Урок окружающего мира в 1 –А классе
Тема урока: «Как путешествует письмо?»
Цели урока:
образовательные: раскрыть роль почтовой связи в жизни людей, познакомить учащихся с видами почтовых отправлений, работой почты;
развивающие: развивать информационную грамотность учащихся, коммуникативные способности, способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
воспитательные: формировать ориентацию на успех, целостный, социально ориентированный взгляд на окружающий мир.
Формируемые УУД:
личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы в практическую деятельность;
познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации, использовать знаково-символичные средства, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения, умение договариваться и приходить к общему решению.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать почтовые отправления (письма, бандероли, телеграммы, посылки, открытки).
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Как путешествует письмо?», учебник Окружающий мир для 1 класса А.А. Плешаков, почтовый ящик, чистые конверты и подписанный конверт с маркой ЛНР, таблички со словами «отправитель», «адресат», «почтальон».
Ход урока
І.
Организационный момент. Проверка готовности к уроку
(Слайд№1)
а) Создание ситуации успеха. Саморегуляция.
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята улыбнулось
Глаза мы тихо открываем
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
- Почувствуйте тепло в своем сердце и подарите улыбки нашим гостям и друг другу.
б) Мы начинаем урок Окружающего мира «Как путешествует письмо?»
Пройдет он под девизом: «Хочу все знать».
( Слайд №2)
в) Целями нашего урока будет знакомство с видами почтовых отправлений, работой почты; развитие информационной грамотности; воспитание общительности, доброжелательности.
(Слайд №3)
2. Работает Бюро погоды ( Слайд№4)
- Какое время года идет?
- Назовите зимние месяцы?
-Какой день недели, число, месяц?
3. Актуализация знаний, умений и навыков
Фронтальный опрос
-О чем говорили на предыдущем уроке окружающего мира?
(Об электроэнергии)
- Какие правила ТБ необходимо помнить при пользовании электроприборами?
( Ответы учащихся)
Электричество опасно! Никогда не прикасайся к оголенным проводам, не трогай выключатель и розетку мокрыми руками, осторожно обращайся с электроприборами.
Электроэнергию необходимо экономить!
4. Самоопределение к учебной деятельности
-Какой зимний праздник с нетерпение ожидает детвора?
-Кому пишут письма дети в канун этого праздника?
- А кто доставляет их?
У нас в гостях снеговик – почтовик. Что это у него в руках?
(Слайд №5)
Отгадайте загадку.
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит. ( Письмо)
Письмо нам прислал Муравей Вопросик из Лесной школы. Он просит нас встретить его лучшего друга почтальона Печкина и передать ему мини – проект по итогам нашей экскурсии на почту. Муравьишка уверен, что на уроке Снеговик – почтовик услышит интересные истории о письмах, полученных членами вашей семьи, поймет, как путешествует письмо.
ІІ. Работа по теме урока (Слайд №6)
1. Ребята, мы подводим итоги работы над мини – проектом: «Письмо в истории моей семьи». Каждая группа: «Знатоки», «Историки», «Чародеи», «Конструкторы» представит наиболее интересный по содержанию проект.
Выступления учащихся ( 4 мини – проекта)
- письмо из армии будущей маме ( Игнатенко Дарья)
Это письмо пришло по почте в 2003 году. Оно было адресовано моей маме Хлебцовой Марине. Письмо написал мой будущий папа из армии. Цель этого письма – знакомство с моей мамой. Мама была рада письму. Благодаря письмам, мама и папа узнавали друг друга. Эти письма бережно хранятся в моей семье.
- открытка бабушки внукам
О поздравительной открытке в истории своей семьи расскажет Косякина София.
- телеграмму о рождении мамы представит Юдин Ратмир
12 ноября мой дедушка Семенов Александр Федорович получил эту телеграмму. Девочка, о которой идет речь – это моя мама. Телеграмма идет быстрее письма Именно почта была единственным способом сообщить такую радостную весть, поэтому она имела огромное значение . Эта телеграмма бережно храниться в нашей семье.
Завершает парад проектов Гуцол Егор. Он представляет письмо, которое не был отправлено, но было написано и адресовано деду Морозу в город Великий Устюг. Мы начинали с письма сказочного и завершаем письмом личным, сказочным.
- письмо Деду Морозу
В моей семье хранится письмо, которое я написал в 6 лет. В нашей семье существует традиция отправлять послание Деде Морозу на гелиевом шарике. Всем хочется, чтобы его просьба была исполнена, но для этого нужно обратиться к Деду Морозу, написать письмо. Эти письма хранятся в семье, ведь для каждой семьи - это великая ценность. Рукописное письмо можно хранить, кажется, оно может останавливать время, сберегать события, настроение, такими, какими они были много лет назад.
2.Мы говорили о письмах, открытках, телеграммах
- А что еще можно получать по почте?
( Знания по этому вопросу получили на экскурсии в почтовое отделение связи)
3. Продолжаем идти по дороге к новым знаниям.
( Работа с учебником с.64 )
-Рассмотрите рис. на с. 64
- Как Муравью Вопросику удалось прислать нам письмо?
( Слайд №7)
Он знал, что необходимо:
Написать письмо.
Ученик:
«Письмо- это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь.»
Положить его конверт
Отправитель должен знать свой адрес и адрес получателя, чтобы правильно подписать.
Знать индекс.
Знатоки информируют:
«Индекс – это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем.
России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры – это код города, а ещё три – номер почтового отделения.
Пишут индекс особыми цифрами. Дело в том, что индекс расшифровывает машина. Поэтому цифры должны быть определённого образца.
В ЛНР код индекса пятизначный».
Заклеить конверт
Приклеить марку на конверт.
- Для чего необходима марка на конверте?
«Марка - оплачивает путешествие письма. Марки бывают разные: большие и маленькие, цветные и простые.
( Слайд №8)
Знатоки сообщают
Коллекционирование марок называется филателией. А людей, которые их коллекционируют, филателистами. На сегодняшний день в каталоге марок насчитывается более двухсот тысяч экземпляров различных марок.
Перелистывая марочный альбом, человек изучает историю, расширяет кругозор, получая новые знания в различных областях науки новые знания; чтение надписей на марках ведет нас к знакомству с иностранными языками.
Марки еще и воспитывают. Воспитывают аккуратность, усидчивость, интерес к изучению неизвестного.
Опустить конверт с письмом в почтовый ящик.
Учитель
С какими видами почтовых отправлений познакомились во время экскурсии на почтовое отделение связи? ( Слайд №9)
4. О видах почты расскажут историки
Историки ( Слайд №10)
Много лет назад, когда не было почты, не было поездов и самолетов, радио и телеграфа, почтальоном был голубь Его так и называли – почтовый голубь.
Почтовые голуби умели возвращаться даже из очень отдаленных – на 500км и более - мест.
Во Франции и Англии голубям даже поставили памятники за и верную службу людям.
Интересно, что почти 100 лет назад во французской армии использовали автомобиль – голубятню, который вы видите на фотографии в учебнике.( с.65)
В Японии вывели специальную породу голубей, способную летать ночью: неприятель не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы его не схватят и донесение будет доставлено в срок.
Физкультминутка
Зайцы скачут скок, скок, скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк?
Раз - согнуться разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
3- в ладоши три хлопка 1, 2, 3!
Головою три кивка 1, 2, 3!
5. Группа Чародеи приготовила для вас сценку с задание «Не ошибись»
(Слайд №11)
Учитель Две группы птиц приветствуют вас. Подумайте и ответьте кто прав.
Сороки
1. Вместе: Мы – птицы важные, почтовые!
Любопытная сорока
Собралась на базар
Полетела продавать товар.
Любопытство продаю.
Налетайте, люди, звери
За бесценок продаю.
2. Да зачем я продаю
Ведь без любопытства
Я пропаду.
Больше торговать не стану!
Себе любопытство оставлю!
Голуби
1.Голубь почтовый
Много летает
Много границ он пересекает
2.Ждут с нетерпением
Люди ответа
Как же нам дорого
Ожидание это!
1.Людям мы служим
Много веков.
Вместе: Голубь всегда к такой службе готов!
Учитель - Каких птиц можно назвать почтовыми?
- Почему?
- Как как мы называем почту, где используют голубей как средство доставки сообщения?
- Голубиная почта.
- Как назовем почту, в которой письмо укладывается в бутылку?
-Почта Нептуна ( бутылочная)
Историки
Этим видом почты пользовались люди, потерпевшие кораблекрушение, чтобы послать сигнал помощи. Бутылки с записками должны были быть выброшены на берег, послание найдено и прочитано людьми.
Учитель
- А как назовем почту, в которой при передаче письма используется интернет?
Электронная почта
Историки ( Слайд № 13)
Значение современной почты велико. Она связывает людей, государства.
Почта - одно из самых важных средств общения для человека. С помощью почтовых услуг, человек общается, т. е. отправляет письма телеграммы, получает посылки из разных уголков страны. Хоть сейчас существует множество других способов для общения: электронная почта, мобильные связи , смс, тоже называемые своего рода почтой, но многие люди пользуются проверенными годами способами связи.
По почте приходят ценные бумаги, заказывают и получают различные предметы для домашнего пользования, также по почте выписывают ( заказывают ) с доставкой на дом газеты и журналы. ( Обращаю внимание на стенд)
6. Каков дальнейший путь письма, почтовых отправлений с почтового отделения к адресату поясняют знатоки
Знатоки
(Слайд № 14)
- Из ящиков почту собирают в специальные почтовые мешки и везут на специальных машинах на главную почту города. Там их сортируют по пунктам назначения и ставят штамп с датой отправки.
- Почту в далёкие страны отправляют на самолёте, а на более близкие расстояния на корабле, поезде, машине. В пунктах назначения (в аэропорту, на вокзале) специальными машинами эту почту развозят по почтовым отделениям.
- На почте почтальоны сортируют письма непосредственно по адресам, ставят штамп с датой доставки, расходятся по адресам и раскладывают письма в ящики получателям.
- Посылки и бандероли адресаты получают на почте, предъявив документ. О том, что бандероль или посылка доставлена, адресат получает уведомление по почте.
7.Настроим глазки на работу в тетради
Физкультминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
8 . Работа в тетрадях (с.17)
Дифференцированное задание.
- Группа Конструкторы готовит творческий продукт урока и подарок будущему гостю почтальону Печкину « Почта ЛНР»
( приклеивание элементов на ватман)
Задание 1 Выполнение заданий в тетрадях
Историки комментируют
С давних времен для передачи информации люди использовали глиняные таблички ( в виде рисунков) , пергамент, бересту( после возникновения письменности)
Задание 2
Знатоки комментируют
(Слайд №15)
Соедини стрелочкой
Кто такой почтальон? Письмоносец
Адресат? Получатель
Адресант? Отправитель
Задание 3
Чародеи комментируют
Обводим по пунктиру слова: письмо, бандероль, посылка, телеграмма.
( Слайд №16)
(Стук в дверь. Заходит Почтальон )
9. Учитель
- Ребята, а кто это к нам пожаловал? ( Слайд №17)
Почтальон
Здравствуйте ребята! Узнал я о вашем интересном уроке. Рассказали мне о вашем визите на почте, да и снимки с вашего ближайшего почтового отделения видел и ваши интересные проекты говорят о том, что вы действительно хорошо потрудились. Я передам вашему другу Муравью Вопросику и Мудрой черепахе, что вы поняли, как путешествует письмо, и многое узнали о работе почты. У нас со Снеговиком – почтовиком много дел в преддверии Нового Года. До новых встреч, друзья, пишите письма, дарите радость и тепло своих сердец.
У меня сюрприз для вас Учителю передаю конверты, заполняйте правильно, тогда ваше письмо обязательно дойдет до адресата!
10.Рефлексия
Учитель. Повторите. Что нужно, чтобы письмо успешно достигло цели своего путешествия: попало к адресату.
( Алгоритм подписи и отправления письма по почте).
1.Написать письмо.
2.Положить его конверт.
3.Отправитель должен знать свой адрес и адрес получателя, чтобы правильно подписать письмо.
4.Знать индекс.
5.Заклеить конверт.
6.Приклеить марку на конверт.
7.Опустить конверт с письмом в почтовый ящик.
Спасибо Печкин за визит . Прими от нас проект - модель «Мы у почты». Успехов тебе в работе!
III. Подведение итогов урока
Завершая работу, сигнализируем
(сигнальные карточки да- зеленый, нет- красный)
- Понравился ли вам урок?
- Какие виды почтовых отправлений вы запомнили?
Передайте спасибо родителям за помощь в работе над проектами. Будьте любознательными, осваивайте новое. Интересуйтесь тем, чего вы еще не знаете. Урок окончен, спасибо за работу! Спасибо за внимание! ( Слайд №18)
Рекомендации для занятий дома
Узнать у взрослых свой домашний адрес и почтовый индекс. С помощью взрослых подписать конверт.
При желании написать письмо своей бабушке (дедушке, тете, брату, однокласснику).
11