Как подготовить обучаемого к осознанному выбору профессии
Фалевич Тамара Филипповна, учитель биологии, МАОУ лицей №12
Сегодня ни для кого не секрет, что самостоятельно осуществить выбор профессии обучаемому трудно, поскольку он не обладает опытом своей будущей жизни. У него ещё недостаточно сформировались мотивы саморазвития. И поэтому он нуждается в поддержке со стороны взрослых, в психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. ФГОС второго поколения ориентирован на становление личностных качеств выпускника. Показателем которых является осознание обучаемым значения профессиональной деятельности для человека и общества.
Поэтому целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору профессии.
Начиная с пятого класса на уроках биологии и экологии обучающиеся узнают о различных профессиях, их значении для общества, их нужности, требованиях к человеку, путях приобретения профессии. В нашем регионе большую роль при выборе профессии имеет востребованность на рынке труда. Помочь в выборе могут родители или люди, мнение которых обучающиеся уважают. Приглашаю на встречи с обучающимися родителей, которые показывают и рассказывают о своих профессиях, бывших учеников: студентов медицинских, фармацевтических, аграрных, архитектурных, железнодорожных колледжей, медицинской академии, аграрного университетов и т.д., организовываю экскурсии в аграрную, медицинскую академию, Уральский федеральный университет.
Сведения о профессиях тесно связываю с содержанием урока. Беседы о профессиях, рассказы о необычных и обычных профессиях, задачи, интересные факты из жизни учёных, интересные открытия обязательно присутствуют на моих уроках. Так в 6 классе при изучении темы «Общее знакомство с цветковыми растениями», предлагаю обучающимся подготовить сообщение о профессии фармацевта, найти учебные заведения, в которых можно приобрести такую профессию. С целью расширения знаний обучающихся о лекарственных растениях предлагаю найти в интернете информацию о нескольких лекарственных растениях, обратить внимание на их использовании человеком в лечебных целях. При изучении факторов, влияющих на рост растений, знакомлю обучающихся с работами фито-дизайнеров и ландшафтных дизайнеров нашего города. Подчёркиваю важность этих профессий для жителей и гостей нашего города. При изучении культурных растений знакомлю с профессией селекционер. Современному селекционеру необходимо владеть знаниями в области молекулярной биологии и генетики. Предлагаю подготовить сообщение о научном подвиге Н. И. Вавилова и о выдающихся селекционерах мира. Во внеурочной деятельности при выборе тем проектов ориентирую обучающихся на экспериментальную деятельность с растениями, грибами, бактериями на изучение влияния экологических факторов на эти организмы. Публичная защита проекта на школьной научной конференции ( обязательна для шестиклассников и восьмиклассников)позволяет больше узнать о профессиях не только авторам проектов, но и жюри, в состав которого обязательно входят старшеклассники.
В 7 классе при изучении каждого класса животных обучающиеся узнают о профессиях эколога, зоотехника, ветеринара, орнитолога, дрессировщика, ихтиолога, энтомолога, изучая роль пчёл в природе и жизни человека, обучающиеся собирают информацию о профессии пчеловода, создают презентации. Расширить представление об этих профессиях, повысить интерес к предмету биологии позволяет изучение курса «Эти удивительные животные» и опять же участие в проектировочная деятельность. Ведь каждый проект так или иначе выходит на какую-нибудь профессию.
В 8 классе проводятся все практические работы и лабораторные работы по изучению собственного организма. Расширение представлений о профессиях биологического направления можно получить при изучении курса «Экология человека» В 8,9 параллели есть классы, в которых изучение биологии идёт на более углублённом уровне. Обучающиеся знакомятся с профессиями фельдшера, врача (стоматолога, терапевта, хирурга, эндокринолога и т.д.). В процессе изучения темы “Поведение и психика” знакомятся с профессией психолога и основными методами и приёмами его работы. Обучающиеся выполняют практические и тестовые работы: по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);
изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования; выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и способы активизации. И не случайно то, что некоторые выпускники выбирают психологию предметом своей профессиональной деятельности, а большая часть обучающихся (и с моей помощью тоже) уже к 10 классу чётко представляет в какой профильный класс следует стремиться, чтобы в дальнейшем успешно овладеть необходимой ему профессий.
Важнейшим условием для формирования мотивов саморазвития личности обучаемого является применение на уроках и во внеурочной деятельности современных технических устройств. Так только использование цифрового микроскопа при работе в классах средней и старшей ступени не только повышает познавательную активность, но и позволяет осознать обучающимся свои потребности и интересы, которые в дальнейшем могут повлиять на выбор профессии фармацевта, генетика, врача, микробиолога. Актуальным в работе является и участие обучающихся в различных предметных конкурсах и олимпиадах, международных акциях. Это не только расширяет образовательное пространство ученика, но и его самореализацию. Учитель выступает в роли консультанта. Результат - командная работа и формирование ценностного отношения к биологическим знаниям и профессиям, использующим эти знания.
Личность учителя играет важнейшую роль в выстраивании отношений на уроке, применение метода свободного выбора для активизации деятельности школьников, шутка, поговорка, положительная внешняя мотивация делают изучаемый предмет психологически комфортным и повышает заинтересованность обучающихся. Все это тоже относится к методам, как обучения, так и профориентации, которые принято называть методами морально-эмоциональной поддержки. Учитель предметник в своей урочной деятельности не занимается профориентационной работой в чистом виде, но его роль в помощи обучающимся в осознанности и взвешенности выбора профессии трудно переоценить.