная игра в волейбол. Опрос теоретических заданий у группы осв. Построение, подведение итогов урока. | Учитель А Учитель В
Совместно (А+В) Проставление оценок за урок по группам, учитывая отзыв второго учителя. |