СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь птицам зимой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить знания учащихся о птицах, познакомить с птицами, зимующими в наших краях.

Просмотр содержимого документа
«Как помочь птицам зимой»

Тема: Как помочь птицам зимой.

Цель: расширить знания учащихся о птицах, познакомить с птицами, зимующими в наших краях, их условиями жизни зимой; вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу о них; познакомить с устройством кормушек и видами корма, правилами подкормки птиц; воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход урока

1. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

Учитель. О чем пойдет речь на уроке мы узнаем, отгадав загадку.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …(птица)

3. Постановка учебной задачи

Учитель. А какую пользу приносят птицы?

- Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых.

Учитель. Ребята, а много ли сейчас птиц можно увидеть на улице? Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

4.Изучение нового материала.

Учитель. Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых. Их около 9 тысяч видов.

Есть птицы большие и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать.

Одни птицы живут только в лесу, другие – в степи, третьи и там и тут. Есть птицы, которые живут только в пустыне или только в горах, а другие только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей, а есть «вегетарианцы»», которые едят только ягоды и семена.

Одни селятся в дуплах, другие вьют гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов.

Одни птицы получили свои имена за голос, другие - за цвет, а третьи – за поведение

Учитель. А кто знает, на какие две большие группы можно разделить всех птиц? (Перелётные и зимующие)

ПЕРЕЛЕТНЫЕ

Учитель. Так каких птиц называют перелетными? (Перелётными мы называем птиц, которые живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места)

Учитель. Давайте попробуем отгадать загадки и узнать некоторых перелетных птиц.

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится. ( Грач)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

Но все, же голос свой имеет. ( Скворец)

В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок.

В поле гнездышко он вьет,

Камнем падает с высот.

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит. (Жаворонок)

Учитель. Ребята, к перелетным птицам относятся кукушка, журавль, цапля, дрозд, зяблик, жаворонок, соловей, аист, скворец, лебедь, иволга, грач, стриж, ласточка.

Учитель. А почему они улетели в тёплые края? (Голодно птицам зимой. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой?)

Физкультминутка

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.

Дети машут руками, словно крыльями.

Чтоб быстрее нам летать,
Надо крыльями махать.

Дети машут руками интенсивнее.

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете,

Потягивание руками вверх, ноги на носочках.

А внизу леса, поля –
Расстилается земля.

Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону.

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.

Дети приседают на  несколько секунд.

И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.

Дети встают и машут руками - «крыльями».

Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Дети садятся за столы для продолжения занятия.

ЗИМУЮЩИЕ

Учитель. Каких птиц называют зимующими? (Зимующие птицы – это птицы, которые радуют нас своим присутствием даже в лютую зиму). А какие птицы остались зимовать в нашей местности? (Дятел, ворона, воробей, сорока, сова, сойка, галка, синица, щегол, голубь, поползень). Давайте отгадаем некоторых из них.

Трещала с самого утра:

Пор-р-ра, пор – р – ра!

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (Сорока)

Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив! (Воробей)

Учитель. А знаете, почему воробей имеет такое название? Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.

Учитель. Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей? (Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Учитель. Ее так назвали за ее пение. Она поет: си-си-си

Учитель. Синицы и воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются

в щели домов, под крыши сараев. Ребята тоже приготовили несколько загадок про птиц.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая.

Крикунья хрипловатая,

Известная персона. Это… (ворона)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

5. Обобщение полученных знаний.

Учитель. Послушайте стихотворение Елены Благиной

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку – в ее конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Учитель. Голодно птицам зимой. Птицы, которые остались с нами зимовать, спасаются природными столовыми. Они питаются семенами шишек, трав, ягодами, спрятавшимися насекомыми и их личинками. И все-таки им тяжело зимой.

Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. А помочь им может каждый. Отгадайте загадку.

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Физкультминутка

Учитель. Так как же мы можем помочь птицам пережить холода? (Сделать и развесить кормушки). Посмотрите, какие кормушки приготовили ребята.

Мы кормушку смастерили

И столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед

Будет вам зимой обед.

Учитель. Ребята приготовили не только кормушки, но и скворечники. Так чем же можно кормить птиц? Давайте послушаем сообщения о том, как помочь птицам зимой.

1) Заготовку птичьего корма надо начинать ещё летом. Несмотря на скудное меню, птицы разборчивы в выборе блюд. Поэтому, насыпая в кормушку определённый корм, можно предугадать, кто прилетит им полакомиться.

2) Семечки подсолнечника, а так же арбузные, тыквенные, дынные семена - хороший корм для синиц. Их лучше давать раздавленными. А семечки подсолнечника не должны быть обжарены.

3) Просо, овёс, пшеницу не прочь отведать воробьи, щеглы, синицы. Ягоды рябины, семена клёнов и ясеней - привлекут красавцев – снегирей и свиристелей.

4) Не откажутся крылатые гурманы и от мясных деликатесов – несолёного сала и мяса: синицы и поползни, галки, вороны и сороки будут в восторге от такого угощения.

6. Практическая работа

Учитель. Ребята, пред вами карточка с картинкой перелетных птиц. Найдите их и поставьте в прямоугольнике галочку.

7. Итог урока.

Учитель. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Я читаю вопрос, а вы хлопаете, если согласны, и машете руками, если не согласны.

1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (Да)

2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (Нет)

3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (Да)

4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (Да)

5. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (Нет)

Учитель. ( Звучит запись пения птиц )

Берегите и охраняйте птиц!

Птицы – это песнь и полёт!

Это голоса наших лесов и полей!

Птицы – дети воздуха. Они могут подняться выше облаков.

Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

Птицы – верные наши помощники.

Птицы – это тайна и красота. Невозможно представить нашу Землю без птиц!

8. Рефлексия.

Учитель. Наш урок подошёл к концу. Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я буду …..