Тема : «Как я использую загадки, пословицы при изучении проверяемой безударной гласной в корне».
с 1 класса я начинаю знакомить детей с правописанием проверяемой безударной гласной в корне, используя в качестве дидактического материала загадки, пословицы, поговорки и т.д. В течение трех лет не один раз возвращаюсь к этой теме, чтобы закрепить у учащихся сформированный орфографический навык. Произведения устного народного творчества не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Очень важна последовательная работа учителя с орфограммой: от простого (I класса) к более сложному (II класса), а затем к обобщению и систематизации изученного (III, IV класс).
Первоклассника приобщаю к тому, чтобы «слышать» орфограмму, учу его думать над тем, так ли я пишу. Встретившись с трудностью в написании гласной, дети произносят слова, которые помогают им сосредоточиться:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
Загадки использую те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма.
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)
Два братца, а друг друга не видят. (Глаза)
Хоть сама и снег, и лед, а уходит – слёзы льёт. (Зима)
Принялась она за дело, завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.( Пчела)
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)
Летом зеленеет, а осенью желтеет. (Трава)
Первоклассники с удовольствием не только отгадывают загадки, но и ищут их сами, приносят на урок, учат наизусть, даже пытаются сами сочинять. Безударную гласную находят не только в отгадке, но и в самом тексте загадки. Например: домовитая, пролетает, цветком, медком.
При изучении правила проверяемой безударной гласной в корне (II класс) предлагаю разнообразные задания, усложняя их: списать загадки с доски (под безударной гласной красный огонек); вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово; подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную, выписать слова с проверяемой безударной гласной, обозначить в них орфограмму, т.е подчеркнуть гласную одной чертой, поставить знак ударения, рядом написать проверочное слово, поставить в нем знак ударения, подчеркнуть ударную гласную двумя чертами, и в том, и в другом слове выделить корень. Последние задания отрабатывают умения видеть орфограмму, решать орфографическую задачу, используя алгоритм.
Хозяин лесной просыпается весной,
а зимой под вьюжный вой
спит в избушке снеговой…
На берёзе теремок,
не висит на нем замок,
дверь открыта для жильца,
говорливого скворца.
На языке медок, а на сердце ледок.
Красна весна цветами, а осень плодами.
Апрель с водою – а май с травою.
В III классе составляем памятку, в которой представлены 5 орфограмм и в столбиках – части речи: первый столбик – имена существительные, второй – имена прилагательные, третий – глагол. Вот как она выглядит:
| существительные | прилагательные | глаголы |
а | страна | красивый | шагать |
о | моря | большой | ходить |
е | земля | весёлый | бежать |
и | зима | крикливый | кричать |
я | мячи | мясной | тянуть |
Таким образом, тема « Проверяемые безударные гласные в корне » проходит красной нитью через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся.