КАК ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ?
Изложение — это нечто среднее между диктантом и сочинением: уже готовый текст необходимо воспринять, осмыслить и воспроизвести. О чём стоит помнить?
Совет № 1: будь готов
Сосредоточься и вооружись пишущей ручкой/карандашом. Это предостережёт тебя от возможных фейлов (прослушал кусок текста, не успел сделать пометки из-за закончившегося стержня в ручке и т. д.).
Совет № 2: помни о поставленных задачах
Изложения бывают контрольными и обучающими, подробными и краткими, они могут быть в форме повествования, описания или рассуждения. Важно не забывать о поставленной цели: некоторые ученики валятся на этом, не вникая в суть задания. К примеру, если ты пишешь подробное изложение, обращай внимание на детали, сохраняй авторские конструкции (прямую речь). Если необходимо написать краткий текст — не зацикливайся на подробностях, а передавай только самое основное, раскрывая тему и идею.
Совет № 3: следуй инструкции
Не игнорируй установки учителя, если хочешь получить высокий результат. Слушая текст, представляй его в голове в виде образов, вместе со всеми участвуй в составлении плана текста, не пиши во время первого прочтения, не торопись переносить текст в чистовик, пока такой команды не было.
Совет № 4: не жалей черновик
Так как весь текст во время второго прочтения ты сразу записать не сможешь, оставляй на черновике побольше пустого места — туда ты позже впишешь недостающую информацию.
Удобнее писать черновик изложения карандашом или ручкой с тонким стежнем — капиллярной/гелевой
Совет № 5: сокращай
Делая пометки, не записывай длинные слова полностью — сокращай их. Но не переусердствуй.
Совет № 6: используй каждую минутку
Не отвлекайся на посторонние дела, а эффективно расходуй предоставленное тебе время: допиши в черновике сокращённые слова, вникни в содержание. Запомни: тема текста раскрывается в микротемах — абзацах. Поэтому старайся записывать первое предложение каждого абзаца, являющееся тезисом, который раскрывается в следующих предложениях.
Совет № 7: избегай ошибок
Подчеркни слова, написание которых вызывает у тебя сомнение. Отметь предложения, где ты расставил знаки препинания, но всё равно не уверен. Помни, что изложение даёт тебе право выбора, а это весьма удобно. Например, не знаешь, как правильно писать слово — замени синонимом или пропусти его (если смысл не изменится). Не знаешь, какие знаки препинания ставить? Перефразируй предложение.
Совет № 8: перепроверяй себя
Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его части должны быть связаны между собой. Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.
Совет № 9: помни про абзац
Наличие абзацев — неотъемлемая часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не меньше, чем пунктов плана.
Успехов!
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?
Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ:
- вступление
- основная часть
- заключение
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
- содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
- представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («как вы понимаете смысл названия…»);
- содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
- сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
В основной части следует избегать:
- пересказа литературного произведения;
- изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
- короткой, но емкой;
- органически связана с предыдущим изложением.
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки.
Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.
КАК ПИСАТЬ ДОКЛАД?
Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом:
- подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников);
- составление библиографии;
- обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений;
- разработка плана доклада;
- написание;
- публичное выступление с результатами исследования.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.
Академический стиль — это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы: предложения могут быть длинными и сложными; часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины; употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»; авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»; в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Общая структура такого доклада может быть следующей:
- формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию);
- актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие).
Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.
В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.