Как помочь ребенку избежать депрессий?
(консультация для родителей)
Уважаемые родители!
Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и самим себе!
Советы психолога
Совет 1. Наблюдение за поведением своего ребенка.
Что в поведении подростка должно насторожить родителей
резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учёбе и оценкам;
подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон в течение продолжительного времени;
резкое изменение поведения (подросток стал неряшливым, отдаляется от родителей, друзей, раздаривает дорогие ему вещи);
вызывающее поведение;
поведение саморазрушения (частые травмы, падения, безрассудство);
ребёнок прямо или косвенно говорит о желании умереть, убить себя, нежелании жить.
переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;
переживания связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самобичевание;
боязнь позора, насмешек или унижения;
страх наказания, нежелание извиняться;
любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
желание привлечь внимание к себе, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудностей;
сочувствие или подражание сверстникам, героям книг или фильмов;
нестабильное эмоциональное состояние;
депрессия.
Депрессия – одно из наиболее часто встречающихся расстройств душевной сферы. Дословно депрессия переводится как «угнетение», «подавление». Наибольшая опасность депрессии – это возникновение суицидальных мыслей.
Признаки депрессии:
пониженное настроение, глубокая печаль;
резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость;
потеря аппетита, бессонница;
снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание;
снижение внимания;
нерешительность;
апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям вызывавших ранее интерес;
социальная изоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость;
негативный фон отношения к себе, чувство вины, стыда, рассеянности;
пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;
снижение эффективности труда (в учебе, быту и т.д.);
нарастание эмоционального напряжения.
Совет 2. Общение родителей и ребенка.
• Установите заботливые взаимоотношения с ребенком
• Будьте внимательным слушателем
• Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
• Помогите определить источник психического дискомфорта
• Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
• Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы
• Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее
• Внимательно выслушайте подростка!
Рекомендации родителям для общения с ребенком.
1. Расспрашивайте и говорите с ребёнком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Главное, при этом делать акцент на мысли: «Я не просто родитель, я – твой друг».
2. Авторитарный стиль воспитания неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (т.е. агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договорённостей.
3. Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков ещё только формируется картина будущего. Узнайте, что ваш ребёнок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (реалистичный) план действий.
4. Говорите с ребёнком на серьёзные темы: что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Если избегать разговоров на сложные темы, подросток всё равно продолжит искать ответы на стороне, где информация может оказаться не только недостоверной, но и опасной.
5. Делайте всё, чтобы ребёнок понял: сама по себе жизнь – это ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребёнка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.
6. Давайте понять ребёнку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудач делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот, привычка к успехам порой приводит к тому, что человек начинает болезненно переживать неудачи.
7. Доверяйте ребёнку, прощайте случайные шалости, будьте честными, искренними и последовательными.
8. Любите своего ребёнка. Самое главное – научиться принимать детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.
Рекомендации по ведению беседы с подростками
Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».
В то же время разговор должен быть уверенным.
Будьте внимательны, не выражайте удивления от услышанного и не осуждайте ребенка.
Не спорьте и не настаивайте на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания: «у всех есть такие же проблемы» заставляют подростка ощущать себя еще более ненужным.
Следует показать подростку, что, не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями, стремитесь вселить в него надежду на конструктивное решение проблем.
Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к специалистам или родителям. Это должно происходить без сильного давления, но настойчиво.