СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как оценить готовность детей к школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как оценить готовность детей к школе.»

Как оценить готовность детей

к школе.


Психологическая готовность к школе не совпадает с уровнем знаний и учебных навыков ребенка. Когда педагоги проводят итоговую педагогическую диагностику в конце учебного года, многие из детей оказываются психологически еще не готовы к школе. При этом на индивидуальную работу с детьми у педагогов уже не остается времени.

Для чего выявлять психологическую готовность детей к школе

Психологическая готовность – главное условие, чтобы ребенок адаптировался в школе. По данным мониторингов, у 40% первоклассников один или несколько компонентов психологической готовности не сфор-мированы. В результате ребенок оказывается не способным справиться с новыми требованиями, испытывает трудности в обучении и психологические проблемы (неадекватная самооценка, эмоциональное неблагополучие), часто болеет.

Психологическую готовность к школе нельзя измерить через умение ребенка читать, считать, заучивать стихи. Она базируется на внутренней позиции школьника, когда ребенок принимает эту новую для себя социальную позицию и испытывает потребность не просто узнавать новое, а делать это в новых социальных отношениях со взрослым, отношениях ученик – учитель.

Какие компоненты включает психологическая готовность к школе Психологическая готовность ребенка к школе включает семь компонентов. Их разделение условное, так как все они взаимосвязаны. Остановимся на каждом компоненте подробно.

Физическая готовность предусматривает необходимый уровень зрелости и работоспособности детского организма. Показатели физического развития ребенка (рост, вес, мышечный тонус, пропорции тела и другие показатели) должны соответствовать нормам для детей 6–7 лет, состояние зрения, слуха, моторики, нервной системы – позволять ему выполнять учебные задания и переносить нагрузки.

Эмоционально-личностная готовность – это умение регулировать свое состояние в ситуациях, которые связаны с эмоциональным напряжением. Социально-психологическая готовность предусматривает наличие у ребенка качеств и умений, которые необходимы для всех форм общения в ситуациях школьного обучения. Волевая готовность ребенка к школе означает произвольность поведения, способность действовать в соответствии с правилом или требованием. Когда ребенок может управлять своим поведением и умственной деятельностью, доводить дело до конца. Мотивационная готовность предполагает наличие у ребенка стремления к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности – учению, желание ходить в школу.

Интеллектуальная готовность – это достаточный для возраста кругозор, соответствие познавательного развития (восприятия, памяти, мышления, воображения) возрастной норме.

Речевая готовность предполагает форсированность у ребенка звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическую правильность речи.

Семь компонентов психологической готовности ребенка и их показатели

1. Показатели физической готовности

  • Масса тела ребенка – н е менее 23 к г.

  • Пропорции тела указывают на то, что ребенок прошел «полуростовой скачок роста» и может длительно работать в ровном темпе. Прове-ряется с помощью филиппинского теста школьной зрелости. Попро-сите ребенка левой рукой дотронуться д о правого у ха, проведя руку н ад головой. Рука должна дотронуться до уха.

  • У ребенка сменилось минимум два молочных зуба на постоянные (ребенок прошел стадию «детеныша»).

  • Наличие фазы полета при беге (безопорное положение

тела, обе ноги отрываются от пола) и способность к прыжку

и броску (показатели нормального развития крупной моторики,

согласованности в работе разных групп мышц).

  • Ребенок способен выполнять задания в течение не менее чем

15 минут (усидчивость), чувство времени приближено к чувству времени у взрослого (показатель нормального функционирования обменных процессов).

2. Показатели эмоционально- личностной готовности

  • Ребенок эмоционально устойчив.

  • Сохраняет цель при столкновении с трудностями, может самостоя-

тельно с ними с правиться и не боится их.

  • Умеет адекватно реагировать н а оценку взрослого, конфликт, обиду.

  • Способен понимать состояние другого человека и сопереживать.

3. Показатели социально-психологической готовности

  • Ребенок демонстрирует потребность в общении, вступает в контакты с ровесниками и взрослыми и поддерживает и х.

  • Умеет слушать, с прашивать, с оглашаться и отказываться, остерегаться (чужих взрослых, физической расправы, чрезвычайных ситуаций и т. п.), сотрудничать.

  • Может высказать мнение, по казать умение, выступить (у ребенка сформированы навыки коммуникативной инициативы, самопрезентации).

  • Ребенок может подчинять свое поведение нормам детской группы, класса.

  • Способен приемлемыми способами отстаивать свои границы (может не согласиться, возразить, отказаться, запретить что-то делать с собой).

  • Имеет опыт самостоятельного решения проблем.

  • Проявляет желание частично сепарироваться от родителей, и меть

свои дела и секреты

4. Показатели волевой готовности

  • Ребенок умеет сосредотачиваться н а неинтересном д еле.

  • Способен выполнять задания, которые требуют усидчивости,

длительного напряжения.

  • Терпеливый, может отложить приятное ради нужного.

  • Соблюдает установленные дома и в детском саду правила.

  • Любит и инициирует игры с правилами и ролями.

  • Способен выполнить действие и ли задание по образцу.


5. Показатели мотивационной готовности

  • Ребенок проявляет интерес к школе, положительно относится

к н ей, учителям, самому себе как будущему ученику.

  • Воспринимает учение как серьезную деятельность.

  • Хочет освоить роль школьника, ходить в ш колу, и меть школьные принадлежности, новые обязанности, друзей, получать оценки.

  • Демонстрирует желание обсуждать со взрослым более с ложные вопросы, чем быт или игра.

  • Принимает школьные требования, о сознает их обязательность.

  • Испытывает потребность в новых знаниях, стремится и х совершенствовать.

6. Показатели интеллектуальной готовности

  • Аналитическое мышление: ребенок умеет сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия, делать выводы, определять причинно-следственные с вязи, выделять существенные признаки.

  • Логическое запоминание: ребенок запоминает материал на основе понимания. Можно проверить с помощью методики «Воспроизведение рассказов» Л .И. Славиной: ребенок слушает текст и воспроизводит его основной смысл самостоятельно или в ответ на вопросы взрослого.

  • Достаточный объем механической памяти: ребенок запоминает и сразу может воспроизвести не менее 5 из перечисленных ему 10 существи-тельных.

  • Достаточный уровень внимания. Можно проверить заданиями типа «Найди отличия» и «Нелепица». Готовый к ш коле ребенок находит в се отличия или нелепицы.

  • Перцептивная зрелость (дифференцированное восприятие). Можно проверить тестом «Наложенные фигуры»: ребенок определяет все предметы, которые изображены на рисунке.

  • Достаточная осведомленность о себе и мире: знает с вои Ф. И .О., возраст, дату рождения, адрес; имена и род занятий родителей; времена года, месяцы, дни недели, время суток; цвета, формы; различает право и лево, верх и низ; владеет бытовыми понятиями, основными нормами этикета; знает главные ПДД.

Примечание. Эти признаки для родителей и воспитателей. Оценку уровня развития мышления ребенка может провести только психолог.

7. Показатели речевой готовности

  • Ребенок правильно произносит все звуки.

  • Умеет различать звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие звуки (крыса – крыша, крот – грот, бочка – почка).

  • Умеет определять первый и последний звук в слове и есть ли заданный звук в слове.

  • Верно согласовывает слова в высказывании, может изменять слово по числу, роду (желтый –желтые – желтая), правильно употребляет предлоги.

  • Имеет словарный запас – не менее 3500 с лов. Можно определить по умению обобщать группы предметов (мебель, посуда, животные, инструменты и проч.), называть времена года, месяцы, дни не дели, цвета, геометрические фигуры, не менее 10 диких и домашних з верей и птиц, детенышей животных (индюшонок, жеребенок, поросенок, теленок).

  • Владеет связной речью. Можно проверить через диалог с ребенком на свободную тему: может л и он последовательно и точно высказаться, довести фразу до конца, может л и составить рассказ п о картинке.

  • Знает речевой этикет (обращается к взрослому на «вы», соблюдает нормы приветствия и прощания, может дослушать, ответить).