Как работать над ошибками.
I. Определи вид ошибки по заметкам учителя на полях.
Р. - речевая ошибка (нарушен порядок слов в предложении, неудачно выбраны слова или пропущены, повтор слов и т.д.).
˅ - пунктуационная ошибка (постановка знаков препинания).
│ - орфографическая ошибка (правописание слов).
II. Работа над речевыми ошибками.
■ Если в тексте нарушена последовательность предложений, напиши их в правильном порядке.
■ Если нарушена последовательность слов в предложении, выпиши это предложение, восстановив правильный порядок слов.
■ Если что — то пропущено в тексте, поставь знак √ («пропуск») в самом тексте изложения. В работе над ошибками поставь такой же знак и напиши то, что пропущено.
■ Если в тексте есть повторы, замени повторяющиеся слова близкими по смыслу.
■ Проверь, правильно ли использованы местоимения.
Миша увидел ежа. Он испугался.
Кто испугался: ёж или Миша ? Здесь можно повторить слово или подобрать близкое по смыслу.
Миша увидел ежа. Ёж испугался.
Миша увидел ежа. Зверёк испугался.
III. Работа над пунктуационными ошибками.
■ Выпиши предложение, в котором допущена ошибка, устраняя её ( поставь нужный знак препинания или убери лишний ).
■ Сделай синтаксический разбор предложения.
■ Сделай схему предложения.
■ Напиши ещё 3 своих предложения с такой постановкой знаков препинания (или без них).
IV. Работа над орфографическими ошибками.
1. Прочитай весь текст и пронумеруй все допущенные ошибки. При выполнении работы над ошибками это поможет не сбиться.
2. Определи характер ошибки ( можно свериться с форзацем учебника или памяткой в конце учебника ). Вспомни правило.
3 . Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё 3 слова на этот правило. Подчеркни ошибкоопасное место.
Жил, жизнь, машина, часто, щука
4. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса.
Ру-чей-ки, улы – бает – ся, кры – ша, кол- лек – тив, листвен – ный
5. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни ошибкоопасное место.
Саша, Москва, Россия.
6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных. Выпиши слово верно. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни ошибкоопасное место.
Огонь, морковь, коньки.
7. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, ЛЧ, ЛЬЧ. Выпиши слово правильно, запиши еще 3 слова с этой орфограммой. Подчеркни ошибкоопасное место.
Дочка, никчёмный, мощный, ворчливый, пончик, стульчик.
8. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово верно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни ошибкоопасное место.
Вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.
9. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово верно. Запиши ещё 3 слова на это правило и в скобках поясни, почему так пишется.
Дрожь, ночь, мышь (ж. р.) ; мяч, нож, плащ (м. р.); туч, задач, плеч (мн. ч.)
10. Ь знак после шипящих в кратких прилагательных. Выпиши слово. Запиши ещё 3 слова на это правило и в скобках поясни, почему так пишется.
Хорош (кр. прил.), похож (кр. прил.).
11. Ь в глаголах на – ТСЯ и –ТЬСЯ. Задай к глаголу вопрос и в соответствии с этим запиши слово. Если в вопросительном слове есть Ь, он пишется и в глаголе, если нет Ь – его нет и в глаголе. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Подчеркни ошибкоопасное место.
Что делать ? – улыбаться. Что делает ? – улыбается.
12. Если пропущена, переставлена или не дописана буква в слове, напиши его правильно, разделив на слоги вертикальными чёрточками.
Свет│ля│чок, кол│лек│тив, се│мья.
Ошибки в морфемах.
Узнай, в какой морфеме ( части слова ) ты ошибся. Для этого разбери слово по составу.
13. Ошибка в приставке, вспомни её написание, запиши слово верно и напиши ещё 3 слова с этой приставкой, обозначая её графически. Подчеркни ошибкоопасное место.
Покрасить, помолчать, покричать; зачеркнуть, заинтересовать.
14. Ошибка в корне слова. Определи характер ошибки. Вспомни правило.
Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную одной чертой, напиши проверочное слово, поставь ударение, подчеркни ударную гласную двумя чертами.
Гористая - горка, деревья - дерево.
Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нём корень. Напиши проверочное слово. Подчеркни проверяемую букву одной чертами, а доказательство написания – двумя чертами.
Зуб – зубы, дуб – дубы, морковь – морковочка.
Непроизносимый согласный в корне. Подбери проверочное слово. Выдели в нём корень. Напиши проверочное слово. Подчеркни непроизносимую согласную или местно, где она слышится, но не пишется одной чертами, а доказательство написания – двумя чертами.
Честный – честен, интересный - интересен, участвовать - участие.
15. Ошибка в суффиксе. Вспомни написание суффикса, запиши слово верно и приведи ещё 3 примера с этим же суффиксом.
Домик, столик, ножик, котик; опасность, договорённость; счастлив, криклив; доходчив, докучлив.
16. Ошибка в окончании. Определи часть речи по вопросу.
Окончание существительного. Определи род и склонение существительного. Запиши слово с его словом – помощником. Укажи падеж. Выдели окончание.
Для 1-го скл. используй слова – помощники земля, сестра, стена.
Для 2-го скл. используй слова – помощники кот, окно.
Для 3-го скл. используй слова – помощники печь, степь .
На дороге – на стене (П. п.); в огороде – в окне (П. п.); о тетради – о степи (П. п.)
Окончание прилагательного или причастия. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Задай вопрос от существительного к прилагательному и по вопросительному слову определи окончание на слух.
Помни, что есть окончания - ого // - его
На дереве (на каком ?) – на высоком; у берёзы (у какой ?) – у стройной;
у растения (у какого ?) – у домашнего
Окончание глагола. Запиши глагол , выдели окончание, укажи спряжение.
Читает - читать (I спр.)
17. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Выдели предлог прямоугольником.
У дома (какого?) - у большого дома.
18. Частица НЕ с глаголами. Запиши глагол с НЕ раздельно, укажи, что это глагол. Выдели частицу НЕ треугольником.
Не интересуется (глаг.), не пробежал (глаг.)
19. Если ошибка допущена в словарном слове, уточни его написание по орфографическому словарю и запиши это слово 5 – 7 раз. Подчеркни ошибкоопасное место.
20. Если не можешь определить характер ошибки, уточни написание слова по орфографическому словарю и пропиши это слово 7 – 10 раз. Подчеркни ошибкоопасное место.