Как оказывать недирективную помощь детям: приемы и методы
Недирективная помощь – партнерская позиция взрослого, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их чyвcтв. Чаще всего она используется в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.
В каких ситуациях ребенку нужна недирективная помощь
Если понаблюдать за детьми в группе, у некоторых из них можно заметить снижение эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя.
Примеры ситуаций свидетельствуют о том, что недирективная помощь в самостоятельной деятельности может быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта и определил, как из него выйти.
Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает недирективную помощь
Когда воспитатель оказывает недирективную помощь, прежде всего он развивает у ребенка самостоятельность и инициативность. Самостоятельность в игровой деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно-игровую среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется в умении анализировать собственные возможности и возможности партнеров по игре.
Еще одна задача недирективной помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.
Также недирективная помощь создает благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка. Чтобы создать обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения в самостоятельных видах деятельности.
Какие приемы недирективной помощи и поддержки может использовать воспитатель
Когда ребенок находится в ситуации эмоционального дискомфорта, воспитатель должен выстраивать с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное отношение к оказанию недирективной помощи и поддержке.
Сначала воспитатель выясняет значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем оказывает дошкольнику эмоциональную поддержку – обсуждает совместно с ним возникшую ситуацию. На следующем этапе воспитатель обучает ребенка способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагает поиграть с кем-то еще в группе (возможно, с тем, кто также находится в ситуации эмоционального дискомфорта).
Чтобы поддержать спонтанную игру детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему и сюжет. Чтобы поддержать их интерес к игровой деятельности, педагог условно обозначает на «Доске желаний» кто, где и с кем хочет играть. Также можно обогатить предметную среду условными предметами, обсудить с детьми и внести в нее маркеры пространства, макеты, которые они самостоятельно изготовили.
В процессе проигрывания роли воспитатель может создать проблемную ситуацию, обратиться к детям за помощью или организовать неожиданное появление «волшебных многофункциональных предметов» в «Секретной коробке» или «Волшебном сундучке».
Обогатить впечатления детей, которые они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или кого-то из дошкольников на тему «Как я играю». После можно предложить детям обсудить с партнерами по игре дальнейшее развитие сюжета и нарисовать его.
Шесть принципов, на которых строится недирективная помощь
1. Принцип диалогичности – совместное обсуждение с ребенком возникшей ситуации должно быть построено на диалоге, взаимодействии, обратной связи.
2. Принцип вариативности – каждая из ситуаций может и должна иметь несколько вариантов разрешения и важно, чтобы ребенок сам их предложил.
3. Принцип доброжелательности – педагог должен показывать заинтересованное отношение к предложениям ребенка, создавать условия, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
4. Принцип опоры на положительное в ребенке – педагог должен выражать уверенность в успехе ребенка.
5. Принцип позитивной эмоциональности – важно поддерживать положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.
6. Принцип развивающейся субъектности. Девизом этого принципа может быть высказывание М. Монтессори: «Помоги мне это сделать самому»
Недирективная модель взаимодействия педагога с детьми подразумевает:
• Общение с ребенком как с равноценным партнером.
• Ребенок, как личность равноценен взрослому, но обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями.
ПЕДАГОГ:
-представляет детям право выбора, учитывая их интересы и потребности;
-уважает в каждом ребенке его право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор;
-представляет детям не универсальный образец для подражания, а определенное поле выбора, диапазон принятых в культуре форм поведения.
-Педагог является -проводником;
-Создателем пространства для свободного творчества детей
-Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.
Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.
Задачи группового сбора:
*формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
*обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
*формирование мотивации к предстоящей деятельности;
*представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
*осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.
В течение дня групповых сборов может быть несколько
Целесообразно проводить:
*1-ый утренний сбор – после завтрака, перед занятиями в центрах активности;
*2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;
*3-ий – после дневного сна.
В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня – все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.
Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми – карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
Памятка для педагогов
«Как оказывать недирективную помощь детям»
1.Будьте внимательны к детям, наблюдайте за их поведением и эмоциональным состоянием.
2.Используйте недирективную помощь в процессе организации самостоятельной игровой, познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности детей.
3.Оказывайте недирективную помощь тем детям, которые в ней нуждаются.
4.Уделяйте особое внимание детям, которые находятся в состоянии эмоционального дискомфорта.
5.Оказывайте недирективную помощь, чтобы предупредить проблемные ситуации в процессе совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.
6.Выстраивайте общение с детьми поэтапно.
7.Выясняйте значимые для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть с другими детьми, но его не приняли в игру).
8.Оказывайте эмоциональную поддержку – обсуждайте совместно с ребенком возникшую ситуацию.
9.Подсказывайте ребенку, как он может самостоятельно выйти из ситуации дискомфорта. При этом вариантов разрешения ситуации должно быть несколько.
10.Демонстрируйте заинтересованное отношение к предложениям ребенка, чтобы он свободно выражал свои чувства и потребности.
11.Демонстрируйте уверенность в том, что у ребенка все получится.
12.Поддерживайте положительные эмоции ребенка от собственных усилий, когда он решает какую-либо образовательную ситуацию.
Конечно, в зависимости от ситуации мы сами решаем, нужно помочь ребенку или нет. Но в этом контексте речь идет о педагогическом воздействии, которое связано с предварительным обучением, передачей знаний, формированием навыков, которые обеспечивают успех ребенка в разных видах деятельности.
Если обратиться к Стандарту дошкольного образования, то мы увидим, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной). Из этого можно сделать вывод, что недирективная помощь – это обязательная составляющая успешной социальной ситуации развития детей.