СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить детей составлять рассказы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы начинающим педагогам и родителям по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Как научить детей составлять рассказы»

Как научить детей составлять рассказы по картинкам. Рекомендации логопеда

из опыта работы.

Прежде чем приступить непосредственно к рекомендациям по составлению рассказов старшими дошкольниками, мне бы хотелось еще раз напомнить об этапах формирования связной речи. Поскольку зная их последовательность можно четко определить составные части связной речи и предположить (а значит и предотвратить) сами ошибки, допускаемые детьми при составлении рассказов.

Итак, этапы формирования связной речи.

1. Подготовительный - расширение кругозора, развитие мыслительных операций, формирование фонетически и грамматически правильной речи, обогащение словаря.

2. Формирование навыка или обучение составлению рассказов:

- накопление слов по теме; накопление общих знаний по теме из стихов, рассказов, наблюдений; отработка сочетаемости слов, освоение грамматических конструкций;

- работа над пониманием содержания картины: установление причинно-следственных связей, последовательности событий, значимости героев;

- составление плана рассказа;

- составление рассказа;

- исправление ошибок: дополнение содержания, исправление грамматических ошибок, распространение предложений.

3. Самостоятельная речь - умение составлять рассказ без помощи взрослого.

Исходя из вышесказанного при составлении с детьми рассказ по картинке необходимо учитывать следующее:

1. В рассказе должно быть отражено настоящее, представленное на картинке, предшествующее и последующее - в их причинном и логическом взаимоотношении.

2. Картинка, отобранная для работы, должна быть выставлена заблаговременно.

3. Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим нормам.

4. Содержание картинки должно соответствовать уровню развития детей.

5. При работе над картинкой необходимо четко определить главное и второстепенное.

6. При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки (познавательный, нравственный, эмоциональный).

7. Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать возрасту и уровню их развития.

8. Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки (уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики).

9. Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца рассказа воспитателя.

10. Дети рассказывают поочередно.

11. Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания и дополнения делаются по окончании ответа.

12. Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.

13. В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, образцу, по плану.

Успехов вам, коллеги!