Как формировать успешное поведение ребенка.
Дошкольное детство является
важнейшим периодом в формировании личности.
Происходит приобщение ребёнка к культуре,
к общечеловеческим ценностям.
Одним из направлений в нравственном воспитании ребёнка
является воспитание культуры поведения.
В содержании поведения культуры дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, активность, самостоятельность, взаимопомощь в коллективном труде.
В КГУ «Константиновская основная средняя школа» мини-центр работает по программе средней группы, но есть дети трехлетки и поэтому, уже с младшего возраста я стараюсь приучать детей правильно сидеть за столом во время еды, также дети уже знаю, что нельзя класть локти на стол. Кушать нужно аккуратно и тщательно пережёвывая пищу. В школе я детям показываю, как нужно пользоваться столовыми приборами. Перед тем как сесть за стол, обязательно помыть руки с мылом. Воспитание формирования успешного поведения включает широкий круг задач, и для их решения я применяю целый ряд педагогических приёмов. Например, устраиваю игры специально направленного содержания. Это сюжетно-ролевые: «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», дидактические различного направления, в сочетании словесных и наглядных способов, используя специальные наборы картинок, символов и т.д. Какие нравственные качества я стараюсь видеть в своих воспитанниках? Это, прежде всего, вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, быть общительными.
За свою практику, я поняла, что детей полезно объединять вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. Чтобы разнообразить повседневную жизнь детей, я стараюсь использовать различные приемы. Например: беру большую игрушку и утром встречаю их приветливой улыбкой, меняя свой голос, как будто это здоровается сама игрушка. Тогда общение происходит в атмосфере дружелюбия и доверия.
Моя задача – направить отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма, помогающим детям устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договориться, вежливо обратиться друг к другу с просьбой. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения. Я считаю главное, чтобы ребенок был трудолюбивым, уважал чужой труд и ценил его. Поэтому прививаю детям умение правильно общаться с игрушками, книгами, личными вещами, панировать и распределять время, доводить начатое дело до конца. Обязательным условием для ребенка, убрать после себя, сложить игрушки, книги. Объясняю правила пользование с предметами, говорю, что нужно все это беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься. Также постоянно провожу беседы на темы: « Как бы ты поступил в такой –то ситуации?», «Помогаешь ли ты дома родителям?», «Кто такой настоящий друг?» и т .д. Можно ли обойтись без наказаний? Можно, если велика сила слова и сила примера. Хороший пример – серьезный помощник в воспитании. Для себя я сделала такой вывод, надо воспитывать собственной воспитанностью.
Не у всех все гладко в поведении. Если я вижу в каком – нибудь ребенке недостатки в поведении, то веду беседу с родителями в вежливой форме. Стараюсь дать им совет, прошу поделиться своими впечатлениями. На другой день интересуюсь, помог ли совет?
Все начинается с детства . Воспитание нравственности начинается с колыбели, затем детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит будущее ребенка – это воспитатели и учителя. Всех нас объединяет высокая культура поведения.
Хадиша Нурумова
Воспитатель мини – центра
КГУ «Константиновская ОСШ»
Костанайский район