Конспект опытно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Как поймать радугу»
Цель: развитие познавательной и мыслительной активности дошкольников старшей группы путем элементарного экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить, обогатить и систематизировать представления детей о природном явлении «радуга», ее свойствах и способах получения;
-формировать реалистические представления о природе, о ее объектах и явлениях;
-расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, отражение, спектр, радужная, двойная, капиллярность).
Развивающие:
- развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая воспитанников к простейшим экспериментам;
- развивать мышление, творческое воображение, познавательную активность, умение сравнивать и делать выводы, умозаключения;
- закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
Воспитательные:
- пробудить духовно-нравственные чувства детей, ознакомив с библейской историей появления радуги на земле;
-воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы: телевизор, мультимедийная презентация «Радуга», колонка, халаты и шапочки для детей. Материалы для опытов: юла, компьютерные диски, стаканы с водой, пищевой краситель, драже в цветной глазури, салфетки с цветными полосками, белые хризантемы, лупы, мыльные пузыри,
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! "
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Я очень рада Вас видеть в хорошем настроении, здоровыми и готовыми потрудиться, чтобы хорошему и полезному в жизни научиться!
Мы сегодня с вами превратимся в маленьких волшебников-исследователей и научимся делать свою радугу и понаблюдаем за движением воды. Хотите? Скажем волшебные слова:
Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись
И маленьких волшебников превратись
- Волшебство начинается!
Мне подарили эти белые чудесные цветы – 7 хризантем и вижу, у нас есть 7 стаканчиков с водой разного цвета.
Поставьте, пожалуйста, в эти стаканчики по цветочку, а попозже к ним вернемся и посмотрим, что с ними произойдет.
(дети сели на стулья)
- Ребята, что вам напоминают эти цвета?
- Ребята, когда можно увидеть радугу?
(показ слайдов)
-Бывает двойная радуга, лунная.
-Хочу рассказать вам одну историю, легенду, когда первый раз на земле появилась радуга. Это было давным-давно. По старой легенде на земле был всемирный потоп. 40 дней и ночей продолжался ливень. Вскоре вода потопила всю землю. Всё погибло. Выжил только Ной со своей семьей, вместе с ними были разные звери, птицы, и ползающие по земле существа. Все они спаслись в ковчеге – в большой трехэтажной лодке, который построил Ной. Плавали они очень долго. Когда появилась земля, Ной благодарил Бога за спасение. Бог благословил Ноя, показал на небе чудесную радугу. Он сказал, что каждый раз, как люди увидят радугу, она будет напоминать о том, что больше никогда не будет потопа . Теперь и вы, когда в на небе увидите радугу, можете вспомнить легенду о Ное, Как вера и послушание спасли Ноя и его семью во время всемирного потопа.
- Пора переходить в нашу волшебную лабораторию, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (слайд).
Правила поведения в лаборатории:
Не кричать.
Не трогать без разрешения.
Работать только на своем месте.
Соблюдать осторожность.
Не пробовать на вкус.
Опытно – экспериментальная деятельность.
1 ОПЫТ «Опыт с волчком»
В радуге - семь дужек,
Семь цветных подружек!
Красная дужка - оранжевой подружка!
Желтая дужка - зеленой подружка!
Голубая дужка - синей подружка!
Фиолетовая дужка - всем дужкам подружка!
А пойдут, как обниматься
Разноцветных семь подружек,
Начинают тут сливаться
В белый цвет - семь ярких дужек!
- Сейчас я вам покажу, как все 7 цветных радужных дужек сливаются в белый цвет. И в этом нам поможет простой волчок.
Демонстрация дисперсии света с помощью волчка
- Какой вывод можем сделать? (При вращении 7 цветов радуги сливаются в белый цвет)
2 ОПЫТ «Нахождение радуги на диске»
Второй опыт простой: на поверхности диска попробуем найти радугу. Держите диск на ладошке блестящей стороной и попробуйте поймать лучик света, тогда на зеркальной поверхности вы можете увидеть разноцветную дорожку.
-Какой вывод можем сделать? (На поверхности диска можно увидеть радугу)
3 ОПЫТ «Радуга из разноцветных конфет»
Воспитатель: А сейчас мы сделаем еще одно волшебство. Оказывается, радугу можно сделать даже из разноцветных конфет. Налейте в центр тарелки немного теплой воды и понаблюдайте, как вода в тарелке покрасится в цвета радуги. Конфеты начинают таять и отдавать цвет воде.
-Вывод: вода растворила краску на конфетах и получилась «радуга» в тарелке.
Физкультминутка
Я на радугу-дугу (Руки вверх и в стороны)
Наглядеться не могу (Покачиваем головой влево-вправо)
Мост от неба до земли (Круговое движение правой рукой)
Удивительной красы. (Круговое движение левой рукой)
Буду по мосту шагать, (Шаги на месте)
В небе тучки разгонять. (Движение руками вверх, в стороны и вниз)
К солнышку найду дорожки, (Шаги на месте)
Поиграю с ним в ладошки (Хлопки в ладоши)
А потом пойду опять (Шаги на месте)
Я по радуге гулять
4 ОПЫТ «Радуга из салфеток»
Сейчас мы будем работать в парах. Попробуем сделать радугу из салфеток. По краям салфетки нарисованы цвета радуги, нужно опустить концы в стакан с водой и понаблюдать.
Вывод: вода поднимается вверх, окрашивая салфетку.
Это явление называется капиллярностью. Также это явление помогает растениям высасывать из почвы воду и направлять ее к листьям.
Дети подходят с столу с цветами.
ОПЫТ 5 «Окрашивание цветов»
Дети, с помощью луп, рассматривают окрашенные цветы.
- Что случилось? Почему это произошло?
- Давайте сравним с предыдущим опытом?
Вывод: Цветная вода поднимается по стеблю через капилляры, окрашивая растение.
- Ребята, и вы как цветочки. В какой вы среде, в какой семье, с какими друзьями общаетесь, такие же качества берете. Я желаю, чтобы вас окружали всегда интересные, добрые, заботливые люди, и вы вырастите добрыми, чуткими детьми. Еще желаю, чтобы такая яркая радуга, о которой сегодня говорили, остались в вашей душе, в вашем сердечке надолго.
-Теперь пора возвращаться: Топ, топ, хлоп, хлоп,
Вокруг себя повернись
И в детский сад вернись!
Итог занятия
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Что вам понравилось больше всего?
- Какой из способов получения радуги вам запомнился и понравился больше всего? Какой из них вы покажете своим родителям дома?
Давайте оценим нашу работу, если да, то покажите пальчик вверх.
Воспитатель:
- А хотите полюбоваться радугой и поиграть с мыльными пузырями?
Дети под музыку «Радуга желаний» пускают мыльные пузыри.
Дети уходят.