1.Мотивация к учебной деятельности.2.Организация рабочего места, подготовка тетради к письму. 3. Стадия вызова 4. Постановка проблемы 5. Вступительное слово учителя 6. Поиск решения 7. Реализация построенного проекта. Теоретическая часть проекта Постановка проблемы Правила письма Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Структура письма Практическая часть проекта Написание коллективного письма. 8. Защита проектов 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Использует приёмы активизации внимания обучающихся, техники здоровьесбережения. Слайд 1. Предлагает прочесть тему урока. - Предположите, о чем пойдёт разговор на уроке. Организует постановку проблемного вопроса учащимися. - Как вы думаете, что сегодня нам предстоит выяснить? Предлагает ИНСЕРТ: V- знаю; + - не знаю; - -сомневаюсь; ? – непонятное. Слайд 2 Эпиграф: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…» Н. Кузовлёва. - Уже давным - давно время, когда единственным способом общения людей было письмо. Сейчас, в 21 веке намного проще позвонить или отправить сообщение. Но согласитесь, намного приятнее самим получить письмо или написать его. Ведь письма могут радовать, соединять людей, делать их счастливыми и добрыми. - Вам нужно было узнать, что такое эпистолярный жанр? - Письма нежные и добрые, фронтовые треугольники, пропахшие порохом и потом бойцов, но такие дорогие сердцу, старомодные маленькие конвертики, кажется, что в наш век интернета и сотовых телефонов они уже не нужны. Но это не так. Ведь в строчках, написанных вашей рукой, хранится тепло вашей души. - А что такое письмо? Слайд3 - И мы в этом сегодня убедимся. - Всегда приятно осознавать, что ты очень дорог окружающим тебя людям. Правда?! - Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу? - Подумайте, какие бывают письма? Слайд4 - А вы умеете правильно писать письма? -Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения? Организовывает реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. Слайд 5 - Давайте вспомним некоторые слова, связанные с написанием писем. -Разгадаем кроссворд, отгаданные слова пишем 1.Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние 2.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. 3.Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. 4.Цифровое условное обозначение населённого пункта 5.Человек, разносящий письма, газеты, телеграммы (Стук в дверь, входит почтальон Печкин - переодетый ученик). Почтальон: - Ребята! Я к вам за помощью. К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать? Адрес на нем не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот, что написано на конверте: На деревню дедушке Константину Макарычу - Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста, найти адресата! - Проходи, почтальон Печкин, мы с ребятами постараемся тебе помочь, ведь сегодня на уроке мы будем писать письма. - А кто такой адресат? Слайд 6 Фрагмент мультфильма “Трое из Простоквашино”, где почтальон Печкин представляется и повествует о том, какую работу он выполняет по роду своей профессиональной деятельности. В момент просмотра фрагмента мультфильма детям раздаются конверты с письмами следующего содержания: “Добрый день, мой милый, нежный и ласковый друг! Ты, наверное, уже проснулся и отправился на уроки. А вот в то время, когда было написано мною это письмо, ты крепко спал в своей мягкой тёплой постели. На дворе тёмная ночь. Небо усыпано мерцающими звёздами. Наверное, будет заморозок. Природа как будто готовится к холодам, и уже приняла состояние покоя. На улице ни души. Даже дворовые собаки спрятались. И настроение такое, словно не хватает чего-то. Не хватает твоих глаз, твоего голоса … Мне вспомнилось то, как мы недавно на уроке разбирали рассказ А.П.Чехова “Ванька”, и твои глаза на этом уроке. И тогда мне на мгновение показалось: “Вот то, чего я так долго ждала!” С полной уверенностью я могу теперь сказать о том, что ты, мой друг, стал совершенно взрослым человеком. Я получаю огромное удовольствие, общаясь с тобой каждый день. Мне хочется надеяться и верить в то, что наша дружба останется до конца твоего обучения в школе и даже дольше. Как и твоим родителям, мне очень хочется увидеть тебя повзрослевшим, здоровым и красивым человеком. Желаю тебе много добрых друзей, удачи и счастливых мгновений в жизни. Будь лучше всех. Люблю тебя и верю в тебя. Твой учитель: Лариса Владимировна 25.01.20015 г.” – Какие чувства вы испытали в момент чтения письма? – Ребята, правильно ли вы получили письма? Как вы это определили? Как по-вашему, кто имеет право распечатать конверт с письмом? Почему? Что вы будете делать, если вам в руки попадёт письмо, адресованное не вам? – Сделайте, пожалуйста, этический вывод, который станет первым правилом переписки. Слайд7 - Будете ли вы отвечать на полученное письмо? – Какое время вам потребуется на то, чтобы собраться с ответом? Как быстро следует ответить на полученное письмо? – Какой вывод послужит вторым правилом? – В каком виде они должны быть? Каким образом мы должны написать текст письма? (Нацеливание на аккуратность и чистописание. Уместно вспомнить то, как писал письма А.С. Пушкин, выводя каждую букву, каждый элемент, будь то “крючок” или “завитушка”.) – Почтовая бумага – писчая бумага малого формата бывает белой или окрашенной в светлые тона, матовой, лощеной, с водяными знаками, тисненой, ароматизированной и др. Писчая бумага бывает линованная или нелинованная. В продажу поступает в пачках, а также в виде почтовых наборов. (Рассказ сопровождается демонстрацией нескольких видов почтовой бумаги.) – Сделайте, пожалуйста, ещё один вывод, который будет служить нам третьим правилом. – Хочется добавить, что если в письме несколько страниц, их следует пронумеровать. А складывать письмо следует текстом внутрь. Слайд8 – C чего же начать письмо? Как обратиться к адресату: на “ты” или на “Вы”? От чего это зависит? – Давайте вспомним изученные накануне произведения известных писателей и письма в этих произведениях. Как употребляют герои литературных произведений слова обращения в своих письмах? Организует усвоение детьми нового способа действия. Далее следует краткий анализ произведений А.П. Чехова “Ванька”, А.П. Гайдара “Школа” и Е. Ильиной “Четвёртая высота” (Два письма), моментов обращений к адресатам в письмах героев. – Запишите в тетрадь слова: здравствуйте, привет, приветствую, здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро. До свидания, до скорой встречи, всего хорошего. - Подчеркните в них орфограммы. - Вашему вниманию предлагаю стихотворение Марины Бородицкой, в котором очень точно просматривается обращение (возможно в письмах). Заметьте, пожалуйста, какие употреблены слова обращения. … Дорогая Вероника, Что ж не едешь ты никак? Есть пока в лесу брусника, Есть грибы в березняках… …Дорогая Вероника! Поезда летят, трубя… Нет грибов. Сошла брусника. Всюду пусто, всюду дико – Очень плохо без тебя! – Какое настроение характеризует каждое обращение в этом стихотворении? – Итак. Что же такое обращение? – Помимо обращения в письмах употребляется фраза, называемая “приступ”. В “приступе описывается причина написания письма. -Запишите в тетрадях несколько фраз под диктовку, которые, возможно, послужат вам в дальнейшем “приступом” при написании письма. Слайд9 1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…). 2.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата, сообщение о новостях. Благодарность, просьба (вопросы родным и близким). 3. Концовка письма. (Прощание выражение уважения, любви, преданности, Подпись. Дата. Памятка (Письмо ветерану): 1. Обращение. (Пишет Вам…) 2. Сообщение. (Хочу сказать Вам…Спасибо Вам за…Извините, пожалуйста, Мне хочется пожелать Вам…) 3. Прощание. ( До свидания.) Подпись. слайд 11 Здравствуйте, дорогой ветеран. В своём письме хочу поблагодарить Вас за то, что вы прогнали с нашей земли ненавистного врага. Спасибо Вам за мир, за свободу. От всей души хочу пожелать Вам здоровья и долголетия. Я учусь во 2 классе средней школы № 30 и очень хочу пригласить вас на встречу с моими одноклассниками. Приходите, пожалуйста, и расскажите нам о том, как вы воевали, какие награды имеете. Так хочется знать о воинах великой войны и подружиться с вами. Очень ждём. До встречи. С уважением Беляев Дмитрий. слайд 12 Дорогие первоклассники! Вот и закончилось лето. Вас ждёт встреча со школой, ведь вы идёте в 1 класс! Много интересных дел и занятий ждёт вас на этом удивительном пути в Страну Знаний! Вы научитесь не только читать и писать, а также думать, сравнивать, работать и дружить всем вместе. Мы желаем вам успешно преодолеть все трудности. Можете рассчитывать на нашу помощь и поддержку. Ваши друзья- четвероклассники. Организует дифференцированную самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону. -Теперь вы сами попробуете написать письмо личного характера, для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, опорные слова, правила (класс делится на 3 группы). (первая группа)- ветерану (вторая группа) – письмо будущим первоклассникам (третья группа) – другу, подруге. - А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить. (образец на доске.) Слайд 13 Правила заполнения конверта. Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. -Чему должны были научиться на уроке? - Как решали эту задачу? - Достигли ли цели урока? - В чем были затруднения? -Над чем еще предстоит работать? Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке. ИНСЕРТ + карта – Сегодня на уроке вы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом и позапрошлом веках был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у Пушкина, Лермонтова, Чехова. Сейчас письма, к сожалению, заменяются SMS-сообщениями (которые надо тоже уметь грамотно писать). Письма деловые и личные вытеснены телефоном, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – об этом старинном способе общения людей -Понравилось ли вам писать письмо? Почему? -Будете ли вы в дальнейшем писать письма своим родным, друзьям? Обсуждает с учащимися домашнее задание: написать письма | Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге. Делают упражнения для укрепления мелкой моторики. Оформляют тетради. Делают предположения: Мы будем сегодня учиться писать самые настоящие письма дорогим и близким людям? Определить границы «своего» знания/ незнания. Свой выбор обучающиеся заносят на поля страницы тетради. Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге. Это жанр письма. Эпистола, в переводе с греческого, означает письмо. Сочинение писем всегда содержит в себе элементы творчества. Поэтому мы можем смело говорить об эпистолярном искусстве, т. е. умении писать письма. Ответы…. Письмо - это труд души, обращённый к другому человеку. Сообщить; Поздравить; Извиниться; Поделиться чувствами, впечатлениями; Поблагодарить и т. д. Письмо деловое, личное: письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в словаре, прочитать в учебнике, презентацию и т.д. Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения. Делятся знаниями. Получают информацию из презентации. Участвуют в работе коллективно группами. (Письмо). (Конверт.) Адрес индекс почтальон Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге Адресат – тот, кому адресовано письмо. Адресат – это человек, получатель письма или другого письменного сообщения. Слово адресат произошло от немецкого слова адрес. Ученики открывают конверты и читают письма. Получают новые знания из презентации. - Полученное письмо вправе распечатать и прочитать только его адресат! - Нельзя читать чужие письма! Да. Конечно. - Ответить на полученное письмо следует как можно быстрее (не позднее недели). Неприлично, невежливо оставить письмо без ответа! - Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Бумага и конверт должны быть идеально чистыми. Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге. Решают исходную задачу, данную для пробного действия на основе изученного способа действия. Записывают: здравствуйте, привет, приветствую, подчёркивают в них орфограммы. Получают новые знания из презентации. Дети зачитывают: “Обращение – это слово, называющее того, к кому ты обращаешься. Обращение на письме всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком”. Записывают в тетрадь 1. Я очень скучаю по тебе. 2. Мне необходим твой совет. 3. Я надеюсь, что скоро тебя увижу. Выбирают задание для самостоятельной работы. Выполняют задание в группах по 5 человек, поочерёдно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма. Договариваются о распределении ролей: исполнитель- контролёр в паре. Работают в группах, исполняя распределённые роли. Проговаривают последовательность действий на уроке Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия Подводим итоги работы в группах, дети читают коллективно написанные письма, обсуждают их достоинства и недостатки. Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок. Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока. Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Выбирают задание по желанию и обсуждают тему с учителем. |