Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская гимназия № 13
143000, г.Одинцово, ул.Молодежная, д.3а
тел. 8-495-593-27-24
http://www.gimn - 13.odinedu.ru
odin.gimnaziya13@rambler.ru
Регистрационный номер работы
Как христианство пришло на Русь
(учащиеся 4 классов, 10 лет)
Срок реализации 1 год
Учитель начальных классов
I категории
Молибог Елена Павловна
Одинцово
2019 г.
Урок ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») на тему «Как христианство пришло на Русь»
Цель: формирование представления о Крещении Руси, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.
Задачи:
обучающая: узнать о дохристианском этапе развития Руси – язычестве древних славян; узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси.
развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; развитие навыков критического мышления; развитие памяти, внимания, речи обучающихся;
воспитывающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости; способствовать воспитанию уважительного отношения к нашим предкам, к их духовному образу жизни.
Оборудование: учебник, лист с текстом на каждую парту для работы в парах; листочки для теста каждому учащемуся.
Медиаприложение: презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. ( Слайд 2). Что на ней изображено? (В храме крестят ребёнка). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей). Да, мы поговорим о крещении, как христианство пришло на Русь.
Учитель: Что вы знаете об обряде крещения? (Ответы детей)
Актуализация знаний
Учитель: Как вы думаете, в чём смысл крещения православного человека? Зачем совершается этот обряд? (Ответы детей). А что было до крещения Руси? Какие боги были у наших предков? Вспомните, мы это изучали с вами по окружающему миру.
Изучение нового материала. Рассказ учителя. Язычество в древней Руси (Слайд 3)
Языческое мировоззрение земледельцев сложилось в эпоху первобытного строя. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя, рек, источников, то есть всего того, что было связано с производственной деятельностью земледельца. Зависимость величины урожая от природных, прежде всего погодных, условий, от правильного выбора времени работ придавало особое значение годовому сельскохозяйственному циклу и подчиняла ему всю жизнь деревенского хлебопашца. Не располагая научными знаниями об окружающем мире, причинах погодных явлений, смены времен года, рождения и смерти, человек раннего средневековья находился в плену сложных религиозных, в частности магических, верований, обожествляя постоянно повторяющиеся природные явления.
Рассказ учителя о древнеславянских божествах (Слайд 4-8)
Информация для учителя (о боге Род): Знаете ли вы, какова история сохранившегося в детских играх до нашего времени выражения «чур меня»? В каждой славянской семье почитали умершего предка – родоначальника, которого называли «чур» или «щур» ( отсюда и слово «пращур»). Восклицание «чур меня» в то время означало: храни меня, предок. Обращение к чуру с просьбой о защите и помощи в минуту опасности передавалось из поколения в поколение и закрепилось в нашем языке. Из тех же давних-предавних времён идёт обычай вопрошать кукушку в лесу, сколько лет суждено нам прожить. Каждое «ку-ку», услышанное от птицы, означает год жизни. Этот обычай мы восприняли от предков, считавших, что по весне в кукушку превращается родоначальник всего живого – могущественный славянский бог Род. От него –то и зависела продолжительность жизни человека.
Работа в парах: Какие ещё были древнеславянские божества. Нужно соотнести иллюстрации божеств с их описанием и определить, кто из них кто, как они назывались. Каких-то божеств вы, наверняка, знаете, а тем, кого вы не знаете попытайтесь дать названия. (На партах у обучающихся листы с описанием божеств). (Слайд 9)
Информация для учителя:
Дрёма — один из домовых духов-оберегов. Доброе божество, вызывающее умиротворенное состояние души и расслабленность тела, нам дающее мирный, спокойный сон. Дрема заботился о сохранении и восстановлении физических и душевных сил человека.Дрему представляли в образе маленького человечка или в виде маленькой старушки-бабушки с добрыми, ласковыми руками. Приходит дрема к детям, закрывает им глазки, поглаживает по головке, поправляет одеяло.
Банник.Часто банника представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной бородой, покрытой плесенью. Банник – исконный обитатель банного пространства. Чаще всего «хозяин» бани строг, опасен для людей («Банник человеку не товарищ»). Его воле предписывают обмороки, несчастные случаи и смерти в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это проказы банника. Любимое же развлечение – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни и «стрелять» ими в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в стенку.
Леший – дух леса, который, по преданию, живёт в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниями, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру. Во время бури. Леший – хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нём звериная шкура, на голове рога, на ногах не пальцы, а копыта. Глаза у лешего зелёные и светятся в темноте.По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами – дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего. Если кто-то заблудится в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Считалось, что он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.
Водяной – дух рек и озёр. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных ( ухал, крякал, стонал, выл, блеял и др.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто чёрной чешуёй и тиной, вместо рук – лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, свиньёй, коровой или собакой. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвали «чёртов конь». «Место жительства» выбирал глубокое, любил селиться под мельницами, и друживший с ним мельник ежегодно приносил в жертву водяному свинью
Домовой – дух дома, любитель пошалить, пошуметь, но он всегда готов помогать и защищать тех, кто в этом нуждается.Чтобы в доме всё было хорошо, никто не болел и не попадал в беду, нужно было выставлять домовому угощение. Лучше всего – мёд на хлебе или блюдце с вареньем. Тогда сладкоежка домовой останется доволен, а в доме будет мир, покой и согласие.
Полевик – дух хранитель полей. Полевик воспринимался как хозяин поля, и они полагали, что от него зависит плодородие земли. Функция полевика – следить за ростом и сохранностью посевов хлебных растений и за травами. В народе считали, что именно полевик был изобретателем хмельных напитков из злаков. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.
Для работы в парах:
Доброе божество, вызывающее умиротворенное состояние души и расслабленность тела, нам дающее мирный, спокойный сон. Заботился о сохранении и восстановлении физических и душевных сил человека. Это божество представляли в образе маленького человечка или в виде маленькой старушки-бабушки с добрыми, ласковыми руками. Приходит он к детям, закрывает им глазки, поглаживает по головке, поправляет одеяло.
Часто это божество представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной бородой, покрытой плесенью. Это обитатель банного пространства. Чаще всего «хозяин» бани строг, опасен для людей . Его воле предписывают обмороки, несчастные случаи и смерти в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это его проказы. Любимое же развлечение – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни и «стрелять» ими в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в стенку.
Это божество – дух леса, который, по преданию, живёт в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниями, жутким хохотом, стонами и плачем. Он – хозяин леса и повелитель зверей. Если кто-то заблудится в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват он. Считалось, что он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.
Это божество – дух рек и озёр. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных (ухал, крякал, стонал, выл, блеял и др.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто чёрной чешуёй и тиной, вместо рук – лапы с перепонками.
Это божество – дух дома, любитель пошалить, пошуметь, но он всегда готов помогать и защищать тех, кто в этом нуждается. Чтобы в доме всё было хорошо, никто не болел и не попадал в беду, нужно было выставлять ему угощение. Лучше всего – мёд на хлебе или блюдце с вареньем. Тогда сладкоежка останется доволен, а в доме будет мир, покой и согласие.
Это божество – дух- хранитель полей. Он воспринимался как хозяин поля, и люди полагали, что от него зависит плодородие земли. Функция этого божества – следить за ростом и сохранностью посевов хлебных растений и за травами.
Физкультминутка с закреплением изученного материала
Учитель: С культурой какого народа связана такая же вера в сверхъестественные силы? (Боги в Древней Греции) . Каких древнегреческих богов вы помните? (Ответы детей). Сейчас я буду называть древнегреческих богов и древнеславянских. Если называю древнегреческого бога – вы прыгаете, если древнеславянского – шагаете.
Учитель: Зевс, Род, Афина, Аид, Кикимора, Лихо, Посейдон, Гипнос, Даждьбог, Леший, Гермес, Персефона, Велес, Перун.
Изучение нового материала (продолжение)
Первое появление христианства на Руси
Учитель: Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В средиземноморье иудеи были единственной монотеистической религией. К моменту возникновения Христианства в иудаизм переходило много не иудеев, их называли прозелитами. В Римской империи иудеям разрешалось исповедовать свою национальную религию, иудаизм имел особый статус. Остальные люди исповедовали государственную религию - язычество. В каждом регионе были свои особенности. Так, например, в Эфесе особо почитали богиню Артемиду. Язычество Римской империи объединяло то, что необходимо было почитать царя как бога, только для иудеев делалось исключение. Иудеи ко времени рождения Иисуса отчаянно ждали Мессию (Христа), надеясь, что он освободит народ иудейский от владычества Римской империи. В такой среде и родился основатель Христианства - Иисус Христос.
Иису́с Христо́с (др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός) или Иисус из Назарета — центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей. Основными источниками информации о жизни и учении Иисуса Христа являются Евангелия и другие книги Нового Завета. Сохранились свидетельства о нём и у нехристианских авторов I-II веков. Согласно христианскому Никео-Цареградскому Символу веры, Христос является Сыном Божьим, единосущным (то есть, одной природы) с Отцом, Богом, воплощенным в человеческую плоть. Также в Никео-Цареградском Символе веры утверждается, что Христос умер ради искупления человеческих грехов, а затем воскрес из мёртвых, вознёсся на небеса и придёт второй раз, чтобы судить живых и мёртвых.
По преданию святой Апостол Андрей Первозванный, поднявшись на киевские горы, поставил там деревянный крест, и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера христианства. (Слайд 10)
Мозговой штурм. Вдумайтесь в слово «первозванный». Почему апостола Андрея так прозвали? (Выслушиваются версии учащихся). Святой Андрей – один из 12 апостолов. Его первым Иисус Христос призвал к себе в ученики: отсюда и именование – Первозванный. Посмотрите на изображение апостола Андрея Первозванного. Как называется это изображение? (Икона) Почему на заднем плане перекладины в виде буквы Х? (Ответы детей). За приверженность христианству его предали мучительной казни: он был заживо распят, но в отличие от Иисуса, пригвождён ко кресту, поперечные брусья которого были сбиты наискось, в виде греческой буквы «Х» – первой в имени Христа. Когда-то святой Андрей был рыбаком, и потому на Руси его почитали как покровителя мореплавателей. Посмотрите на флаг. Где вы его могли видеть? (В армии, на флоте) Это объясняет, почему на флаге Военно-морского флота России – косой крест голубого цвета, известный как Андреевский.
Работа по учебнику с. 58-60 (Крещение Руси). Прочитайте текст, отметьте карандашом знаком «+» те сведения, которые мы уже знаем о крещении Руси.
Проверка: Дети комментируют уже известные сведения о крещении Руси.
Учитель: Хотите ли вы узнать, кто ещё из исторических лиц принимал участие в крещении Руси?
Однако христианство не проникало еще глубоко в древнерусское общество. Его влияние распространилось лишь на некоторых представителей высшей знати и купечества.
Известно, что первой христианкой из русских князей была княгиня Ольга, причисленная позднее к лику святых. (Слайды 11-12)
После смерти мужа, князя Игоря, она установила порядок внутри государства и обратила свои взоры на внешнею политику.
В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, сама возглавив посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков.
Ольга уже была знакома с христианством – известно, что княгиня симпатизировала христианам, видя их добродетельную жизнь. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное – языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.
Крещение Ольги происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.
По возвращению в Киев Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства, но он и слышать не хотел об этом.
Крещение Руси состоялось при святом равноапостольном князе Владимире. (Слайд 13-16)
Владимир не сразу пошел на введение христианства. «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о других религиях - мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Это было не случайно: религии выросли из одного корня, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими странами - Германией, Византией Римом, и с мусульманскими - Волжской Болгарией, Хорезмом, а также контакты с еврейскими общинами в Хазарии и на территории Руси.
Во всех религиях того времени главным была обрядность. Только участием в жертвоприношениях, а на Востоке еще и соблюдением четких предписаний относительно приема пищи и омовений, можно было доказать принадлежность к определенной религии. В то время как Рим и Греция в этом отношении терпимость, на Востоке свирепствовала система религиозных запретов. Христианство в отличие от восточных религий не знало никаких вносящих разделение обрядов, не знало даже жертвоприношений. Поэтому, отказав по разным причинам первым трем посольствам, Владимир благосклонно выслушал пространную речь православного греческого философа, который, кратко опровергнув учения мусульман, латинян и иудеев, сжато изложил ветхозаветную историю, пророчества об отвержении Богом иудеев и пришествии Спасителя и, наконец, перешел к новозаветным событиям. Большое впечатление на князя произвел рассказ о грядущем Втором пришествии, при этом ему была показано полотно с изображением Страшного суда.
Потом, посовещавшись с боярами и представителями городов, Владимир направил посольства в окрестные страны. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде. Пораженные красотой византийского богослужения, послы заявили Владимиру и всей его дружине: «Не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом». Выбор веры был обусловлен не тем, какая из них красивее, а тем, какая вера истинная.
Князь Владимир, первым приняв святое Крещение, принципиально, качественно изменил свою жизнь. Причем изменил, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях. А ведь очень тяжело в зрелом возрасте все это преодолевать. Этим он и отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни.
С принятием христианства жизнь князя полностью изменилась. Об этом в многочисленных трудах пишут летописцы. Приняв православие, Владимир приказал уничтожить все изваяния, которым поклонялся народ. Каменные идолы были разрушены, самый главный идол – Перун был выброшен в реку. Он принял новую веру со всей искренностью, в корне пересмотрев жизненные ценности. После принятия христианства Владимир сначала крестил всех своих детей. Подданные Владимира последовали его примеру, полагаясь на то, что их князь не мог принять неправильное решение. Среди народа он пользовался уважением и доверием, поэтому принятие христианства прошло мирно. Официально крещение Руси прошло в 988 году, положив на нашей земле начало православия.
Это главная улица города Киева – Крещатик. (Слайд 17)
В стародавние времена здесь расстилалась покрытая лесом долина, по которой протекал ручей. Именно здесь проходило первое Крещение русичей. Потому и местность эта получила название Крещатик.
Первыми, вслед за князем Владимиром, крестились его воины – дружина. С той поры, идя в бой, русские дружинники несли с собой хоругви (т.е. знамена) с изображением лика Христа. (Слайды 18)
По возвращению в Киев Владимир крестил сыновей и людей близких. Вслед за тем велел ниспровергнуть идолов – одних рассекали на части, других сжигали, а главного Перуна привязали к хвосту лошади и столкнули в Днепр. (Слайд 19)
После того, как были свергнуты идолы, стали крестить киевлян. (Слайд 20) Вслед за Киевом был крещен Новгород и другие города.
Значение христианства. Обсуждение.
Люди объединились вокруг церкви; вера в единого Бога объединила славянские племена и помогла ощутить себя единым народом;
Появление первой азбуки и книг (Кирилл и Мефодий);
Строительство храмов;
Изменение нравственных качеств князя Владимира.( Слайды 21-22 )
Работа по учебнику с. 60-61.( Святая Русь)
Учитель: Прочитайте стихотворение О В. Рубцова «Святая Русь». (Слайд 23) Как вы понимаете выражение «святая Русь».
Рефлексия
Тест.(Слайды 24-26)
1.Язычество – это:
поклонение обожествлённым силам природы и душам усопших;
знание нескольких языков;
умение общаться с людьми мимикой и жестами, без произношения слов.
2.Найди строку, в которой указаны только древнеславянские божества:
Перун, Афина, Домовой;
Зевс, Аид, Гипнос;
Велес, Род, Банник.
3.Кто из апостолов предсказал, что русская земля будет христианской:
Апостол Пётр;
Апостол Андрей;
Апостол Иоанн.
4.В каком году произошло Крещение Руси:
1045 год;
988 год;
2000 год.
5.На какой реке произошло Крещение Руси:
6.При каком князе произошло Крещение Руси:
при князе Владимире;
при князе Игоре;
при князе Олеге.
Проверка теста, самооценка своих знаний.
Итог урока: Был ли урок интересным? Чем запомнился? О чём сможете рассказать дома родителям по теме урока?