СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как хозяйствовать по правилам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания в 5 классе, продолжает тему "семейное хозяйство". На данном уроке происходит знакомство учащихся с такими понятиями, как "экономика", "ресурсы семьи", а также, с опорой на ранее изученный материал, рассматривается на личных примерах, как же организовать эффективное хозяйство внутри семьи.

Просмотр содержимого документа
«Как хозяйствовать по правилам»


Технологическая карта урока обществознания

Класс: 5 класс.


Тема урока

«Как хозяйствовать по правилам»

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


План урока

1. Семейные заботы.
2. Каким должен быть хозяин дома.
3. Как хозяйствовать по правилам.



Цель урока

Формирование понятия «домашнее хозяйство» и его составляющие.

Задачи урока

  1. Раскрывать особенности семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности членов семьи.

  2. Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.

  3. Дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; выявить с учащимися резервы экономии в семье.

  4. Создать условия для совершенствования активной познавательной деятельности

  5. Развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.

  6. Способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни.

Формы и методы обучения

1.Методы частично- поисковый

2.Формы Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, проектная

Основные понятия

Потребности, ресурсы, экономика

Планируемые результаты






Учащиеся знают составляющие семейного бюджета; знают ос

Формируемые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль в формировании, расходовании и экономии средств семейного бюджета; нести ответственность за нецелесообразное расходование средств как личного, так и семейного бюджета перед собой и членами семьи.

Общекультурные компетенции: уметь оценивать действия субъектов семьи с точки зрения экономической рациональности; предвидеть возможные последствия дефицитного бюджета; владеть культурой экономических знаний, культурой экономических взаимоотношений в семье.

Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; выявлять причины дефицитного бюджета; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией.

Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.

Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Социально-трудовые: знать основные статьи доходов и расходов как личного бюджета, так и семейного; знать резервы экономии средств; владеть способами планирования личного и семейного бюджета; уметь использовать ресурсы семьи для пополнения бюджета.

Оборудование

ПК, мультимедийный проектор, экран








Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

Iэтап. Организационный

Приветствие учащихся, проверка присутствующих


Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала


Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания;

Понимают значение знаний и принимают его



II этап. Постановки цели и задачи урока (Мотивационный этап)


Ранее на уроке мы с вами рассмотрели семейное хозяйство. В каждой семье те или иные обязанности разделены между домочадцами. Для того, чтобы обеспечить наилучший результат должны соблюстись некоторые правила.


-Предположите какую тему мы будем сегодня изучать?



Выдвигают предположения о теме урока, аргументируют свои предположения













Определяют для себя задачи урока




Определяют способы достижения поставленной цели

Размышление, рассуждение по заданной теме

Фронтальная














Индивидуальная

Личностные выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

коммуникативные- слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания

познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Устный опрос

III этап. Изучение нового материала (Учебно- деятельностный этап)

1. Семейные заботы.

-Какой вопрос в семье самый спорный?

-Как распределить домашние обязанности: поровну, по желанию, по силам или по способностям?

-Есть ли в вашей семье совместные дела? Кто принимает в них участие?

-Для чего нужен совместный труд?


-Что такое потребности?





-У кого больше обязанностей в семье?



-Бывают ли дела мужские и женские?



-Как можно облегчить домашний труд?


Какие выводы можно сделать ?

Отвечают на вопросы; выдвигают предположения, приводят аргументы






Читают, анализируют текст находят ответ на вопрос




Находят объяснение слова в учебнике



Составление схемы









Работа с картиной, ответ на вопрос

Анализ результатов деятельности

Работа с материалами рубрики «Обсудим вместе» стр.33






Работа с текстом учебника стр. 33; п. «Семейные заботы» 2-3 абзац.



С. 33



Проблемная ситуация, составление схемы








Стр.34 рисунок

Оцените свой вклад в общее дело

Фронтальный









Фронтальный








Работа в парах




Индивидуальная работа

Коммуникативные -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным способом; владеть устной речью;

Познавательные – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Логические - поиск существенной информации






Личностные

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

Познавательные – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Регулятивные - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);


Устный опрос






















Задания в рабочей тетради







2. Каким должен быть хозяин дома.

- Вы прекрасно помните старуху из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» и кота Матроскина из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» Они заботились о своём хозяйстве. В чем разница?

Слова, какими вы бы охарактеризовали героев произведений?


-Что значит быть рачительным хозяином?


-Оцени себя как рачительного хозяина. Как ты относишься к вещам, книгам, окружающим предметам?

Чему тебе надо еще научиться?



-С древнейших времен на Руси составлялись сборники правил, советов и наставлений о том, как вести хозяйство и как вести себя.

Великий князь Владимир Мономах (1053- 1125 гг) написал «Поучение детям», в котором дает советы. А с XVI века на Руси был очень популярен свод житейских правил и наставлений «Домострой» составленный священником Сильвестром.


Отвечают на вопросы; выдвигают предположения, приводят аргументы




















Работа с историческими источниками в парах,

составление алгоритма действия, решение учебной задачи.







Словарь урока

Рачительность

Стр125, словарик



Работа с учебником

Стр35.,3 абзац



Стр.39, задание 8








Прочитать задание, составить алгоритм работы.

и выберите, на ваш взгляд, 5 самых важных правил, которые нужны и сегодня в домашнем хозяйстве. Измени, если потребуется, эти правила на современный лад.


Фронтальная











Индивидуальная работа










Работа в парах


















Регулятивные

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать

Личностные

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Коммуникативные

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;




Устный опрос

3. Как хозяйствовать по правилам.

- В этих исторических документах основа экономики. В переводе с греческого «ойкос» - дом, «номос» - правило, закон.

Экономика – 1. правила ведения хозяйства.

2. наука о развитии хозяйства.

Запасы средств, используемые для ведения хозяйства, называются ресурсами семьи.



Отвечают на вопросы; выдвигают предположения, приводят аргументы, работают со словарями

Словарь урока


Экономика –

1. правила ведения хозяйства.

2. наука о развитии хозяйства.


ресурсы

Стр126, словарик





IVэтап. Рефлексивный


-Давайте подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы думали, анализировали,наблюдали, обобщали.

- Скажите, получилось ли у вас ответить на те вопросы которые вы ставили в начале урока?.

Что вам помогло в этом? (быть устремленным и трудолюбивым)

А что мешало? (неумение рассуждать, плохое чтение, плохая память)

Нам есть над чем работать на следующих уроках.



Анализ деятельности, самооценка, взаимооценка

Кого из ребят можно сегодня особо отметить за работу на уроке?

Кто не хочет похвалить себя? Почему?


Регулятивные

анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);



Vэтап. Домашнее задание: Параграф 4


7