СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

На пороге новый год

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«На пороге новый год»

Тема. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения.

Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Задачи:

1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

• .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.

3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (слайд 2)Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 

Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь. 
Будем мы сейчас, трудиться, 
Хорошо себя вести,

Нам, друзья, нельзя лениться, 
Так как мы – ученики. 

- Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!

2. Речевая разминка

- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции

(слайд 2)

Читаем медленно, теперь быстрее (хором)

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Ру-ру-ру –

3. Актуализация знаний

1. Давайте отправимся в город БУКВ и повторим все, что знаем о его жителях. 

Работа по ленте букв (слайд 3)

Что вы можете о них сказать? (Буквы бывают гласные,

согласные и буквы, не обозначающие звука.)

- Сколько же всего букв живёт в городе? (33)

- А сколько гласных букв? (10)

- А сколько согласных букв? (21)

- Какие буквы не обозначают звуков? (2)

А кто бы хотел рассказать стихи о буквах?

С.Маршак «Ты эти буквы заучи», В.Берестов « Читалочка» (слайд 5,6)

-Сравните чтение. Чьё чтение понравилось? Почему?

-Молодцы! Стихи запомнили.

-А почему уметь читать это хорошо?



4. Постановка темы и учебной задачи урока

Ребята, я вам предлагаю отгадать ребус.( слайд 7) рона

-Кто такая ворона? (птица)

- Докажите мне , что ворона это птица. ( Птицы это животные тело которых покрыто перьями)

- Попробуйте описать эту птицу. Какая она?( туловище серое, хвост, голова, ноги, крылья чёрные, клюв большой, крепкий)

-Что вы знаете о вороне? (слайд 8,9)

-Каких ещё зимующих птиц вы знаете? ( слайд 10)

- А знаете ли вы?

-Что вороны способны считать до 5, решать логические задачи, правильно определять сигналы светофора.

  • Вороны — умные птицы, особенно если дело касается еды. Ворона не будет портить свой клюв, пытаясь извлечь содержимое ореха, а бросит его на проезжую часть и подождет, пока колеса автомобиля не раздавят скорлупу.

  • Ворона никогда не будет есть жесткий хлебный сухарь, а предварительно размочит лакомство в луже.

5. Работа над скороговоркой.

- Образ вороны встречается практически во всех жанрах устного народного творчества: поговорках, пословицах,скороговорках, загадках, легендах, колыбельных песнях, сказках и т.п.

- Составьте скороговорку. ( слайд 11,12)

Проворонила ворона воронёнка.

- Что значит проворонила? ( не усмотрела, потеряла)

- Как каркает ворона?

6. Сценка ( слайд 13)

- А сейчас давайте посмотрим сценку, которую подготовили наши ребята.
Вы попробуете определить, о чем пойдет на уроке речь

Ученик 1. Я теперь уже читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.

Ученик 2. Эту тоже?

Ученик 1. Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед нами буква «рэ».

Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

Хоть пишусь я во «дворе»!

Ты найдешь меня в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах»,

Рокочу я громким громом

И реву звериным рёвом –

Вот тигриным, например:

Моё имя – буква «эр»!

Ученик 1. Извините, я не знал…

Ученик 2. Но он правильно читал!



- Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/] ( слайд 14)

- Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)

- Есть ли еще подобные, такой характеристике, звуки? (да: [м], [н], [р], [л])

- Их другое название - Сонорные звуки.(это звонкие согласные, в образовании которых преобладает голос, а шум минимален)

- Догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.

-Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве «эр», познакомимся с рассказом Е.Чарушина. ( слайд 15,16)

-Я не случайно в начале урока спрашивала вас о вороне. Есть такой очень интересный рассказ Чарушина,в котором одна ворона научила мальчика выговаривать звук [р].

7. Физминутка ( слайд 17)

8.Работа по теме урока ( слайды 18-25)

  1. Рассказ о жизни и творчестве Е.И. Чарушина (слайд 6)

- Ребята подготовил небольшое сообщение о жизни и творчестве Е.И. Чарушина. 

Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.

Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.


Евгений Иванович Чарушин был и интересным писателем и талантливым художником. Евгений Чарушин рисовать начал очень рано. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа зверей и птиц.

Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов сад стал похож на джунгли.
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили кроликов.
И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом. 

- Кто знает кого называют художником- анималистом? (художник, который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер)

Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру.
Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже Е. И. Чарушин писал рассказы о детях, о родной природе, о животных.

Еще он умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал, лепил скульптуры. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С. Я. МаршакаЗа иллюстрации, сделанные к этой книге,Чарушин получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в городе Лейпциге.

Подборка книг.

2.Первичное чтение текста. ( слайд 26,27 )

-Послушайте рассказ внимательно , чтобы ответить на вопросы.

3.Первичное восприятие рассказа. ( слайд 28 )

– Могла ли эта история произойти на самом деле?

-Рассказ, который вы услышали – это его воспоминание из детства.

– С кем произошла эта история?

– Что он не умел делать?

- Чему же научился Женя: говорить букву «р» или произносить звук, который этой буквой обозначается?

-Кто из вас заметил ошибку в заголовке?

-Почему мальчик Женя обиделся на ребят?

-Можно ли смеяться над детьми, которые не могут ещё произносить правильно некоторые звуки?

- А как менялось настроение мальчика?

- Кто помог ему произносить звук «р»?

Работа в паре (на листочке)

- Какие черты характера мальчика помогли научиться произносить звук «р»? (слайд 29 (Упорность, настойчивость, целеустремленность, терпеливость).

- А как вы охарактеризуете ребят?

4. Словарная работа ( слайд 30 )

Дул изо всех сил

Выговаривать на все лады

Кричал по-вороньи

4. Подготовка к чтению ( чтение трудных слов). (слайд 33)

- Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем трудные слова.

не-пра-виль-но вы-го-ва-ри-вать

не-вы-со-кий

по-лу-ча-ет-ся

при-ле-те-ла

рас-ка-ты-ва-ет-ся

по-лу-чи-лось

об-ра-до-вал-ся

по-смот-ре-ла

то-ро-пит-ся

на-кло-ни-ла

ра-ду-ет-ся

при-щёлк-ну-ла

вы-го-ва-ри-ва-ет-ся

5.Чтение рассказа детьми. ( слайд 34 )

-Как бы вы озаглавили этот текст? («Трудная буква», «Обида», «Упорный Женя»)

-Чему учит нас рассказ?

  • Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься!

9. Работа в парах (на листочке) слайд 35

- Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу.

Терпение и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Скучен день до вечера, коли делать нечего

10. Обобщение. Итог урока. ( слайд 36,37 )

Чего мы достигли?

  • Удалось ли нам решить поставленные задачи?

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Какие задания вам понравились на уроке.

  • Где вы испытали трудности?

-Какой звук не мог выговаривать Женя?

-Научился ли мальчик произносить звук [р]?

-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство, целеустремленность, терпеливость).

Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

11.Домашнее задание. (слайд 38)

- Дома потренируйтесь в выразительном чтении . А по желанию нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

11. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов! (слайд 39)

 (если вы считаете, что хорошо поработали – дорисуйте смайлику улыбку (весёлый смайлик), недостаточно хорошо - грустный)

Оценить детей.

- Спасибо за урок! (слайд 40)












МБОУ «СОШ№6» им.Омарова М.О.

Открытый урок

по чтению 1 класс




Учитель начальных классов:

Джамалханова

Джума

Шарабутиновна





2016г