СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Как я использую загадки, пословицы при изучении проверяемой безударной гласной в корне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал для учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
««Как я использую загадки, пословицы при изучении проверяемой безударной гласной в корне»»

Тема : «Как я использую загадки, пословицы при изучении проверяемой безударной гласной в корне».

с 1 класса я начинаю знакомить детей с правописанием проверяемой безударной гласной в корне, используя в качестве дидактического материала загадки, пословицы, поговорки и т.д. В течение трех лет не один раз возвращаюсь к этой теме, чтобы закрепить у учащихся сформированный орфографический навык. Произведения устного народного творчества не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Очень важна последовательная работа учителя с орфограммой: от простого (I класса) к более сложному (II класса), а затем к обобщению и систематизации изученного (III, IV класс).

Первоклассника приобщаю к тому, чтобы «слышать» орфограмму, учу его думать над тем, так ли я пишу. Встретившись с трудностью в написании гласной, дети произносят слова, которые помогают им сосредоточиться:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

Загадки использую те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма.

Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)


Два братца, а друг друга не видят. (Глаза)


Хоть сама и снег, и лед, а уходит – слёзы льёт. (Зима)


Принялась она за дело, завизжала и запела.


Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)


Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком.( Пчела)


Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)


Летом зеленеет, а осенью желтеет. (Трава)


Первоклассники с удовольствием не только отгадывают загадки, но и ищут их сами, приносят на урок, учат наизусть, даже пытаются сами сочинять. Безударную гласную находят не только в отгадке, но и в самом тексте загадки. Например: домовитая, пролетает, цветком, медком.

При изучении правила проверяемой безударной гласной в корне (II класс) предлагаю разнообразные задания, усложняя их: списать загадки с доски (под безударной гласной красный огонек); вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово; подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную, выписать слова с проверяемой безударной гласной, обозначить в них орфограмму, т.е подчеркнуть гласную одной чертой, поставить знак ударения, рядом написать проверочное слово, поставить в нем знак ударения, подчеркнуть ударную гласную двумя чертами, и в том, и в другом слове выделить корень. Последние задания отрабатывают умения видеть орфограмму, решать орфографическую задачу, используя алгоритм.

Хозяин лесной просыпается весной,

а зимой под вьюжный вой

спит в избушке снеговой…

На берёзе теремок,

не висит на нем замок,

дверь открыта для жильца,

говорливого скворца.

На языке медок, а на сердце ледок.

Красна весна цветами, а осень плодами.

Апрель с водою – а май с травою.

В III классе составляем памятку, в которой представлены 5 орфограмм и в столбиках – части речи: первый столбик – имена существительные, второй – имена прилагательные, третий – глагол. Вот как она выглядит:

существительные

прилагательные

глаголы

а

страна

красивый

шагать

о

моря

большой

ходить

е

земля

весёлый

бежать

и

зима

крикливый

кричать

я

мячи

мясной

тянуть

Таким образом, тема « Проверяемые безударные гласные в корне » проходит красной нитью через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся.