Как приобщиться к семейному чтению.
Цели мероприятия:
Расширение общего кругозора учащихся путем поддержания и развития традиций семейного чтения.
Задачи занятия
Личностные:
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативные речевые навыки учащихся.
• формирование умения интегрировать знания по разным направлениям в литературе.
• Формирование чувства товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в смешанном коллективе детей и взрослых.
Метапредметные:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• Вовлечение родителей в чтение.
• Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к книге, возвращение традиции семейного чтения.
- Воспитывать интерес к литературному чтению.
- Формировать умение интегрировать знания по разным направлениям в литературе.
- Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативные речевые навыки учащихся.
- Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в смешанном коллективе детей и взрослых.
Участники: учащиеся 5 класса, родители.
Ход мероприятия
Учитель1: Добрый день, дорогие ребята, родители. Сегодня мы с вами будем общаться, делиться энергией, блистать эрудицией.
Пусть сегодня очаг горит ярко,
Пусть семейный уют будет в классе,
Книги пусть мудрость даруют вокруг,
Начнем постигать задания, мой друг!
Учитель2: Для того, чтобы прошел наш праздник весело и задорно, давайте организуем и разделимся на команды. Первая команда « Грамотеи», вторая – «Знайки».
Учитель1: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы идем в ногу со временем. Интернет, телефоны ,компьютеры заменили нам общение с книгой, самым замечательным и настоящим сокровищем. Мы перестали ценить и беречь то, что нам досталось таким трудом. Когда не было Интернета и прочих современных достижений, именно книга знакомили нас с жизнью древних славян, с подвигами богатырей, русскими князьями, средневековыми укладами и так далее.
Учитель2: В нашей стране традиция семейного чтения имеет глубокие корни. Раньше главной книгой была Библия, потом стали появляться произведения известных философов, классиков, которые были путеводителями человека по сложным лабиринтам судьбы. Сегодня эта семейная традиция несколько утрачена. Однако чтение является не только источником знаний, а и тем духовным ядром, который должен быть у каждой личности. Не важно, какой стиль литературы вы предпочитаете, главное, что в нем вы находите отдушину для реализации ваших мыслей.
Учитель1: Вы, ребята, задумывались когда-нибудь, почему люди не могут жить без книг? (Ребята высказывают свои мнения.) Правда, не всем книги нужны одинаково. Одному человеку больше, другому меньше. Но всем людям книги необходимы. Один человек может прожить без книг. А человечество – нет. Нельзя прожить без памяти. Если люди забудут себя, забудут, что они делали десять, двадцать, сто, тысячу лет назад, жизнь просто не сможет двигаться дальше. Книга – это память.
Презентация «Рождение книги»
Учитель2: Итак, главными героями нашего дня являетесь вы, семейные команды, которые разделились на две большие группы, выбрав себе название. Давайте пожелаем победы друг другу! Да победит мудрейший!
Внимание, задание №1.Ребята, взрослые, о чем идет речь?
Загадка 1.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
Загадка 2.
Сама мала, а ума придала.
Загадка 3.
Без языка, без голоса,
А все расскажет.
Учитель1: Правильно, о книге. Молодцы.
Презентация « Как книга приходит в дом»
Учитель2: Книги делают нас умнее, из них мы узнаем много нового и интересного, они учат нас тому, как правильно поступать в той, или иной ситуации, учат по-доброму относиться друг к другу, помогают понять, что такое хорошо, что такое плохо, то есть преподают нам уроки доброты, мужества и так далее.И именно это подтверждают стихи, которые сейчас прочтут для вас ребята.
1. Книга – учитель, книга – наставник,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
2. Взять книгу хорошую надо,
И чудо к нам явится в дом;
Вдруг вспыхнет заря,
Заплещут моря, и дальние страны
Окажутся рядом.
3. Книга торопит нас
В дорогу – мечте навстречу.
И в светлый, и в трудный час
Она – твой друг и советчик.
4. Герои любимые наши
Нас учат, ребята, бесстрашию.
Мы с ним сильней,
Отважней, добрей,
И даже немножко старше.
5. Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец.
1. В каждом доме, в каждой хате –
В городах и на селе
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
2. Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
3. Книгу всем понятную,
Умную занятную,
Мальчики и девочки,
Все читать хотят!
4. Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пеленок –
Просит книжку показать.
5. Книг заветные страницы
Помогают людям жить –
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить!
Учитель1: Спасибо большое , ребята за такие мудрые и добрые слова о книге.
Подводя итог вышесказанному, хочется вспомнить слова Н.Найденова « Мой друг»
Ученик:
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенье планет-
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
(Н.Найденова «Мой друг»)
Учитель2: Итак, давайте выполним второе задание, которое называется «Люби живое» и обратимся к устному народному творчеству.
Устное народное творчество
1.. В какой русской народной сказке описывается жизнь коммунальной квартиры?
«Теремок»
2. Какая сказка рассказывает огородную историю о семейном подряде?
« Репка»
3. В какой сказке дети не узнали голос матери и за это поплатились?
«Волк и семеро козлят»
Хорошо. Идем дальше.
Учитель1. 2 Угадай героя.
Появился на птичьем дворе маленький птенец - утенок и до того был безобразный- с большой головой и длинной шеей,- что птицы не приняли его в свою семью. (Г.Х.Андерсон «Гадкий утенок»)
№2 Узнай по портрету
(Михаил Михайлович Пришвин)
№3. Сопоставьте по портрету:



В.В. Бианки
В.И. Белов
Б.С. Житков
- Молодцы! Все вам легко дается. Наверное, вы очень начитанны?
Учитель2. №4 Следующий этап конкурса –«Поэты».
1 Вспомните и прочитайте четверостишье, из которого взяты слова.
Кроет, крутя, завоет, дитя.
А.С.Пушкин «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
2. Вспомните и прочитайте четверостишье, из которого взяты слова.
Одинокий, голубом, далеком, родном.
М.Ю.Лермонтов «Парус»
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
3. Вспомните и прочитайте четверостишье, из которого взяты слова.
Пору, мороз, в гору, воз.
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел был сильный мороз,
Гляжу поднимается медленно в гору,
Лошадка везущая хвороста воз.
Великие русские писатели
4. Кто автор и из какого произведения это взято?
Объявления
Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку …
А.С Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»
11. Кто автор и из какого произведения
Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес …
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Учитель1: Третий этап конкурса. Вспомните пословицы о книге, чтении.
Книга подобна воде – дорогу пробьет везде.
Книга не пряник, а к себе манит.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Много прочел, да мало учел.
Читает – летает, да ничего не понимает.
Учитель2: Ребята, уважаемые родители, спасибо за активное участия в сегодняшнем нашем празднике. Давайте подведем итоги.
Подведение итогов
Беседа.
Учитель1. 1.По многим книгам поставлены и ставятся фильмы. Как вы думаете, что лучше – читать или смотреть?
2.Вы много читаете? Поднимите руки, кто читает книги? А кто читает много и еще внепрограммную литературу?
3.Как вы думаете, почему дети мало читают? Что им мешает читать? (Телевидение, кино, Интернет?)
4.Представляют ли телевидение, Интернет опасность для приобщения к чтению?
5.Почему книги теряют престиж?
Учитель2. 6.Как приучить к чтению?
7.Как вы думаете, смотреть телевизор, работая на компьютере, читая вместо книг их краткое содержание, можно стать достаточно образованным и информированным человеком?
8.Можно ли сказать, что телевидение, музыка, кино, театры отвлекают не только от чтения, но и от размышления? (Нет, это все виды искусства, они дополняют друг друга).
9.Как поддержать и развивать интерес к книгам?
10.Как вы считаете, «Выживут» ли книги? Сохранятся ли книги? Есть ли будущее у книги?
Учитель1: Мы благодарим вас за активное участие в мероприятии, посвященном расширению общего кругозора. Примите от нас дипломы участников для поддержания и развития традиции семейного чтения.
Учитель2.Итак, сегодня, как никогда, чтение-это дело семейное; от наших подвижнических духовных и нравственных усилий в семье будет зависеть качество жизни в третьем тысячелетии. Сохраним для нового века читающего человека!