СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у учащихся устойчивого интереса к выбору будущей профессии.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у учащихся устойчивого интереса к выбору будущей профессии - одно из важных направлений педагогического процесса.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся устойчивого интереса к выбору будущей профессии.»

Как педагог, я уверена, что формирование у учащихся устойчивого интереса к избранной профессии - одно из важных направлений педагогического процесса. Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, направляет в созидательное русло энергию работника, делает трудовую деятельность привлекательной и внутренне необходимой для личности. Осознанный профессиональный интерес является гарантией добросовестного труда.

Считаю, что формирование у учащихся устойчивого профессионального интереса является важным потому, что с точки зрения воспитания он служит основой трудового воспитания, с точки зрения дидактики – это  один из наиболее сильных мотивов учения, с точки зрения психологической науки – вызывает  моральное и эмоциональное удовлетворение учебно-производственной деятельностью.

На мой взгляд, основными условиями развития у учащихся интереса к будущей профессии, это, прежде всего:

−         организация обучения, при котором обучающийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;

−         формирование понимания учащимся важности изучения того или иного материала;

−         обучение трудное, но посильное;

−         педагогическое стимулирование.

Основу такого педагогического стимулирования составляют:

−       уважение к личности учащихся;

−       доброжелательность, справедливость и тактичность;

−       взаимопонимание, сотрудничество и сотворчество;

−       слова одобрения, поддержки, благодаря чему у обучающегося формируется уверенность в том, что он успешно справится со всеми учебными задачами.

Теоретическое обучение должно вызывать у учащихся потребность в практической реализации приобретаемых знаний. Поэтому основным приемом формирования интереса к профессии является анализ производственных задач, интересных, достоверных и проблемных случаев и ситуаций. Это одна из форм знаменитого кейс-метода.  Своим рассказом ставлю перед учащимися проблему, а затем даю им возможность проявить себя, высказать свою точку зрения, свое мнение, отстоять свою позицию при поиске оптимального решения задачи. Иногда производственные ситуации представляю в форме показа кинофрагмента, или предлагаю разыграть по ролям какой-нибудь поучительный случай. Учащимся это очень нравится. Они с увлечением обсуждают в группах возможные выходы из ситуации.

Глубокие знания методики производственного и теоретического обучения позволяют мне использовать на уроках нетрадиционные формы и методы обучения. Я успешно применяю на занятиях дифференцированные задания, игровые методы обучения, структурированные сигнально-знаковые конспекты, информационные технологии. Главное, чтобы в процессе обучения была обратная связь, чтобы ребята учились самостоятельно мыслить и не боялись высказывать собственное мнение.

Укрепляет интерес к учебе и применение деловых игр на занятиях. Во время игры учащиеся вступают во взаимоотношения друг с другом, учатся отстаивать свою точку зрения. Очень хорошо проходят  и дидактические игры в форме мини-конкурсов. Когда  в учебную деятельность вносится элемент соревнования, интерес  подростков к изучаемому материалу значительно повышается. Для закрепления пройденной темы я изготовила жетоны в виде цветных мастерков, и, задавая  вопросы, вручаю их за каждый правильный ответ. Это вызывает здоровый азарт, учащиеся стараются внимательно слушать учебный материал, чтобы потом заработать больше мастерков-жетонов и получить хорошую оценку. В конкурсных заданиях предлагаю ребятам ответить на проблемные вопросы, касающиеся профессии. Как правило, думают над подобными вопросами все учащиеся, обсуждение ответов проходит заинтересованно. Когда они находят новое, действительно верное решение проблемной задачи, проявляется интерес к изучению предмета, увлеченность, перерастающая в знания.

После прохождения большой темы устраиваю ребятам зачет в виде аукциона, или провожу игру «Путешествие по городу мастеров». Суть игры состоит в имитации движения скорого поезда по станциям. Каждая «станция» представляет собой два стола, сдвинутых вместе. На столах лежат задания для выполнения. Готовя игру, я учитываю такие требования, как логическая связь с изучаемым материалом, четкое формулирование цели, задач и условий проведения игры.

Оценить уровень развития творческого потенциала учащихся помогают различные формы контроля знаний. Это разнообразные  качественные задачи, разные формы тестовых заданий, кроссворды и сканворды, которые составлены мной по всем темам учебной программы. Главное, чтобы результаты контроля знаний обязательно были проанализированы. Подробный анализ провожу всегда вместе с ребятами, предлагаю им самим выбрать пути устранения недочетов и пробелов в знаниях.

Важной частью пробуждения интереса к профессии является самостоятельная работа учащихся, которая носит творческий характер: написание доклада, реферата, выполнение карт-заданий, кроссвордов и т.д.

Заинтересовать ребят учебой помогает использование метода проектов. При изучении темы «Проектирование как сфера профессиональной деятельности» теоретический материал обязательно подкрепляется циклом практических работ, на которых учащиеся проектируют собственные предприятия, относящиеся к сфере обслуживания, разрабатывают бизнес-планы, определяют круг потенциальных заказчиков, предлагают варианты рекламы услуг по ремонту помещений. Подобный подход помогает мне наиболее полно раскрыть способности обучающихся, формировать умения находить нестандартные способы организации предпринимательской деятельности, а значит, и формировать интерес к своей профессии. На своих занятиях я стараюсь прививать ребятам сознательное отношение к труду, развивать творческие способности, формировать у них интерес к выбранной профессии.