Как приобрести навык скорочтения
Друзья, большинство из нас любят читать книги. Как правило, мы уже научились читать в режиме со скоростью внутреннего монолога до 200 слов в минуту. Но этого не достаточно. В настоящий момент развития технологий и кратного увеличения информации такая скорость чтения малоэффективна. Чтобы чтение приносило вам не только удовольствие, но было бы по-настоящему эффективным и полезным – необходимо каждый день тренировать минимум 5 навыков:
1. концентрация внимания
2. хорошая память (тренировка памяти)
3. расширение угла обзора (перефирическое зрение)
4. отсутствие артикуляции (подавление артикуляции – мы внутренне не проговариваем слова, которые читаем)
5. выделение главного.
Тренируя эти навыки – мы тренируем свою память, увеличиваем её возможности и заодно повышаем наши способности запоминать большие массивы информации на долгое время.
Как мы читаем
Приведу анекдот, найденный в интернете, в качестве курьёзного примера, показывающий, что текст может быть вполне понятен и при этом вообще не содержать словарно-нормальных фонетических образований (т.е. смысл содержащихся в нём «фонетических образований» обусловлен контекстуально), прочтите:
«По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, вкокам пряодке рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом».
А фактически – на следующем шаге обобщения мы читаем (учимся читать) всё предложение целиком; потом на следующем шаге обобщения мы читаем уже весь абзац целиком и т.д. Другое дело, что такого рода факты целостного восприятия фрагментов текстов или текстов в целом мы далеко не во всех случаях осознаём.
Итак, на основе этих 5 навыков мы подобрали 10 упражнений, самых популярных, которые позволят вам читать более эффективно и развить память, если стремиться к цели чтения в режиме со скоростью перелистывания страниц, например, 30 страниц в минуту. Это достижимо практически в любом возрасте.
10 упражнений для развития скорочтения
1. Таблицы Шульте
Нужно концентрировать зрение на центральную ячейку и при этом ни в коем случае не бегать глазами по всему квадрату и искать все цифры по порядку от 1 до 25 и обратно от 25 до 1. При этом ставим таймер и фиксируем скорость за какое время мы нашли эти цифры.
Таблицы могут быть самые разные, с цифрами или с буквами, 3-4 штуки минимум.
В этой таблице нужно как можно быстрее найти цифры от 1 до 35 и обратно:
2. Чтение одним глазом
При чтении любых страниц нужно закрыть сначала правый глаз, а потом левый глаз. Сначала выберете страницы или абзацы на странице, которые будете читать. Читайте вначале одним глазом всю страницу, потом следующую страницу читайте другим глазом. Таким образом, мы тренируем не только наше зрение, но и тренируем наш мозг, развивая левое и правое полушария.
3. Расфокус
Это упражнение можно выполнять находясь в любом месте: на улице, дома и т.п. Что нужно делать? Мы внимательно смотрим на один из объектов, например, смотрим на впереди идущего человека. Когда мы смотрим только на него, то мы не замечаем того, что происходит вокруг. Продолжая смотреть на этого человека, теперь пробуем смотреть как бы сквозь этого человека, стараясь замечать окружающие предметы. Этот навык сложный, поэтому мы его тренируем постепенно. Упражняясь, таким образом, мы расфокусируем свой взгляд и начинаем замечать то, что раньше ускользало от нашего внимания – оказывается, на улице есть дома, деревья, машины и другие прохожие.
4. Выделение главного
Мы учимся выделять главное, когда читаем для конкретного понимания. Нам кажется, что нужно читать всё подряд, ничего не пропуская, потому что оно очень важное и мы так часто и делаем.
На самом же деле это не так. Нужно формировать навык выделения главного в тексте. Что делать?
Правило: на одной странице мы выделяем одну (максимум две) главные ключевые мысли. Например, если этот текст про белок, то не нужно искать какого цвета у них шерсть (понятно, что они рыжие) или что-то подобное, а мы выделяем «белки едят что-то…». Это «что-то» и будет ключевым в этом тексте.
5. Тест Струпа
Это тест, текст которого написан разным цветом. Например, слово синий написано красным цветом, а голубой написан желтым и т.д. Наша задача читать не то что написано буквами, а то что нарисовано цветом, мы читаем именно цвета.
6. Найди 10 отличий (или 5 – 10 – 20…)
Это упражнение из нашего детства. Купите специальные журналы и ищите эти отличия.
7. Найди слово
Это упражнение позволяет нам не только концентрировать внимание на каком-то объекте, но и смотреть на весь текст в целом. Что мы делаем?
Мы выбираем какое-то слово и начинаем его искать по всей странице. Например, ищем слово «лимон» или слова начинающиеся с буквы «ф» или с предлога «по-», т.е. выбираем что-то, что мы будем искать по всей странице.
8. Чтение «шторка»
Это упражнение из начальной школы. Можно поступить двумя способами:
1) Чистым листом бумаги закрыть текст и начать читать по одной строке постепенно опуская лист;
2) Похоже на 1-е упражнение, но берём 2 чистых листа бумаги, накладываем на текст: один сверху, другой снизу строки, которую будем читать. По мере чтения опускаем два листа вниз на строку. Таким образом мы концентрируем внимание на одной строке, не бегаем глазами по тексту и можем постепенно увеличивать темп нашего чтения, просто опуская вниз шторку, из верхнего и нижнего листков бумаги.
9. Чтение с «мотором»
Это может показаться странным, потому что мы задействуем не только нашу голову, но ещё и руки. Однако, это не пальчиковая гимнастика, хотя и это есть. Что делать?
«Мотор» - это пальцы рук собранные в замок. Освобождаем большие пальцы и начинаем их вращать вперед\назад, вначале медленно, затем постепенно увеличивая скорость. Направление вращения (вперед\назад) не имеет значения, можете чередовать. Итак, мы читаем текст и одновременно вращаем «мотор», и чем быстрее вращаем «мотор», тем быстрее начинаем говорить, а в нашем случае мы быстрее начинаем читать. Можно чередовать вращение, вначале прочитать текст вращая «мотор» вперед, потом продолжить чтение вращая «мотор» назад.
10. Переворачивание книг
При чтении книгу кладут, например, под углом 45˚ или 90˚ или 180˚. Я рекомендую начинать со 180˚. Перевернули книгу «вверх ногами» и читаем справа налево (обычно мы читаем слева направо). И тренируем не скорость чтения, а тренируем наш мозг, говоря ему, что вещи могут быть нестандартными. А всё что касается нестандартного – это усиление наших же нейронных связей и формирование новых.
***
Итак, мы говорили об эффективном чтении, которое кроме удовольствия от процесса чтения приносит ещё и пользу, увеличивая в разы скорость чтения и улучшая память. Начните практиковать каждый день все или некоторые из предлагаемых упражнений и вы в конце уже этой первой недели получите свой определённый результат. Что для этого нужно:
1. Поставить цели
Мы всегда ставим цель, когда берём для чтения какую-то книгу, потому что читать для себя, либо читать для экзамена либо читать для олимпиады по литературе – это три разные цели и поэтому результат всегда будет соответствующий.
2. Тренировка, тренировка, тренировка…
У вас уже есть комплекс из 10 упражнений и вы можете каждый день их комбинировать: либо каждый день выполнять все 10 либо какие-то из них, которые понравились вам больше и тренировать их. При этом важно, очень важно, тренировать именно ежедневно. Достаточно уделять этим упражнениям хотя бы 10 минут в день.
3. Чтение должно стать привычкой
Чтобы чего-то достичь, например, хотите похудеть, вам необходимо начать соблюдать диету и вы от чего-то отказываетесь, а что-то приобретаете и превращаете в привычку, и так формируете свой новый образ жизни. С чтением тоже самое. Это как диета, которую нужно соблюдать, чтобы достичь результата. Чтение должно стать привычкой. Вырабатывая привычку читать ежедневно мы тренируем мозг, формируем новые нейронные связи между левым и правым полушариями мозга, повышаем скорость чтения.
Желаю вам много интересных и полезных книг!