СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как организовать самостоятельную работу школьников при изучении обзорных тем

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции. Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учеников: читая лекцию, учитель одновременно руководит работой слушателей. Лекция способна не только сообщать информацию, но и формировать мировоззрение, помогает становлению личности. 

Просмотр содержимого документа
«Как организовать самостоятельную работу школьников при изучении обзорных тем»

Практическая работа №1

Как организовать самостоятельную работу школьников

при изучении обзорных тем


Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции. Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учеников: читая лекцию, учитель одновременно руководит работой слушателей. Лекция способна не только сообщать информацию, но и формировать мировоззрение, помогает становлению личности.

Обзорные лекции предполагают активную самостоятельную работу учащихся, требуют совместного творчества учителя и учеников. Лекция пред полагает участие учеников в решении проблемы, позволяет им продолжить ее исследование. Это делает необходимой систему активных форм обучения. Например, в обзорной лекции, посвященной литературе «серебряного века», можно просто факт за фактом рассказать об основных вехах эпохи, художественных принципах ведущих направлений, характере литературной борьбы. Но гораздо интереснее решать в лекции один из проблемных вопросов, связанных с общественно-культурной ситуацией рубежа столетий (Это типичное явление для всех национальных литератур или оно является особенностью только русской литературы? Чего больше в культуре рубежа веков - следования традициям или новаторства?) При подготовке лекции важно четко разработать ее концепцию. В данном обзоре центральными могут стать различные проблемы, которые и будут формировать фактуальный материал.

В ходе подготовки к занятию можно объединить учеников в группы, которые должны будут поработать над определёнными заданиями, чтобы в ходе обзорного урока знакомить друг друга с новым материалом или же использовать то, что повторили в процессе подготовки. Следует порекомендовать школьникам вести дневник наблюдения в процессе лекции, а также «словарь эпохи». Разнообразит лекцию учителя видеофильм по данной теме или аудиозаписи. Например, музыка той эпохи, о которой идёт речь. Можно дать задание ученикам найти в программных статьях поэтической школы положения, раскрывающие взгляды ее представителей на задачи литературного творчества, декларируемые эстетические принципы. После обсуждения составить сводную таблицу, отражающую ключевые положения литературных манифестов.

При работе с обзорными темами не следует забывать, что они формируют системный взгляд на историко-культурный процесс и его внутренние закономерности, углубляют представления учащихся об основных эстетических системах в мировой культуре.