Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киятская средняя общеобразовательная школа
Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Выступление на тему:
"Как привить любовь к чтению? ...или ещё раз о наболевшем".
(Из опыта работы)
Выступление на Едином методическом дне, проведенном на базе
МБОУ «Протопоповская СОШ Буинского муниципального района РТ»
Выступление подготовила
учитель русского языка
и литературы, первой
квалификационной категории,
Корунова О.В.
14.12.2016г
«Как привить любовь к чтению? …или еще раз о наболевшем».
(Из опыта работы)
«Литература – учебник жизни…, - утверждал Н.Г. Чернышевский. С этими словами трудно не согласиться. Но, к сожалению, за последнее время молодое поколение не видит пользы в чтении художественных произведений, не замечает красоты языка великих мастеров слова. Юных не захватывают сложные, на их взгляд, сюжеты, они не желают быть похожими на героев книг, не хотят вместе с ними проживать те или иные ситуации, сопереживать. Нам, поколению, воспитанному на классической литературе, это кажется странным и далеко не правильным, и мы начинаем судорожно искать причины. Можно обвинить телевидение, компьютер. И в этом есть своя правда. Гораздо проще играть в компьютерные игры, смотреть фантастику, боевики (не надо «напрягать мозги»). Большинство девушек и юношей привлекают низкопробные фильмы, незатейливые сериалы, где все отлично, а жизнь – сплошной праздник. Почему так происходит? По всей вероятности, все просто, не надо задумываться над серьезными проблемами, сравнивать, анализировать.
Так как же сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе? Вопрос сложный. Так получилось, что 8 лет я работаю как учитель русского языка и литературы, и каждый год приходится работать в выпускных классах, а значит и готовить к итоговой аттестации по русскому языку и литературе. Дети, поступающие в 10 класс, отличаются друг от друга по уровню подготовки, по типу мотивации, по темпераменту, по различным личностным и психологическим характеристикам, но почти всех их объединяет одно – нелюбовь к чтению, нежелание читать вообще. Это мы понимаем, что чтение и поныне – самый распространенный способ получения знаний. Все педагоги знают, что нежелание детей читать в настоящее время – большая проблема. Чем же страшен отказ от чтения? Во-первых, обедняется словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей детей. Во-вторых, нарушается процесс их социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями. В-третьих, нечитающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведёт к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Технология правильной читательской деятельности как раз и учит нас, педагогов, как заинтересовать детей, чтобы они, наконец, начали читать.
Поэтому задача современной школы - воспитать грамотного, знающего читателя. Но заставить детей читать книги невозможно, значит нужно сначала читать с детьми в школе. Задача учителя литературы сегодня заключается в том, чтобы сориентироваться в желаниях школьников и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать. Цель: научить активно слушать, чтобы расслышать сказанное; научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить. Главная задача – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л.С. Выготский). Это значит познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – сформировать у него метапредметные умения и навыки как основу учебной деятельности.
Обучающиеся в результате изучения курса «Литература» должны научиться
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Планируя урок, знаю, что главное на уроке литературы – это осознанность чтения, т.к. ребёнок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить на них ответы здесь же, в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.
Во-вторых, нужно понимать. Что мы учим читать ребёнка не для нас, взрослых, а для него самого. А это значит, что его нужно научить понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
В-третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.
Итак, я выделяю три этапа работы с текстами:
до начала чтения
в процессе чтения
после чтения.
Работа с текстом до чтения.
Цель: развитие такого важного читательского умения как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
Задача учителя - помочь ученику найти мысль, заложенную автором в произведении, помочь увидеть, почувствовать глубину текста, осмысливая и ощущая «вкус» каждого слова, каждого знака препинания. Такие приёмы я использую на начальном этапе:
«Составляем кластер». В теме вначале выделяется ключевое слово (понятие). Учащимся предлагается за определенное время (5-6 минут) назвать и написать как можно больше слов или выражений, связанных с этим понятием. Так, на уроке по анализу рассказа А.Платонова «Тёплый хлеб» получилась такая коллективная схема. В центре доски написано «Хлеб», а от него исходят лучи с надписями: дом, зерно, Родина, печь, солнце, запах, детство, поле, мама, уют, земля. С помощью этих равнозначных по художественно-стилистической роли слов ключевое, доминантное слово обретает самые разные связи и смысловые отношения. Ребята вникают в смысл произведения, но и потом, дома, схема помогает им написать рассказ или сочинение.
Чтобы заинтересовать ученика на уроке, чтоб привлечь его к чтению дома, нужно постараться сделать так, чтоб ему стало интересно. С этой целью можно задействовать такой прием, как написание синквейна. Использование синквейна проиллюстрируем на примере урока «Гуманистический пафос рассказа «Кусака» Л.Н.Андреева» (7 класс). Перед классным чтением рассказа обучающимся предлагается написать синквейн на тему «Собака». Пример работы:
Собака.
Добрая, преданная.
Охраняет, помогает, веселит.
Собака понимает человека с полуслова.
Друг.
Дети собак любят, хотят иметь дома, любят играть с ними, мечтают сделать своим другом. Поэтому во время написания синквейна настроение позитивное, ведь они вспоминают своих любимцев. Контраст между тем, что чувствуют дети в это время, и тем, что почувствуют практически с первых строк рассказа, станет основой для того, чтоб принять авторский замысел по-настоящему близко к сердцу. После чтения и обсуждения рассказа предлагается написать второй синквейн на тему «Кусака». Написание второго синквейна будет отличаться от первого, так как основой станет не жизненный опыт, а авторский текст.
Пример работы:
Кусака.
Несчастная, злая.
Кусается, защищается, охраняет.
Кусака доверяется Леле - та предает.
Одинокая.
Далее выясняется, что в жизни все говорят, что собака – друг человека, а у автора – это никому не нужная одинокая Кусака? Что хотел сказать писатель? После размышлений приходим к мысли о том, что Л.Н.Андреев повествует о такой жизни собаки, условия которой продиктованы жестоким, безответственным отношением человека. Человек способен быть другом для собаки, способен сделать ее жизнь радостной, но только если еще сохраняет в своем сердце те светлые чувства, которые есть сейчас в ребятах, ведь не зря они так тепло вспоминали этих милых животных. Все в руках человека. Таким образом, с одной стороны, ребята с желанием читают (а как не прочитать то, что уже так тебя затронуло?), с другой - формируется или развивается сострадание к несчастным брошенным животным, ответственность перед ними и собственная позиция неприятия жестокого отношения к «братьям нашим меньшим».
Работа с текстом во время чтения.
Цель: достижение понимания на уровне содержания.
Здесь помогает чтение с остановками на начальном этапе знакомства с произведением. Здесь главное – «зацепить», задействовать желание ребят объяснять все логически. Это можно продемонстрировать на примере изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Чтение с остановками на первом уроке по роману заставляет вчитаться в текст автора. Как правило, дети уже знают из разных источников, что главный герой, Родион Раскольников, совершает преступление (убивает старуху-процентщицу). На вопрос «Почему Раскольников убил старуху?» чаще отвечают: «Раскольников убивает, потому что хочет обогатиться, ведь он был очень беден», «Потому что не мог выкупить у нее свои заложенные вещи», «Потому что она была злая, все ее ненавидели» и т.п. Записываем все эти предположения на доску и приступаем к чтению с остановками. Перед чтением ставлю перед учениками задачу: найти в тексте цитаты, подтверждающие или опровергающие выдвинутые предположения. Ученики формулируют выводы и записывают в тетради. Такой подход заставляет ребят, прежде чем делать выводы, обращаться к тексту автора и помогает воспитывать внимательного читателя.
Работа с текстом после чтения.
Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). На этом этапе урока можно использовать такие приёмы:
приём «Задай вопрос» (учимся задавать вопросы);
игра «Журналисты» - тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения: дать полный, хороший ответ;
«Банк вопросов» (например, прием «толстых» и «тонких» вопросов — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Каждый из этих приёмов позволяет формировать:
1)умение формулировать вопросы;
2)умение соотносить понятия.
Выполнение творческих заданий:
прием «Написания эссе» (раздумья, размышления о жизни, о событиях);
прием «Свободное выступление», который учит ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его (П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» и Н.В.Гоголь» повесть «Тарас Бульба»);
прием «Записная книжка» (в ней отражаются мысли, почёрпнутые в произведении, которые могут пригодиться при подготовке к экзаменам в 9, 11 классах. При этом заметим, что записанные в нём мысли помогут привести аргументы не только на экзамене по русскому языку и литературе, но и на обществознании);
приём «Продолжи рассказ» (учит детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения).
Каждый из этих приёмов – это небольшая творческая работа (письменная, реже устная).
На мой взгляд, уместны и эффективны также следующие формы работы: обзоры новинок литературы, реклама в творческой форме, которую могут сделать и сами обучающиеся, громкие читки. Как показывает практика, почти все ученики, любят, когда учитель вслух читает отрывки художественных произведений, эмоционально рассказывает ту или иную книгу.
Вводные уроки, я считаю, нужно проводить с того, что ребята рассказывают о книгах, которые прочитали за лето, высказывают свои суждения о героях, зачитывают интересные отрывки из полюбившихся им книг, ведут читательский дневник, а я знакомлю с произведениями, которые предстоит изучить в классе.
Лекция, откровенная беседа по прочитанному, инсценированный урок, конкурс чтецов, урок-концерт, КВН, конференция, диспут, урок-размышление, литературный суд, просмотр фильма и обсуждение, урок-погружение и многие другие формы уроков в нашем педагогическом арсенале способствуют воспитанию интереса к литературе, учат детей слушать, понимать произведение, а главное – сопереживать.
Нечего скрывать, пробудить интерес к чтению сложно в наше «компьютерное время». Без поддержки родителей, первых помощников в этом трудоемком деле нам просто не обойтись, но и их тоже необходимо заинтересовать, убедить, научить. Именно поэтому, я считаю, преподавателям русского языка и литературы надо чаще выходить на родительские собрания как классные, так и общешкольные, беседовать индивидуально с папами и мамами учащихся, проводить выставки книг, обзоры, конференции, ярмарки совместно с родителями.
Да, это прописные истины, но без повседневной кропотливой работы просто невозможно привить любовь к литературе, чтению книг. Мы, учителя литературы, должны сделать все, от нас зависящее, чтобы великое не было скучным для наших ребят, чтобы они учились, стремились мерить себя и людей толстовскими, чеховскими мерками нравственности, чтобы сопереживать, сочувствовать, бороться за человека они учились бы у Достоевского, Лермонтова. И тогда книга займет достойное место в жизни каждого молодого человека и литература вновь станет учебником жизни.
5