СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Как избежать синдром профессионального выгорания»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации преподавателям «Как избежать синдром профессионального выгорания»

Просмотр содержимого документа
««Как избежать синдром профессионального выгорания»»

«Как избежать синдром профессионального выгорания»



Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда.

Уильям Джеймс

Что такое синдром профессионального выгорания?

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ‒ это развивающийся на фоне постоянного стресса синдром, который ведет к истощению энергетических, эмоциональных и личностных ресурсов работника. Этот синдром развивается чаще у тех, кто работает с людьми: педагогов, врачей, журналистов, социальных работников ‒ у всех, кто по роду своей деятельности вынужден постоянно вступать в общение, растрачивая свои эмоции, чувства, нравственные и духовные силы.

Проведем небольшой тест «В чем Ваша проблема?». Перед вами таблица, в которой Вашему вниманию представлены четыре пары фигур. Рассмотрите их и закрасьте ту из фигур в паре, которая покажется вам наиболее симпатичной.


Ключ к тесту

Начнем собственно расшифровку теста.

  • ПЕРВАЯ ПАРА ФИГУР это ваши мысли, склонность к рефлексии и способность к самоанализу, адекватное восприятие мира. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что мыслями вы постоянно возвращаетесь к своему прошлому, снова и снова переживаете свои ошибки, критикуете себя и занимаетесь самоедством. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это означает, что вы способны извлекать уроки из своих ошибок и, не зацикливаясь на них, стремитесь вперед, к своей цели.

  • ВТОРАЯ ПАРА ФИГУР это ваши чувства, эмоции, дружеские и любовные привязанности. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы живете прошлым, вы не способны самовольно отказаться даже от обременительных отношений, освободиться от гнета и груза проблем. Зачастую вы становитесь пленником своих же чувств, от которых не можете избавиться. Если же вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то можно предположить, что вы свободно распоряжаетесь своими чувствами и никто и ничто не заставит вас цепляться за отношения, отжившие свой срок.

  • ТРЕТЬЯ ПАРА ФИГУР это ваши желания и потребности. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы не развиваетесь как личность, все ваши установки незыблемы, ваши желания и потребности не меняются или меняются еле заметно. Вы просто не задумываетесь над тем, что пора бы что-то вменить в себе и своей жизни, вы довольствуетесь тем, что у вас есть. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это признак вашего постоянного развития. А вместе с вами изменяются и ваши жизненные установки.

  • ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА это ваши действия. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что вы боитесь действовать самостоятельно, вы нуждаетесь в руководителе. Если же вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это говорит о том, что вы самостоятельный и уверенный в себе человек.

А далее немножко теории.

Внешние факторы, провоцирующие выгорание:

- Специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы).

- Организационный фактор: перегруженность рабочей недели.

- Низкая оплата труда.

- Напряженный характер работы.

- Служебные неприятности.

- Неудовлетворенность работой.

- Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам.

- Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе.

Внутренние факторы:

- Коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с обучающимися, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации .

- Ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Типы личности, которым угрожает синдром профессионального выгорания:

«Педантичный». Основные характеристики этого типа: чрезмерная добросовестность, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе). Люди первого типа часто бывают излишне привязаны к прошлому; у них основные симптомы переутомления - апатия, сонливость.

«Демонстративный». Люди этого типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы. У людей второго типа переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости. На этом фоне повышается давление, возникают проблемы с засыпанием.

«Эмотивный». «Эмотики» чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Люди третьего типа при стрессах страдают бессонницей, у них возможно появление повышенной тревожности.

Что препятствует развитию выгорания?

- чувство юмора;

- адекватная самооценка;

- самовнушаемость;

- умение переключаться и управлять своими эмоциями;

- самообладание ‒ процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации;

- нейротизм ‒ свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.

Профилактика профессионального выгорания

Установка на радость

Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, совершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствия от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость.

Способы, связанныес воздействием слова

Аффирмация – это краткое позитивное утверждение, которое позволяет заменить негативные установки на позитивные. Аффирмация – это уверенное высказывание с ударением на то, что я хочу иметь (успех в профессиональной деятельности, здоровье, любовь).

Аффирмации на каждый день – это заряд позитивной энергии и вдохновения. Это не что иное, как положительный аутотренинг!

Вот Вам несколько Аффирмаций на каждый день.

В конце хочется сказать:

Не залезайте в «долгосрочный кредит» ваших внутренних резервов и возможностей.
Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.

Спасибо за внимание.


2