Как оценить готовность детей
к школе.
Психологическая готовность к школе не совпадает с уровнем знаний и учебных навыков ребенка. Когда педагоги проводят итоговую педагогическую диагностику в конце учебного года, многие из детей оказываются психологически еще не готовы к школе. При этом на индивидуальную работу с детьми у педагогов уже не остается времени.
Для чего выявлять психологическую готовность детей к школе
Психологическая готовность – главное условие, чтобы ребенок адаптировался в школе. По данным мониторингов, у 40% первоклассников один или несколько компонентов психологической готовности не сфор-мированы. В результате ребенок оказывается не способным справиться с новыми требованиями, испытывает трудности в обучении и психологические проблемы (неадекватная самооценка, эмоциональное неблагополучие), часто болеет.
Психологическую готовность к школе нельзя измерить через умение ребенка читать, считать, заучивать стихи. Она базируется на внутренней позиции школьника, когда ребенок принимает эту новую для себя социальную позицию и испытывает потребность не просто узнавать новое, а делать это в новых социальных отношениях со взрослым, отношениях ученик – учитель.
Какие компоненты включает психологическая готовность к школе Психологическая готовность ребенка к школе включает семь компонентов. Их разделение условное, так как все они взаимосвязаны. Остановимся на каждом компоненте подробно.
Физическая готовность предусматривает необходимый уровень зрелости и работоспособности детского организма. Показатели физического развития ребенка (рост, вес, мышечный тонус, пропорции тела и другие показатели) должны соответствовать нормам для детей 6–7 лет, состояние зрения, слуха, моторики, нервной системы – позволять ему выполнять учебные задания и переносить нагрузки.
Эмоционально-личностная готовность – это умение регулировать свое состояние в ситуациях, которые связаны с эмоциональным напряжением. Социально-психологическая готовность предусматривает наличие у ребенка качеств и умений, которые необходимы для всех форм общения в ситуациях школьного обучения. Волевая готовность ребенка к школе означает произвольность поведения, способность действовать в соответствии с правилом или требованием. Когда ребенок может управлять своим поведением и умственной деятельностью, доводить дело до конца. Мотивационная готовность предполагает наличие у ребенка стремления к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности – учению, желание ходить в школу.
Интеллектуальная готовность – это достаточный для возраста кругозор, соответствие познавательного развития (восприятия, памяти, мышления, воображения) возрастной норме.
Речевая готовность предполагает форсированность у ребенка звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическую правильность речи.
Семь компонентов психологической готовности ребенка и их показатели
1. Показатели физической готовности
Масса тела ребенка – н е менее 23 к г.
Пропорции тела указывают на то, что ребенок прошел «полуростовой скачок роста» и может длительно работать в ровном темпе. Прове-ряется с помощью филиппинского теста школьной зрелости. Попро-сите ребенка левой рукой дотронуться д о правого у ха, проведя руку н ад головой. Рука должна дотронуться до уха.
У ребенка сменилось минимум два молочных зуба на постоянные (ребенок прошел стадию «детеныша»).
Наличие фазы полета при беге (безопорное положение
тела, обе ноги отрываются от пола) и способность к прыжку
и броску (показатели нормального развития крупной моторики,
согласованности в работе разных групп мышц).
15 минут (усидчивость), чувство времени приближено к чувству времени у взрослого (показатель нормального функционирования обменных процессов).
2. Показатели эмоционально- личностной готовности
Ребенок эмоционально устойчив.
Сохраняет цель при столкновении с трудностями, может самостоя-
тельно с ними с правиться и не боится их.
Умеет адекватно реагировать н а оценку взрослого, конфликт, обиду.
Способен понимать состояние другого человека и сопереживать.
3. Показатели социально-психологической готовности
Ребенок демонстрирует потребность в общении, вступает в контакты с ровесниками и взрослыми и поддерживает и х.
Умеет слушать, с прашивать, с оглашаться и отказываться, остерегаться (чужих взрослых, физической расправы, чрезвычайных ситуаций и т. п.), сотрудничать.
Может высказать мнение, по казать умение, выступить (у ребенка сформированы навыки коммуникативной инициативы, самопрезентации).
Ребенок может подчинять свое поведение нормам детской группы, класса.
Способен приемлемыми способами отстаивать свои границы (может не согласиться, возразить, отказаться, запретить что-то делать с собой).
Имеет опыт самостоятельного решения проблем.
Проявляет желание частично сепарироваться от родителей, и меть
свои дела и секреты
4. Показатели волевой готовности
Ребенок умеет сосредотачиваться н а неинтересном д еле.
Способен выполнять задания, которые требуют усидчивости,
длительного напряжения.
Терпеливый, может отложить приятное ради нужного.
Соблюдает установленные дома и в детском саду правила.
Любит и инициирует игры с правилами и ролями.
Способен выполнить действие и ли задание по образцу.
5. Показатели мотивационной готовности
Ребенок проявляет интерес к школе, положительно относится
к н ей, учителям, самому себе как будущему ученику.
Воспринимает учение как серьезную деятельность.
Хочет освоить роль школьника, ходить в ш колу, и меть школьные принадлежности, новые обязанности, друзей, получать оценки.
Демонстрирует желание обсуждать со взрослым более с ложные вопросы, чем быт или игра.
Принимает школьные требования, о сознает их обязательность.
Испытывает потребность в новых знаниях, стремится и х совершенствовать.
6. Показатели интеллектуальной готовности
Аналитическое мышление: ребенок умеет сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия, делать выводы, определять причинно-следственные с вязи, выделять существенные признаки.
Логическое запоминание: ребенок запоминает материал на основе понимания. Можно проверить с помощью методики «Воспроизведение рассказов» Л .И. Славиной: ребенок слушает текст и воспроизводит его основной смысл самостоятельно или в ответ на вопросы взрослого.
Достаточный объем механической памяти: ребенок запоминает и сразу может воспроизвести не менее 5 из перечисленных ему 10 существи-тельных.
Достаточный уровень внимания. Можно проверить заданиями типа «Найди отличия» и «Нелепица». Готовый к ш коле ребенок находит в се отличия или нелепицы.
Перцептивная зрелость (дифференцированное восприятие). Можно проверить тестом «Наложенные фигуры»: ребенок определяет все предметы, которые изображены на рисунке.
Достаточная осведомленность о себе и мире: знает с вои Ф. И .О., возраст, дату рождения, адрес; имена и род занятий родителей; времена года, месяцы, дни недели, время суток; цвета, формы; различает право и лево, верх и низ; владеет бытовыми понятиями, основными нормами этикета; знает главные ПДД.
Примечание. Эти признаки для родителей и воспитателей. Оценку уровня развития мышления ребенка может провести только психолог.
7. Показатели речевой готовности
Ребенок правильно произносит все звуки.
Умеет различать звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие звуки (крыса – крыша, крот – грот, бочка – почка).
Умеет определять первый и последний звук в слове и есть ли заданный звук в слове.
Верно согласовывает слова в высказывании, может изменять слово по числу, роду (желтый –желтые – желтая), правильно употребляет предлоги.
Имеет словарный запас – не менее 3500 с лов. Можно определить по умению обобщать группы предметов (мебель, посуда, животные, инструменты и проч.), называть времена года, месяцы, дни не дели, цвета, геометрические фигуры, не менее 10 диких и домашних з верей и птиц, детенышей животных (индюшонок, жеребенок, поросенок, теленок).
Владеет связной речью. Можно проверить через диалог с ребенком на свободную тему: может л и он последовательно и точно высказаться, довести фразу до конца, может л и составить рассказ п о картинке.
Знает речевой этикет (обращается к взрослому на «вы», соблюдает нормы приветствия и прощания, может дослушать, ответить).