Тема. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения.
Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Задачи:
1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.
2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
• .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.
3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (слайд 2)Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Будем мы сейчас, трудиться,
Хорошо себя вести,
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
- Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!
2. Речевая разминка
- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции
(слайд 2)
Читаем медленно, теперь быстрее (хором)
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ру-ру-ру –
3. Актуализация знаний
1. Давайте отправимся в город БУКВ и повторим все, что знаем о его жителях.
Работа по ленте букв (слайд 3)
Что вы можете о них сказать? (Буквы бывают гласные,
согласные и буквы, не обозначающие звука.)
- Сколько же всего букв живёт в городе? (33)
- А сколько гласных букв? (10)
- А сколько согласных букв? (21)
- Какие буквы не обозначают звуков? (2)
А кто бы хотел рассказать стихи о буквах?
С.Маршак «Ты эти буквы заучи», В.Берестов « Читалочка» (слайд 5,6)
-Сравните чтение. Чьё чтение понравилось? Почему?
-Молодцы! Стихи запомнили.
-А почему уметь читать это хорошо?
4. Постановка темы и учебной задачи урока
Ребята, я вам предлагаю отгадать ребус.( слайд 7) рона
-Кто такая ворона? (птица)
- Докажите мне , что ворона это птица. ( Птицы это животные тело которых покрыто перьями)
- Попробуйте описать эту птицу. Какая она?( туловище серое, хвост, голова, ноги, крылья чёрные, клюв большой, крепкий)
-Что вы знаете о вороне? (слайд 8,9)
-Каких ещё зимующих птиц вы знаете? ( слайд 10)
- А знаете ли вы?
-Что вороны способны считать до 5, решать логические задачи, правильно определять сигналы светофора.
Вороны — умные птицы, особенно если дело касается еды. Ворона не будет портить свой клюв, пытаясь извлечь содержимое ореха, а бросит его на проезжую часть и подождет, пока колеса автомобиля не раздавят скорлупу.
Ворона никогда не будет есть жесткий хлебный сухарь, а предварительно размочит лакомство в луже.
5. Работа над скороговоркой.
- Образ вороны встречается практически во всех жанрах устного народного творчества: поговорках, пословицах,скороговорках, загадках, легендах, колыбельных песнях, сказках и т.п.
- Составьте скороговорку. ( слайд 11,12)
Проворонила ворона воронёнка.
- Что значит проворонила? ( не усмотрела, потеряла)
- Как каркает ворона?
6. Сценка ( слайд 13)
- А сейчас давайте посмотрим сценку, которую подготовили наши ребята.
Вы попробуете определить, о чем пойдет на уроке речь
Ученик 1. Я теперь уже читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Ученик 2. Эту тоже?
Ученик 1. Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «рэ».
Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты найдешь меня в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом –
Вот тигриным, например:
Моё имя – буква «эр»!
Ученик 1. Извините, я не знал…
Ученик 2. Но он правильно читал!
- Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/] ( слайд 14)
- Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)
- Есть ли еще подобные, такой характеристике, звуки? (да: [м], [н], [р], [л])
- Их другое название - Сонорные звуки.(это звонкие согласные, в образовании которых преобладает голос, а шум минимален)
- Догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.
-Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве «эр», познакомимся с рассказом Е.Чарушина. ( слайд 15,16)
-Я не случайно в начале урока спрашивала вас о вороне. Есть такой очень интересный рассказ Чарушина,в котором одна ворона научила мальчика выговаривать звук [р].
7. Физминутка ( слайд 17)
8.Работа по теме урока ( слайды 18-25)
Рассказ о жизни и творчестве Е.И. Чарушина (слайд 6)
- Ребята подготовил небольшое сообщение о жизни и творчестве Е.И. Чарушина.
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Евгений Иванович Чарушин был и интересным писателем и талантливым художником. Евгений Чарушин рисовать начал очень рано. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа зверей и птиц.
Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов сад стал похож на джунгли.
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили кроликов.
И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.
- Кто знает кого называют художником- анималистом? (художник, который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер)
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру.
Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже Е. И. Чарушин писал рассказы о детях, о родной природе, о животных.
Еще он умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал, лепил скульптуры. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С. Я. Маршака. За иллюстрации, сделанные к этой книге,Чарушин получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в городе Лейпциге.
Подборка книг.
2.Первичное чтение текста. ( слайд 26,27 )
-Послушайте рассказ внимательно , чтобы ответить на вопросы.
3.Первичное восприятие рассказа. ( слайд 28 )
– Могла ли эта история произойти на самом деле?
-Рассказ, который вы услышали – это его воспоминание из детства.
– С кем произошла эта история?
– Что он не умел делать?
- Чему же научился Женя: говорить букву «р» или произносить звук, который этой буквой обозначается?
-Кто из вас заметил ошибку в заголовке?
-Почему мальчик Женя обиделся на ребят?
-Можно ли смеяться над детьми, которые не могут ещё произносить правильно некоторые звуки?
- А как менялось настроение мальчика?
- Кто помог ему произносить звук «р»?
Работа в паре (на листочке)
- Какие черты характера мальчика помогли научиться произносить звук «р»? (слайд 29 (Упорность, настойчивость, целеустремленность, терпеливость).
- А как вы охарактеризуете ребят?
4. Словарная работа ( слайд 30 )
Дул изо всех сил
Выговаривать на все лады
Кричал по-вороньи
4. Подготовка к чтению ( чтение трудных слов). (слайд 33)
- Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем трудные слова.
не-пра-виль-но вы-го-ва-ри-вать
не-вы-со-кий
по-лу-ча-ет-ся
при-ле-те-ла
рас-ка-ты-ва-ет-ся
по-лу-чи-лось
об-ра-до-вал-ся
по-смот-ре-ла
то-ро-пит-ся
на-кло-ни-ла
ра-ду-ет-ся
при-щёлк-ну-ла
вы-го-ва-ри-ва-ет-ся
5.Чтение рассказа детьми. ( слайд 34 )
-Как бы вы озаглавили этот текст? («Трудная буква», «Обида», «Упорный Женя»)
-Чему учит нас рассказ?
Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься!
9. Работа в парах (на листочке) слайд 35
- Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу.
Терпение и труд все перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
Скучен день до вечера, коли делать нечего
10. Обобщение. Итог урока. ( слайд 36,37 )
Чего мы достигли?
Удалось ли нам решить поставленные задачи?
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Какие задания вам понравились на уроке.
Где вы испытали трудности?
-Какой звук не мог выговаривать Женя?
-Научился ли мальчик произносить звук [р]?
-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство, целеустремленность, терпеливость).
Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.
11.Домашнее задание. (слайд 38)
- Дома потренируйтесь в выразительном чтении . А по желанию нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
11. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов! (слайд 39)
(если вы считаете, что хорошо поработали – дорисуйте смайлику улыбку (весёлый смайлик), недостаточно хорошо - грустный)
Оценить детей.
- Спасибо за урок! (слайд 40)
МБОУ «СОШ№6» им.Омарова М.О.
Открытый урок
по чтению 1 класс
Учитель начальных классов:
Джамалханова
Джума
Шарабутиновна
2016г