Тема: Как помочь птицам зимой.
Класс 1
Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
Вид урока: комбинированный
Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях,устройством кормушек и видами корма.
Задачи направлены на формирование универсальных учебных действий:
Предметные результаты:
Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях
Правильно подбирать корм для птиц
Уметь изготовить простейшую кормушку
Знать правила подкормки птиц
Личностные:
Формирование интереса к изучению родной природы
Понимать важность заботы о зимующих птицах
Повышение уровня мотивации учебной деятельности
Формирование бережного отношения человека к птицам
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия
Изготавливать простейшие кормушки
Подбирать для птиц корм
Запомнить правила подкормки птиц
Коммуникативные УУД:
Участие в диалоге
Обсуждать, слушать и понимать речь других
Отвечать на вопросы
Работать в группе
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять
Определять и формулировать цель своей деятельности
Оценивать свои достижения
Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Формы и методы: работа в группах, беседа, объяснительно-иллюстративный, практическая работа, частично-поисковый метод(сообщения), наглядный метод (работа с карточками).
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды, карточки с надписями корма для птиц, образцы кормушек ,детали птиц, материалы приспособления для изготовления кормушек, волшебные линеечки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Настрой
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем.
Улыбнитесь друг другу.
2. Учитель: Закройте глаза. Я вас приглашаю на экскурсию в лес.(звучит музыка)
(Дети открывают глаза и видят лес летом).
Какое у вас настроение? Почему?
-Кого мы видим в лесу?
Ученики: Мы видим бабочку, стрекозу, разных птиц, белку-летягу.
Учитель: Какие разные животные!
-Что общего у этих животных?
Ученики: Они все умеют летать.
Учитель: - А можно их всех назвать птицами? Почему?
- На какие группы можно разделить этих животных?
Ученики: На насекомых, зверей и птиц.
Учитель: -По какому признаку определили? (ответы детей)
Птицы –это животные, тело которых покрыто перьями.
Учитель: -Какую пользу приносят птицы? ( Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых и их личинок летом, и даже зимой достают их из- под коры деревьев).
2. Актуализация знаний.
Учитель: Мы с вами привыкли к частым переменам года, к их смене, и не задумывались, что большая часть людей на земле никогда не видела зимы, не знает, что такое мороз и снег. Но оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые птицы.
А, впрочем, послушай те сами:
Сценка
Цапля: -Здравствуй, скворушка!
Скворец: - А что ты такая печальная, цапля?
Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтавни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький пухлячишка болтал, что бывает зима и какой-то трещащий, нет, трескучий мороз. А может быть это правда?
Скворец: -Болтовня! Болтовня! Я столько лет живу на свете, бывая на севере и юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!
Учитель: Извините цапля и скворец, что я вмешиваюсь в ваш разговор, а давайте спросим у ребят, бывает ли дождливая осень и холодная зима или нет?
Ученики: Бывают.
Учитель: - А почему тогда скворец и цапля не видят этого?
Ученики: - Потому что они улетают в это время в тёплые страны? Как их называют?
Учитель: (на доске появляется схема)
- Как называют птиц, которые не улетают от нас осенью? (зимующие)
Учитель: Посмотрите, какая красивая, морозная зима пришла к нам, свои порядки навела в лесу. Снег, вьюги воют, да метели кружат.
Учитель: -Как вы думаете, трудно ли приходится птицам, оставшимся зимовать?
Учитель: - Почему? ( Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)
Учитель: -С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В очень суровые зимы из 10 синиц выживает только 2. 8 синиц погибают. Вы могли себе такое представить? Вам их жалко?
- Что хочется вам сделать?
Учитель :- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О жизни птиц зимой, о том, как им помочь)
-А вы можете им помочь?
- Какие перед собой поставим задачи? (ответы детей)
3. Работа с волшебными линеечками.
У: - Много ли вы знаете и умеете по этой теме? Выберете цвет и поставьте крестик на выбранной вами части линеечки. (Я все знаю о помощи птицам - желтый; знаю, но не много- зеленый; ничего не знаю- красный)
У: - У кого желтый, зеленый, красный? Отложите в сторону линеечки, но не теряйте.
4.Физминутка
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг- скок, прыг- скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень,
Тири – тири, тень, тень, тень.
5. Работа по новой теме.
У: -Будем работать над первой поставленной задачей - учиться различать зимующих птиц.
а)Работа в группах.
Учитель : -Выполним небольшое задание в группах.
Учитель: - Правила работы в группах помните?
Задание на карточке
Собрать птицу из деталей.( 1 группа - синица, 2 группа – поползень, 3 группа – снегирь).
2.Определить название птицы. (Пользуйтесь учебником и атласом-определителем)
3.Описать птицу по алгоритму.
Размер птицы.
Цвет (голова, спинка, брюшко, крылья, хвост)
Форма (клюв, лапки, когти)
6. Проверка выполнения задания в группах, сообщения.
У: -Какую птицу собрала 1 группа?
У: -Найдите ее в учебнике, покажите, послушайте описание.
У: - Справилась группа с заданием?
У:-Кто может рассказать об этой птичке? ( Мини-сообщение)
Вторая и третья группы.
- Как мы назовём всех этих птиц? (зимующие)
- Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (сорока, сова, галки)
- Мы с вами вели разговор о внешнем виде птиц, о том чем они питаются, а ещё о чём мы говорили ? (О том как им помочь зимой)
- Так чем же мы можем помочь птицам зимой?
7. Продолжение работы по новой теме.
Учитель : -Отгадайте загадку.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом
Учитель : - Для чего нужны кормушки?
1.Рассматривание сделанных родителями кормушек.
Учитель : -Рассмотрите, какие бывают кормушки.(Рассматривают те, которые сделали родители.)
-Из чего они сделаны?
- Зачем этой кормушке бортики ? Зачем Кормушке, которую сделал папа Ильи крыша? Чем удобна кормушка Маши? Чем хороша кормушка Степана?
Учитель: - А чтобы к кормушке прилетали птицы, что нужно?(Положить в нее корм)
Учитель :-Какой корм можно положить в кормушки?
Учитель: - Найдите у вас на столах таблицы «Кто чем питается и прочитайте»
( Семечки арбуза, тыквы, подсолнечника, кусочки сала.)
- Кто питается семенами подсолнечника? Арбузом? Не соленным салом?
8. Практическая работа
Игра «Покормите птиц»
Каждой группе учитель выдаёт тарелочку с кормом для птиц, ученики должны выбрать, то чем птицы питаются, и положить корм в заранее сделанную кормушку.
Проверка: - Что выбрали из тарелки и почему?
- Чем будем кормить птиц зимой?
Стихотворение «Покормите птиц» А. Яшин
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
11. Рефлексия.
- А теперь возьмите волшебные линеечки, которые вы отмечали в начале урока и отметьте, на каком уровне по этой теме вы находитесь сейчас.
Что нового вы узнали?
Чем питаются птицы?
Можно ли класть в кормушки соленное сало?