Выступление на городском семинаре в рамках Дней науки
Тема «Как привлечь родителей в школу?»
Докладчик: Закаткина Кристина Сергеевна, учитель МАОУ Гимназия №23 г. Владимира
Все живое на земле движется, течет, а порою просто мчится. В наш динамичный век жизнь напоминает скоростной поезд, мчащийся от станции к станции и к своей конечной, заветной цели. За окном мелькают полустанки, города, и невольно возникает сожаление, что нельзя просто выйти в любом незнакомом городе, вглядеться в его лицо, соприкоснуться с его историей, отметить его особенности.
Так и в нашей школьной жизни. Мчимся мы, учителя, а за нами наши ученики мчатся мимо фактов к решениям и дальше без остановки – вперед, в следующую тему, к новым выводам. Сделать бы остановку, пройтись неспешно от одного аргумента к другому. А как же работать с современными родителями? Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная «головная боль» педагогов.
Учительство всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители
желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в школе было интересно, чтобы их посещения приносили только пользу и для школы, и для детей?
Набирая класс постоянно возникает одна и та же задача, как сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула: ШКОЛА+СЕМЬЯ+ДЕТИ=СОТРУДНИЧЕСТВО
Цель: создание эффективных условий взаимодействия МАОУ Гимназия №23" в рамках класса, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Задачи: - изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
- организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
- разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности.
Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка.
Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики.
Для организации совместной деятельности классного руководителя и родителей считаю необходимым использовать активные формы взаимодействия с семьями учеников, поддерживать инициативу родителей в делах класса и школы. При этом добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.
Направления моей работы с родителями:
Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
Привлечение родителей к организации работы с классом.
Формы работы с родителями, которые я использую разнообразны:
- родительские собрания в разнообразных формах;
- посещение семей обучающихся;
- открытые уроки для родителей, классные часы, праздники;
- индивидуальные беседы;
- участие в акциях, конкурсах разного уровня;
- походы на природу, экскурсии в музеи, библиотеки, научные центры;
-квесты;
-проектная работа
Когда я взяла новый класс, меня волновало в одинаковой степени, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками. С этой целью провожу анкетирование родителей. Родительское собрание как одна из форм работы с родителями ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы.
На протяжении всех лет работы ставлю перед собой задачу - проводить встречи с родителями так, чтобы уходя, с собрания они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое.
Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительный орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, учащимися класса. В классе работает «телефонная цепочка оповещения». Обязанности между членами комитета распределяем в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными моими помощниками. Многие родители знают о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказывают, чтобы тактично и своевременно вмешаться, оказать помощь.
Большой эффект в воспитании, укреплении связей взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: классные часы, открытые уроки, походы с родителями на природу, экскурсии в музеи. Они также способствуют формированию коллектива в классе.
Праздники в начальной школе любят не только дети, но и их родители. В тёплой дружеской обстановке отмечаем «Новый год», «Дни именинников», 23 февраля и 8 марта, «День матери». Наши детские праздники превращаются в открытые уроки, так как многие из них подводят итог совместной деятельности детей и родителей. Это позволяет родителям лучше понять возможности своих детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание. Мои родители активно участвуют в проведении классных и школьных мероприятий: помогают готовить поделки на различные школьные и муниципальные конкурсы, исследовательские проекты ( Разживин Матвей «Ах, эти бактерии», «Ключи нашего города» , Макаров Сергей – «Волшебница бумага», принимают участие в школьных акциях: «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Покорми птиц»).
Работа с родителями - это экзамен, который должны выдержать обе стороны: и учитель, и родители.
И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитания младших школьников во многом зависит от личных качеств учителя, его авторитета в глазах детей и родителей.
И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.
Свое выступление мне хотелось бы закончить словами И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья:
Возьмите чашу терпения,
Влейте в неё полное сердце любви,
Добавьте две горсти щедрости,
Посыпьте добротой,
Плесните немного юмора
И добавьте как можно больше веры.
Всё это хорошо перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной вам жизни
И предложите каждому,
Кого встретите на своём пути.