Просмотр содержимого документа
«"Как научить ребенка грамотно писать?" Презентация ООО Издательства "ВИТА-ПРЕСС"»
Орфография без правил.
Как научить младшего школьника писать грамотно?
Восторгова Елена Вадимовна, к.п.н., доцент МГПУ, автор букваря и учебников по русскому языку для 1-7 классов, директор центра проектного творчества «Старт-ПРО»
Как вы думаете, почему:
- - многие дети знают орфографические правила, но пишут с ошибками?
- не все дети, которые много читают, пишут грамотно?
- многократные упражнения не всегда дают положительный результат?
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ НАВЫК ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
Навык – автоматизированное действие.
Пути формирования навыка:
- Через осознанное действие (алгоритм);
- На основе механизмов непроизвольной памяти
Феномен природной грамотности – миф или реальность?
- «Природной грамотности не существует, если много целенаправленно заниматься с ребенком, любого можно научить грамотности»
- «Если ребенок грамотен, то это, скорее всего, от природы, это идёт от семьи»
- «Природная грамотность существует, но никто не знает, откуда она берётся, в одной и той же семье могут быть два ребёнка, один пишет всегда без ошибок, а другой безграмотен»
- «Природную грамотность можно развить при определенных условиях, она связана с некоторыми механизмами памяти»
Два типа ориентировки в тексте при чтении
- смысловая (слежу за развитием сюжета, смыслом)
- орфографическая (непроизвольно фиксирую и запоминаю орфографическую форму)
Вот она, орфографическая зоркость!
Почему кто-то сразу видит ошибки, а кто-то нет?
Развитая орфографическая ориентировка при чтении – залог грамотного письма
У некоторых детей она развивается спонтанно. А как быть с остальными?
Грамотное письмо – это письмо по памяти
Учимся запоминать орфографическую форму при списывании , учитываем три требования:
- выделение орфограмм до записи (в образце) и во время записи
- орфографическое проговаривание (до записи, во время записи и при проверке)
- оперативная смысловая единица - предложение
Правила списывания
Что делаем
Для чего делаем
2. Составьте слоговую модель высказывания
2. Для подготовки к орфографическому чтению
3. Подчеркните в напечатанном высказывании орфограммы и прочитайте его по слогам, выделяя голосом слоги с орфограммами
3. Чтобы запомнить орфографическую форму высказывания
Правила списывания
Что делаем
Для чего делаем
4. Повторите высказывание точно так же по слоговой модели, подчеркивая в ней слоги с орфограммами
4. Чтобы проверить, удалось ли запомнить орфографическую форму высказывания
5. Запишите высказывание по памяти, диктуя его по слогам и выделяя голосом слоги с орфограммами
5. Чтобы записать высказывание без ошибок
Правила списывания
Что делаем
Для чего делаем
6. Прочитайте записанное высказывание, выделяя каждый слог и проверяя, не пропустили ли вы в нём какие-нибудь буквы или слоги.
6. Чтобы проверить, правильно ли записано высказывание, нет ли пропусков букв или слогов.
7. Подчеркните в своей записи орфограммы и сравните их с орфограммами в образце.
7. Чтобы проверить, нет ли в записи ошибок на месте орфограмм.
Как это может выглядеть?
Рабочие тетради для списывания + запоминание словарных слов
Ваши вопросы?
Спасибо! До новых встреч!