Уважаемые коллеги! Пусть каждый учебный год начнается с хороших новостей и приятных воспоминаний, с весёлых историй и новых стремлений. Энергичности вам, воодушевлённости и умиротворённости, неугасаемого вдохновения, грандиозных успехов , блестящих результатов. Встречайте каждый новый день с хорошим настроением и абсолютной уверенностью в своём успехе! Всех благ вам и крепкого здоровья!
В настоящее время одной из внешних оценочных процедур Всероссийской системы оценки качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы .
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
В нашей школе нет отбора учащихся по учебным способностям, работаем мы по программе «Школа России», которую очень часто называют неперспективной. Но, судя по результатам ВПР 2021г. многие наши ученики с честью выдержали это первое взрослое испытание. А всё потому, что у каждого учителя существует своя система работы по формированию у учеников предметных УУД начиная с 1 класса. А 4 класс- это время систематизации и обобщения знаний.
Результаты промежуточной аттестации выпускников начальной школы в форме ВПР учащихся 4-х классов во многом зависят от предварительной и системной подготовки к этому ответственному периоду.
Можно выделить следующие составляющие готовности учащихся к ВПР:
-информационная готовность (знания о структуре КИМов ВПР, знания о правилах поведения на ВПР, правилах заполнения бланков ВПР , знакомство с формулировками заданий в ВПР по демоверсии);
-психологическая готовность (внутренняя настроенность, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий при работе с КИМами ВПР).
-предметная готовность (качество подготовки по определенному предмету, умение выполнять задания КИМов). И вот тут поподробнее:
Почему? –
Для чего? –
Где? - т.е.как встроить в образовательный процесс
Как? – формировать предметную готовность.
Первое мое знакомство с ВПР было на этапе проверки ВПР в 2015-16 учебном году, где для себя сделала некоторые выводы: прежде чем выполнять с ребятами задания ВПР по демоверсии, необходимо изучить, какие предметные результаты проверяются, в каких разделах изучаемых в начальной школе предметов формируются необходимые предметные результаты, по каким критериям проверятся, какова ожидаемая форма ответа; кроме выше перечисленного, необходимо подобрать задания для проверки того, насколько сформированы планируемые результаты.
Для чего? подготовительная работа поможет учащимся продемонстрировать свои знания в новой нестандартной ситуации, подготовительная работа необходима еще и как профилактика экзаменационного стресса, стресс от незнакомой ситуации или новой формулировки задания, профилактика тревожности и неуверенности в себе.
Где? считаю, что прием «натаскивания» наших учащихся на задания ВПР в последние 3-4 месяца неприемлем для получения качественного образования, хороших объективных результатов. Поэтому, данную работу можно и нужно начинать проводить уже с 1 класса. Это работа на уроке, это внеурочная деятельность, например, применимо к русскому языку курс внеурочной деятельности «Занимательный русский язык», это и работа над олимпиадными и конкурсными заданиями. ЭОР…»Учи.ру», «Я.Класс», «Реши ВПР».
Как? Особое внимание хочу обратить на то, как готовить к ВПР.
Первая часть КИМа ВПР по русскому языку (диктант) особой подготовки не требует, так как это и предусмотрено рабочей программой по предмету, данный вид заданий хорошо отражается в учебной программе и учитель часто использует на уроке различные приемы работы: мини-диктанты, комментированное письмо , взаимодиктанты (ребята диктуют друг другу по 2-3 предложения, заранее подготовленные учителем и проверяют работу по эталону). Особый интерес ребята проявляют во время взаимодиктантов.
Некоторые задания второй части ВПР по русскому языку также реализуются на уроках русского языка. Например: задание № 12 и № 13 затруднений у учащихся не вызывают, ребята называют их легкими, так как они хорошо отрабатываются во время изучения темы «Имя существительное», а задание №13 во время изучения темы «Имя прилагательное». Считаю важным на этапе подготовки к данным «легким» заданиям учить детей работать четко следуя инструкции, также работать с критериями оценки заданий, на простом примере демонстрационного задания мы подробно разбираем, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся легче понять, как выполнить то или иное задание. Технологию критериального оценивания внедряю в работу по каждому заданию, где ребенок оценивает не только качество выполнения задания, сравнивает свой результат с эталоном, но и устанавливает причины ошибочного ответа, оценивает уровень самостоятельности выполнения задания.
Интересны сточки зрения подготовки и учащихся задания № 9 и № 10 - работа с многозначными словами в рамках контекста. Частая ошибка ребят: не опираясь на текст, не вникая в текст или предложение –сразу дают определение слову или заменяют его синонимом. А правильный ответ, в данном случае, зависит от контекста. Здесь важно научить детей правильно читать задание, понимать его смысл. Подготовкой к такого рода заданиям является работа с текстом. В каждом классе, в силу учебных возможностей ребенка, она разная. В своей практике для работы с текстом в различных ее вариациях использую пособия В.Т.Голубь «Текстовый тренажер» - разработан по всем классам, и «Диагностика читательской грамотности» . Эту работу реализую на уроках, если это возможно, и во внеурочной деятельности.
Особое внимание, считаю, нужно уделить работе с пословицами, это задание № 15.
Где возможна работа? На уроках литературного чтения, русского языка, на уроках родного языка (русского), во внеурочной деятельности.
Как это можно реализовать?
- Начиная с 1 класса, на уроках чтения даю задание самостоятельно подобрать пословицы по заданной теме. Выполняя такое задание, учащиеся, особенно вначале, допускают часто ошибки, так как они не всегда понимают переносный смысл пословиц, поэтому приводят пословицы в отдельных случаях, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Поэтому, знакомясь с этими пословицами, важно не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.
- Работа с картинками к пословицам.
Отгадайте по данной иллюстрации пословицу.
Много выбирать – женатым не бывать.
Своя ноша не тянет.
Волков баяться – в лес не ходить.
Тише едешь – дальше будешь. (Рисунок ребенка)
- Работа с картинками к пословицам. Дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причем, сразу же приучаю их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картины. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав ее смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.
- Другим видом работы является подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы раскрывала содержание данного произведения. Прежде чем проводить такой вид работы, знакомимся с рассказом, басней или сказкой, у которых заглавием является пословица. Учащиеся анализируют заглавие-пословицу, объясняют её связь с содержанием произведения. После этого предлагает учащимся подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению другую пословицу, которая также может быть его заглавием.
- Особый вид работы с пословицами - нахождение пословиц в тексе художественных произведений и выяснение их назначения. Это возможно уже в 3 и 4 классах.
Используя материал изучаемых художественных произведений в 3-4 классах, стараюсь показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая народные изречения в авторский текст или речь героев, придает языку своих произведений особую меткость, образность, народность.
- Наиболее сложный вид работы - использование пословиц при работе над сочинением. Работу можно построить, как сочинение по пословице; а можно как включение пословиц в сочинение. Это сочинение может быть устным или письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, письменный после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа.
Таким образом, эти и другие виды работ над пословицами способствуют решению ряда задач: - активный запас пословиц пополняется; ребята знакомятся с истинным значением пословиц; пробуют включают пословицы в своей речи учащихся, особенно когда выделяют главную мысль текста.
Древнегреческий историк, мыслитель Публий Корнелий Тацит, годы жизни которого 55 - 102 г. н.э. справедливо заметил уже тогда: «Упражнения рождают мастерство». Подготовительная работа к ВПР нужна, в первую очередь самим учащимся, чтобы избежать стрессовой ситуации, чтобы уметь демонстрировать полученные за 4 года обучения знания в новой нестандартной ситуации, чтобы не теряться при встрече с новой формулировкой задания в ВПР, уметь ее разобрать и понять. Целенаправленная работа учителя по формированию таких умений закладывает основу читательской грамотности, что является частью функциональной грамотности.