СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь ребенку стать успешным (родительское собрание)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

На родительском собрании предлагаем обсудить с родителями и детьми проблему повышения успеваемости, научить родителей стимулировать мотивацию детей к повышению успеваемости, обеспечивая взаимопонимание  и взаимодействие между родителями и детьми

Просмотр содержимого документа
«Как помочь ребенку стать успешным (родительское собрание)»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ УСПЕШНЫМ


Доржеева С.С.,

педагог-психолог

ЧОУ ОШ «Перспектива»,

г.Элиста, Республика Калмыкия


Цель: Обсудить с родителями и детьми проблему повышения успеваемости, способствовать взаимопониманию и взаимодействию между родителями и детьми

Задачи:

  1. Найти способы оказания эффективной взаимопомощи в учебе для детей и их родителей.

  2. Научить родителей стимулировать мотивацию детей к повышению успеваемости.


Класс: 5


Формы работы: групповая (3 группы) и индивидуальная.


Оборудование и материалы:

- компьютер;

-видеоматериал с записью "Ералаша", выпуск "Дорогие россияне";

-результаты анкетирования учащихся (опросник С.В.Левченко "Чувства в школе", анкеты "Помехи успешной учебы", "Ребенок-родитель");

-сравнительные гистограммы уровня успеваемости учащихся 5 класса;

-раздаточный материал для родителей ("Возрастные особенности младшего подростка", анкета "Ребенок-родитель", памятка "Ваш ребенок - пятиклассник", чистые листы для ответов);

-корзина.


Предварительно проводится анкетирование среди учащихся. Приглашенные - учителя-предметники, которые готовят информацию о сформированности компонентов учебной деятельности учащихся. Классный руководитель подводит итоги учебной деятельности.


Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы обсудим важную тему. А какую, узнаете, внимательно посмотрев выпуск детского юмористического журнала "Ералаш".

«Ералаш», серия «Дорогие россияне»

Итак, уважаемые родители! Скажите, о чем будет идти речь? Какова тема нашей встречи? (Варианты ответов родителей).

Упражнение «Корзина чувств»

Прошу Вас поделиться впечатлениями от обучения в пятом классе Вашего ребенка. Напишите все чувства, которые у вас имеются, связанные с учебой .(Пишут на листочках, опуская их в корзину, зачитываются ответы, делается вывод).

А теперь у нас есть возможность сравнить полученные результаты с ответами наших детей. Им предлагалось из 16 чувств выбрать 8, которые они часто испытывают в школе (Результаты опросника С.В.Левченко "Чувства в школе").

Самое дорогое, что есть у человека – это дети. Кто из нас не мечтает, чтобы его ребенок был самым счастливым, чтобы в своей основной деятельность – учебной – он был уверен в себе, получал радость от познания, был успешным?  Мы, родители, все надеемся, что именно так и случится – наши дети вырастут, и жизненный успех будет им сопутствовать.

Давайте сформулируем точнее тему нашей встречи –(формулируют родители).

Тема встречи - "Как помочь ребенку стать успешным".

Джим Рон, американский оратор, автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха в бизнесе и в жизни считает, что: “Успех — это не столько то, что мы имеем, сколько то, кем мы становимся в результате”.

Его слова являются подтверждением афоризма Аристотеля, который говорил, что “Привычки, вырабатываемые с детства, определяют всю нашу жизнь”. А это значит, что уже сейчас, в семье, мы помогаем нашим детям заложить фундамент успеха или неудачи.

А теперь, попрошу Вас ответить на вопрос: "Что такое успех?" (ответы родителей).

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова:

Успех, -а, м.

1. Хорошие результаты в работе, учёбе.

2. Общественное признание.

Успешный ребенок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей. В подростковом возрасте личностное общение выходит на первый план, а учеба отодвигается на второй. Именно в этот период особенно остро обнажаются проблемы успеваемости, тесно связанные с возрастными особенностями, о которых мы начинали разговор уже с первого установочного собрания.

Сейчас давайте поработаем в группе.

Задание "Отрицательное и положительное влияние возрастных особенностей"

Перед Вами список возрастных особенностей младшего подростка. Необходимо выделить те, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на успеваемость и обосновать свой выбор примерами из наблюдений за ребенком, своего опыта. (Анализ ответов групп.)

Отрицательно влияют:

-повышенная утомляемость в связи с бурной физиологической перестройкой организма и возросшим объемом информации

-переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем (не будет сейчас иметь особого результата наши увещевания о том, что, к примеру, хорошо учись по русскому языку, ведь в 11 классе ты будешь сдавать ЕГЭ и др.)

-отсутствие адаптации к неудачам (особенно, если в начальной школе ребенок привык учиться только на «4» и «5»)

Положительно влияют:

-потребность в достойном положении в коллективе сверстников

-стремление отмежеваться от всего подчеркнутого детского

-отсутствие адаптации к положению «худшего»

-требовательность к соответствию слова делу

Как же родители могут помочь своим детям, ведь именно им принадлежит ведущая роль в воспитании детей? Предлагаю выслушать мнение всех сторон. С этой целью мы выслушаем мнение Ваше, родители, учителей – предметников, воспользуемся данными анкетирования учащихся.

Выделяют три критерия готовности, среди которых есть один, непосредственно связанные с темой нашей встречи: сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное освоение программного материала.

Говоря об основных компонентах, мы имеем ввиду такие как учебная задача, учебные действия, действие контроля и действие оценки.

Слово учителям-предметникам (выступают).

Слово классному руководителю: сравнение результатов 2 четверти в сравнении с 1 четвертью.

Ребята попытались ответить на вопросы, связанные с оценкой учебных результатов. Ведь, к примеру, для одного «4» - это трагедия жизни, для другого – «4» - долгожданная оценка, заработанная потом и кровью, заработанная упорным трудом. Субъективная оценка своих успехов позволяет понять уровень притязаний ребенка, усилия, прилагаемые для получения результата (Анкета "Помехи успешной учебы", ответы на вопрос 1).

На адаптационных занятиях по психологии «Здравствуй, 5 класс» еще в начале года, учащимся необходимо было обозначить цели, которые ребята ставят для себя в текущем году (зачитываем выдержки). В конце занятий (в феврале) мы сравним полученные результаты с поставленными целями, что даст возможность судить об их достижении.

Что мешает успешной учебе, по мнению учащихся? (Результаты анкеты "Помехи успешной учебы", ответ на вопрос 2).

А теперь обратимся к ключевым фигурам учебного процесса учителям и учащимся. На адаптационных занятиях несколько тем было посвящено вопросу «Кто такой идеальный ученик /учитель, настоящий ученик/учитель.

В ходе упражнения «Горячий стул» был выявлен рейтинг качеств, который присущ идеальному ученику. Ведущие позиции заняли: не отвлекаться, уважать окружающих, умный, доброжелательный.

Портрет идеального учителя выглядит следующим образом: терпеливый, добрый, умный.

Работая в группе, учащиеся составили собирательный образ учителя 5 класса. Итак, наш учитель в глазах ребят терпеливый, строгий, добрый, организованный, умный, внимательный, фанат своего дела.

Анкетирование «Ребенок-родитель»

Самый близкий человек для каждого – это родитель. Узнаем как дети, с одной стороны, и вы, родители, с другой, оцениваете отношение «родитель-дети».

А сейчас попрошу заполнить анкету анонимно. Каждое утверждение оценивается, выбирая один из трех вариантов ответа, да, иногда, нет (Заполняют. Предлагается система подсчета и результат общий в баллах:

За каждое «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Сравниваем ответы родителей и ответы детей, предварительно выписав их на отдельных листах для каждого родителя).

Если есть желающие прокомментировать полученные результаты сравнения, прошу высказаться (говорят).

Остался ключевой вопрос, что должен сделать человек, чтобы добиться успеха? (ответы по цепочке).

В заключение нашей встречи в качестве моего подарка Вам - притча «Урок бабочки», которая и по-философски ответит на вопрос, что нужно сделать, чтобы стать успешным.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Почему? Ведь, казалось, человек хотел сделать благое дело?

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

ВЫВОД: Итак, только преодолевая трудности, мы становимся сильнее.

Чтобы добиться успеха, необходимо все делать своевременно: учителям - учить, детям - учиться, родителям - жить вместе с детьми общими делами. (Родители получают памятки).

Спасибо за внимание.


ЛИТЕРАТУРА:

1."Ералаш", выпуск "Дорогие россияне"//https://www.youtube.com/watch?v=1QfJDJkrSOM

2.Левченко С.В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников// Практика административной работы в школе. — 2005, № 5.

3.С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. Мир и образование, 2015

4.Д.Б.Эльконин, Т.В.Драгунова, М.Э.Боцманова, А.В.Захарова. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М. : Просвещение, 1967

5.Анкета на изучение взаимоотношений "Ребенок - родитель"//http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/01/26/anketa-dlya-izucheniya-vzaimootnosheniy-roditel

5.Притча "Урок бабочки"//http://mirpozitiva.ru/pozitiv/pozitiv02.html