СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить ребенка слиянию звуков при чтении слогов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наибольшую трудность для детей, обучаемых чтению, представляет усвоение слога-слияния. При чтении детьми прямого слога важно сразу же преодолевать у них стремление побуквенно воспроизводить слоговую структуру. Осмыслению принципа слияния помогают различные приемы: протяжное произнесение первого согласного звука с постепенным переходом на последующий гласный, чтение с подготовкой артикуляционного аппарата на произнесение гласного звука, запоминание слога, чтение слога по следам анализа. Раскрыть «секрет» слия­ния звуков в слоге дети должны сами. Но при этом нельзя командовать их артикуляционны­ми действиями, так как это разрушает их рече­вые навыки, деавтоматизирует их. Надо лишь организовать наблюдение детей над ихсобственными артикуляционными действиями с должными выводами из них.

 Примерный фраг­мент занятия.

Учитель: Скажем по слогам слово МУХА. (МУ-ХА.)

Какой первый слог? (МУ.) Какие в нем зву­ки? (Звуки [м] и [у].)

Как приготовиться к звуку [м]? (Сжать гу­бы.)

Приготовьтесь и скажите [м]. (Дети произ­носят звук [м].)

А что нужно сделать для звука [y] (Вытя­нуть губы трубочкой.)

Приготовьтесь и произнесите звук [y] (Де­ти произносят.)

Как вы произнесли звуки [м] и [у], слитно или по одному? (По одному.)

А как вы к ним готовились, сразу или по очереди? (По очереди.)

Скажите еще раз слог МУ. (Дети произносят.)

Как звучат [м] и [у] в слоге, по одному или слитно? (Слитно.)

Как же они сливаются? Давайте попробуем узнать. Приготовьтесь к чтению  слога МУ, но не гово­рите, а только посмотрите друг на друга и про­верьте, хорошо ли вы приготовились к чтению  слога МУ. (Дети смотрят.)

Какие у вас губы, разжатые или сжатые? (Сжатые.)

Для какого звука вы их сжали? (Для звука [м]

А что еще вы сделали с губами? (Вытянули их трубочкой.)

Для какого звука вытянули губы трубоч­кой? (Для звука [у].)

К скольким же звукам вы приготовились, к одному или к двум? (Мы приготовились к двум звукам.)

Хорошенько приготовьтесь еще раз и дайте голос. (МУ)

Сколько раз вы дали голос? (Один раз.)

А сколько звуков сказали? (Два.) Какие? (звуки [м] и [у].)

Как вы их сказали, по одному или слитно? (Слитно.)

А как вы к ним готовились, по очереди или сразу к двум? (Мы готовились сразу к двум звукам.)

Вот потому они и сливаются. После звука [м] не нужно готовиться к звуку [у]: ведь мы его приготовили сразу, вместе с [м]. Поэтому в конце звука [м] начинает звучать уже подго­товленный звук [у], и они сливаются, смеши­ваются конец [м] и начало [у].

Приготовьтесь еще раз к этим двум звукам. Дайте голос! (МУ)

Вот так мы произносим и все другие слоги: приготовимся сразу к произношению двух звуков, а голос да­ем один раз, ведь звуки сливаются в слог. Кроме этого нужно ежедневно читать. 

Просмотр содержимого документа
«Как научить ребенка слиянию звуков при чтении слогов»

Ежедневное чтение

Ежедневное чтение

а и о М М у е ы

а

и

о

М

М

у

е

ы

а о Л Л и у ы

а

о

Л

Л

и

у

ы

а о Р Р и у ы

а

о

Р

Р

и

у

ы

а о Б Б и у ы

а

о

Б

Б

и

у

ы

а о В В и у ы

а

о

В

В

и

у

ы

а и о П П у е ы

а

и

о

П

П

у

е

ы

а и г о г е у

а

и

г

о

г

е

у

а о к к и у ы

а

о

к

к

и

у

ы

а и о д д у е ы

а

и

о

д

д

у

е

ы

а о т т и у ы

а

о

т

т

и

у

ы

а о С С и у ы

а

о

С

С

и

у

ы

а и о З З у е ы

а

и

о

З

З

у

е

ы

Прочитайте. ма - мак ми - мир мы - мыс ме - мел му - мука мо - молоко

Прочитайте.

ма - мак

ми - мир

мы - мыс

ме - мел

му - мука

мо - молоко

Прочитайте. он - но, ан - на, ун - ну, ын - ны Анна, Нина, Инна

Прочитайте.

он - но, ан - на,

ун - ну, ын - ны

Анна, Нина, Инна

Прочитайте. Артур Лара Анна Ира Арина Ирина Нина Алла Кира Кирилл Никита

Прочитайте.

Артур Лара Анна Ира Арина

Ирина Нина Алла Кира

Кирилл Никита

Прочитайте. корова   аист сорока   акула ворона   караси ворота   картина   осина   осока    салат   канат

Прочитайте.

корова аист

сорока акула

ворона караси

ворота картина

осина

осока

салат

канат

Прочитайте. ап оп уп ып ип еп па по пу пы пи пе пап пел пул пып пип пеп

Прочитайте.

ап

оп

уп

ып

ип

еп

па

по

пу

пы

пи

пе

пап

пел

пул

пып

пип

пеп

Прочитайте. пал пел пил пыл пол пул плат плот плут липка лапка пилка

Прочитайте.

пал

пел

пил

пыл

пол

пул

плат

плот

плут

липка

лапка

пилка

Прочитайте. Что меняется в парах слов? капали - копали парты - порты липа - пила пусти - плести

Прочитайте. Что меняется в парах слов?

капали - копали

парты - порты

липа - пила

пусти - плести

Прочитайте. У Инны .   У Анны . У Нины .

Прочитайте.

У Инны .

У Анны .

У Нины .

Прочитайте. ак - ка ок - ко ук - ку ык - кы ик - ки ска ско ску c кы c ки нка нко нку нкы нки

Прочитайте.

ак - ка

ок - ко

ук - ку

ык - кы

ик - ки

ска

ско

ску

c кы

c ки

нка

нко

нку

нкы

нки

Прочитайте. кони кино косит соки окуни Антон Никита сосна кусок коса

Прочитайте.

кони

кино

косит

соки

окуни

Антон

Никита

сосна

кусок

коса

Прочитайте. та то ту ты ти Нота тот так тук Ната Никита Нина Инна

Прочитайте.

та то ту ты ти

Нота тот так тук

Ната Никита Нина

Инна

Прочитайте. оку ску ско сти око ско сту сты оки ски сто стан     стук     стон     стык

Прочитайте.

оку ску ско сти

око ско сту сты

оки ски сто стан

стук

стон

стык

Прочитайте. аз, за, оз, зо, зи, из, зин, Зина, зима, заноза, зип, зипун, вози, мимоза, зер, зерно, мази, узелок

Прочитайте.

аз, за, оз, зо, зи, из, зин,

Зина, зима, заноза, зип,

зипун, вози, мимоза, зер, зерно, мази, узелок

Прочитайте. ис ас ос ы c у c си са со c ы c у иси иса исо ы c о у c о

Прочитайте.

ис

ас

ос

ы c

у c

си

са

со

c ы

c у

иси

иса

исо

ы c о

у c о

Найдите слово, которое соответствует схеме. Гена гриб Галя корзина корзинка грибы Гена

Найдите слово, которое соответствует схеме.

Гена

гриб

Галя

корзина

корзинка

грибы

Гена

Прочитайте. Назовите общую часть в словах. вода водопад водолаз водные подводные труд трудна

Прочитайте. Назовите общую часть в словах.

вода

водопад

водолаз

водные

подводные

труд

трудна