Тема урока | «Как хозяйствовать по правилам» |
Тип урока | Изучение нового материала |
Дата урока | |
План урока | 1. Семейные заботы. 2. Каким должен быть хозяин дома. 3. Как хозяйствовать по правилам. |
Цель урока | Формирование понятия «домашнее хозяйство» и его составляющие. |
Задачи урока | Раскрывать особенности семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности членов семьи. Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи. Дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; выявить с учащимися резервы экономии в семье. Создать условия для совершенствования активной познавательной деятельности Развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения. Способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни. |
Формы и методы обучения | 1.Методы частично- поисковый 2.Формы Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, проектная |
Основные понятия | Потребности, ресурсы, экономика |
Планируемые результаты |
| |
| |
| Учащиеся знают составляющие семейного бюджета; знают ос |
Формируемые компетенции | Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль в формировании, расходовании и экономии средств семейного бюджета; нести ответственность за нецелесообразное расходование средств как личного, так и семейного бюджета перед собой и членами семьи. Общекультурные компетенции: уметь оценивать действия субъектов семьи с точки зрения экономической рациональности; предвидеть возможные последствия дефицитного бюджета; владеть культурой экономических знаний, культурой экономических взаимоотношений в семье. Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; выявлять причины дефицитного бюджета; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией. Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию. Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера. Социально-трудовые: знать основные статьи доходов и расходов как личного бюджета, так и семейного; знать резервы экономии средств; владеть способами планирования личного и семейного бюджета; уметь использовать ресурсы семьи для пополнения бюджета. |
Оборудование | ПК, мультимедийный проектор, экран |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
Iэтап. Организационный |
Приветствие учащихся, проверка присутствующих | Приветствуют учителя, готовятся к уроку | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | | Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; Понимают значение знаний и принимают его | |
II этап. Постановки цели и задачи урока (Мотивационный этап) |
Ранее на уроке мы с вами рассмотрели семейное хозяйство. В каждой семье те или иные обязанности разделены между домочадцами. Для того, чтобы обеспечить наилучший результат должны соблюстись некоторые правила. -Предположите какую тему мы будем сегодня изучать? | Выдвигают предположения о теме урока, аргументируют свои предположения Определяют для себя задачи урока Определяют способы достижения поставленной цели | Размышление, рассуждение по заданной теме | Фронтальная Индивидуальная | Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; коммуникативные- слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Устный опрос |
III этап. Изучение нового материала (Учебно- деятельностный этап) |
1. Семейные заботы. |
-Какой вопрос в семье самый спорный? -Как распределить домашние обязанности: поровну, по желанию, по силам или по способностям? -Есть ли в вашей семье совместные дела? Кто принимает в них участие? -Для чего нужен совместный труд? -Что такое потребности? -У кого больше обязанностей в семье? -Бывают ли дела мужские и женские? -Как можно облегчить домашний труд? Какие выводы можно сделать ? | Отвечают на вопросы; выдвигают предположения, приводят аргументы Читают, анализируют текст находят ответ на вопрос Находят объяснение слова в учебнике Составление схемы Работа с картиной, ответ на вопрос Анализ результатов деятельности | Работа с материалами рубрики «Обсудим вместе» стр.33 Работа с текстом учебника стр. 33; п. «Семейные заботы» 2-3 абзац. С. 33 Проблемная ситуация, составление схемы Стр.34 рисунок Оцените свой вклад в общее дело | Фронтальный Фронтальный Работа в парах Индивидуальная работа | Коммуникативные -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным способом; владеть устной речью; Познавательные – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Логические - поиск существенной информации Личностные – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; Познавательные –– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); Регулятивные - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | Устный опрос Задания в рабочей тетради |
2. Каким должен быть хозяин дома. |
- Вы прекрасно помните старуху из сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» и кота Матроскина из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» Они заботились о своём хозяйстве. В чем разница? Слова, какими вы бы охарактеризовали героев произведений? -Что значит быть рачительным хозяином? -Оцени себя как рачительного хозяина. Как ты относишься к вещам, книгам, окружающим предметам? Чему тебе надо еще научиться? -С древнейших времен на Руси составлялись сборники правил, советов и наставлений о том, как вести хозяйство и как вести себя. Великий князь Владимир Мономах (1053- 1125 гг) написал «Поучение детям», в котором дает советы. А с XVI века на Руси был очень популярен свод житейских правил и наставлений «Домострой» составленный священником Сильвестром. | Отвечают на вопросы; выдвигают предположения, приводят аргументы Работа с историческими источниками в парах, составление алгоритма действия, решение учебной задачи. | Словарь урока Рачительность Стр125, словарик Работа с учебником Стр35.,3 абзац Стр.39, задание 8 Прочитать задание, составить алгоритм работы. и выберите, на ваш взгляд, 5 самых важных правил, которые нужны и сегодня в домашнем хозяйстве. Измени, если потребуется, эти правила на современный лад. | Фронтальная Индивидуальная работа Работа в парах | Регулятивные удерживать цель деятельности до получения ее результата; – планировать решение учебной задачи: выстраивать Личностные проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; Коммуникативные - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; | Устный опрос |
3. Как хозяйствовать по правилам. |
- В этих исторических документах основа экономики. В переводе с греческого «ойкос» - дом, «номос» - правило, закон. Экономика – 1. правила ведения хозяйства. 2. наука о развитии хозяйства. Запасы средств, используемые для ведения хозяйства, называются ресурсами семьи. | Отвечают на вопросы; выдвигают предположения, приводят аргументы, работают со словарями | Словарь урока Экономика – 1. правила ведения хозяйства. 2. наука о развитии хозяйства. ресурсы Стр126, словарик | | | |
IVэтап. Рефлексивный |
-Давайте подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы думали, анализировали,наблюдали, обобщали. - Скажите, получилось ли у вас ответить на те вопросы которые вы ставили в начале урока?. Что вам помогло в этом? (быть устремленным и трудолюбивым) А что мешало? (неумение рассуждать, плохое чтение, плохая память) Нам есть над чем работать на следующих уроках. | Анализ деятельности, самооценка, взаимооценка | Кого из ребят можно сегодня особо отметить за работу на уроке? Кто не хочет похвалить себя? Почему? | | Регулятивные анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека – оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); | |
Vэтап. Домашнее задание: Параграф 4 |