Психологический лекторий
«Как обучить детей правилам безопасности».
Что значит обучить? Это значит приучить детей к определенному образу жизни.
У каждого ребёнка или подростка должен быть выработан защитный механизм, который обязательно сработает в самый подходящий момент.
С чего надо начинать обучение? Ну, во первых, с учётом особенностей ребенка и его возраста. Ведь когда ребенок только начинает ходить и вы еще возите его в коляске, никаким правилам его невозможно обучить. Его жизнь целиком и полностью зависит от взрослых: родителей, а также от бабушек и дедушек.
Помните, что если у вас маленький ребенок, то он должен быть не просто под вашим присмотром – постоянно находитесь рядом с ним.
Используйте самые различные формы обучения. Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты поступишь, если...", упомянутые рассказы-воспоминания.
Мульфильмы – сериалы «Смешарики», «Фиксики», «Аркадий Паровозов».
Сериал помогает детям научиться основам безопасности жизнедеятельности в современном мире. Материал подается в стихотворной форме, что значительно облегчает его понимание. Основную задачу проекта создатели определяют следующим образом: научить подрастающее поколение правильно и быстро реагировать в случае возникновения опасных ситуаций разного рода, а также уметь предотвращать их. Каждая серия мультфильма длится всего две минуты. «Аркадий Паровозов спешит на помощь» рассчитан, в первую очередь, на детей от четырех до семи лет. Несмотря на это, он может быть полезен и ребятам как более младшего, так и более старшего возраста.
Будьте примером для своих детей. Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.
Согласитесь, что данная тема, с одной стороны очень актуальна, тем более на старте нового учебного года, а с другой стороны не нова. В школьную программу уже давно введён курс ОБЖ, различные мероприятия в школе и вне направлены на профилактику безопасной деятельности.
С точки зрения психолога, в самом начале изучения ОБЖ нередко допускается одна принципиальная ошибка, которая резко снижает эффективность курса в целом. А именно: упускается мотивационный момент, не объясняется по-настоящему понятно и доходчиво, зачем каждому ребёнку лично нужны знания по ОБЖ. Нужны с повседневно-практической точки зрения.
На мой взгляд, частично решить эту проблему можно, если сразу же, на первых занятиях, довести до обучающихся несколько простых, но очень четких и личностно значимых идей. Рассмотрим их.
1. Большинство несчастных случаев происходит мгновенно, без всякого предупреждения. Поэтому нужно учиться обходить их на расстоянии, а не ходить по самому краю. Вроде бы это – абсолютно очевидная истина, всем понятная и не нуждающаяся в подробном объяснении. Тогда почему у нас, взрослых людей, встают дыбом волосы, когда мы узнаём, например, о существовании таких молодёжных субкультур, как паркурщики или «зацеперы»? И ведь есть среди них человеческие жертвы.
Конечно же, все ребята знают об опасностях, но данная информация оказывается для них в повседневной жизни практически бесполезной. А потому – редко вспоминаемой. Значит, наша задача заключается в том, чтобы вытащить информацию об опасностях наружу и сделать её актуальной. Например, как знание о том, то нельзя брать голыми руками металлическую посуду, в которой в этот момент готовится еда (а ведь когда-то и это знание казалось нам чисто теоретическим и ненужным).
2. Еще один важный момент, мешающий многим молодым людям всерьез воспринимать обозначенную идею, — защитный механизм психики, вытесняющий на периферию сознания неприятную информацию о возможной опасности задуманного поступка, придумывающий всяческие отговорки, оправдания: «Ну да, знаю-знаю, опасно купаться в пьяном виде, иногда люди тонут и гибнут. Но я ж не пьяный. Подумаешь, пару бутылок пива выпил...»
3. И последняя, но не менее важная проблема — наличие у многих людей искреннего убеждения, будто большинство опасных ситуаций развивается постепенно, долго, а значит, мало-мальски неглупый человек (к которым каждый причисляет себя) сможет легко заметить приближение опасности и вовремя сделать шаг назад. Доходит до абсурда, когда люди, даже наблюдая все признаки надвигающейся угрозы, оттягивают до последнего момента уход из опасной зоны: «Ой, да ну, авось обойдется» или «Куда спешить, еще сто раз успею».
Как же донести до ребят простую мысль о мгновенности несчастного случая? На мой взгляд, возможен следующий алгоритм действий.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
1) Подобрать описания нескольких, внешне совершенно разных несчастных случаев, в основе которых лежала банальная человеческая глупость и которых легко можно было бы избежать, если бы человек заранее чуть-чуть подумал о последствиях.
2) Описать эти случаи ребятам и помочь им выявить в ходе обсуждения названную ранее закономерность.
3) Объяснить, почему люди, вроде бы ничем не глупее их, стали жертвами (или виновниками, по чьей милости пострадали другие). О чем они думали, каковы были их заблуждения до того, как сама жизнь показала им, что они были, мягко говоря, неправы.
4) Плавно «перевести стрелки» на самих ребят. Показать, что и им такие заблуждения бывают свойственны.
5) Показать ребятам, как их собственные «безобидные» заблуждения могут привести их самих к несчастному случаю.
6) Замотивировать их на получение знаний, которые помогут им задолго до возникновения реальной опасности предсказывать высокую вероятность ее возникновения.
7) Объяснить, что многие из этих знаний требуют освоения в ходе специального курса. В данном случае курса ОБЖ. Например, подростку за счет простого наблюдения за повседневной жизнью бывает очень трудно понять специфические правила грамотного поведения в плотной толпе. А ведь ему эти знания могут быть крайне необходимы. Особенно если он любитель больших «тусовок» — футбольных матчей, рок-концертов, дискотек и др.
Попробуем продемонстрировать сказанное на конкретном примере. Приведем рабочий перечень разнообразных несчастных случаев.
ПРИМЕРЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Ребенок, заигравшись на тротуаре со сверстниками, на мгновение выскочил на проезжую часть и был тут же сбит проезжавшим мимо автомобилем.
2. Человек оказался в заложниках. Он, конечно, очень сильно волновался и в критический момент не смог держать себя в руках. В итоге, поддавшись на провокацию одного из террористов, вступил с ним в словесную перепалку и. тут же получил пулю в лоб.
3. Водитель-лихач, постоянно и злостно нарушавший скоростной режим, случайно наехал колесом на колдобину посреди дороги. На меньшей скорости движения автомобиль слегка бы подбросило — и все. Но для новоявленного Шумахера этот бугор оказался роковым. Автомобиль мгновенно потерял управление и вылетел на встречную полосу.
4. Мальчик вопреки запретам решил залезть на высокое дерево. Остановиться вовремя не хватило воли. Хотелось залезть повыше, «еще чуть-чуть». В итоге очередная ветка, казавшаяся надежной, мгновенно переломилась, и мальчик сорвался вниз. (Для справки: падение с высоты всего лишь собственного роста легко может привести к летальному исходу.)
5. Ребята вопреки запретам взрослых решили искупаться в тихой заводи реки с быстрым течением. В ходе веселья один из них удалился от берега чуть дальше, чем нужно, — буквально на метр. Его тут же подхватило течение и мгновенно унесло далеко от берега, практически лишив шансов на спасение.
6. Группа опытных альпинистов, приехав в короткий долгожданный отпуск в горы, была очень недовольна, когда ей посоветовали отложить поход к вершине по причине объявленной опасности схода лавин. После недолгих раздумий они махнули на предупреждение рукой и ушли-таки в горы. И погибли под лавиной, которая действительно сошла на следующий день.
7. Любитель толкаться и ставить друзьям подножки «шутки ради» в очередной раз толкнул товарища в спину во время игры. Тот от неожиданности потерял равновесие и со всего разгона врезался лицом в стену, сломав при этом себе нос и выбив зубы (именно так в возрасте 8 лет лишилась передних зубов моя знакомая благодаря идиоту однокласснику).
8. «Зацепер», ловко миновав охрану, забрался на крышу поезда в метро и, распластавшись на ней, выехал в тоннель. Все шло прекрасно, но внезапно поезд проехал под потолочной балкой, не достававшей до крыши поезда сантиметров 20. Об нее-то и разбил голову «пассажир».
9. Пассажир в метро забыл, зачем на платформах рисуют ограничительные линии, и встал совсем близко к краю платформы. Проходивший мимо человек внезапно споткнулся и случайно толкнул его в спину. И тем самым сбросил с платформы вниз.
Как видим, не нужно проводить сложный сравнительный анализ, чтобы понять простые вещи: все приведенные несчастные случаи четко подтверждают выявленные ранее закономерности.
С точки зрения жертв (или виновников), все описанные трагедии произошли неожиданно и мгновенно либо мгновенно захлопнулась ловушка, а несчастный случай стал отсроченным, но неизбежным.
Все случаи были вполне предсказуемыми, а значит, всех их можно было бы избежать, если бы будущие жертвы или виновники просто заранее подумали о возможных последствиях своих поступков, а не шли на поводу у своей гордости, комплексов и сиюминутных интересов.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
1) Подобрать описания нескольких, внешне совершенно разных несчастных случаев, в основе которых лежала банальная человеческая глупость и которых легко можно было бы избежать, если бы человек заранее чуть-чуть подумал о последствиях.
2) Описать эти случаи ребятам и помочь им выявить в ходе обсуждения названную ранее закономерность.
3) Объяснить, почему люди, вроде бы ничем не глупее их, стали жертвами (или виновниками, по чьей милости пострадали другие). О чем они думали, каковы были их заблуждения до того, как сама жизнь показала им, что они были, мягко говоря, неправы.
4) Плавно «перевести стрелки» на самих ребят. Показать, что и им такие заблуждения бывают свойственны.
5) Показать ребятам, как их собственные «безобидные» заблуждения могут привести их самих к несчастному случаю.
6) Замотивировать их на получение знаний, которые помогут им задолго до возникновения реальной опасности предсказывать высокую вероятность ее возникновения.
7) Объяснить, что многие из этих знаний требуют освоения в ходе специального курса. В данном случае курса ОБЖ. Например, подростку за счет простого наблюдения за повседневной жизнью бывает очень трудно понять специфические правила грамотного поведения в плотной толпе. А ведь ему эти знания могут быть крайне необходимы. Особенно если он любитель больших «тусовок» — футбольных матчей, рок-концертов, дискотек и др.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
1) Подобрать описания нескольких, внешне совершенно разных несчастных случаев, в основе которых лежала банальная человеческая глупость и которых легко можно было бы избежать, если бы человек заранее чуть-чуть подумал о последствиях.
2) Описать эти случаи ребятам и помочь им выявить в ходе обсуждения названную ранее закономерность.
3) Объяснить, почему люди, вроде бы ничем не глупее их, стали жертвами (или виновниками, по чьей милости пострадали другие). О чем они думали, каковы были их заблуждения до того, как сама жизнь показала им, что они были, мягко говоря, неправы.
4) Плавно «перевести стрелки» на самих ребят. Показать, что и им такие заблуждения бывают свойственны.
5) Показать ребятам, как их собственные «безобидные» заблуждения могут привести их самих к несчастному случаю.
6) Замотивировать их на получение знаний, которые помогут им задолго до возникновения реальной опасности предсказывать высокую вероятность ее возникновения.
7) Объяснить, что многие из этих знаний требуют освоения в ходе специального курса. В данном случае курса ОБЖ. Например, подростку за счет простого наблюдения за повседневной жизнью бывает очень трудно понять специфические правила грамотного поведения в плотной толпе. А ведь ему эти знания могут быть крайне необходимы. Особенно если он любитель больших «тусовок» — футбольных матчей, рок-концертов, дискотек и др.
ПРИМЕРЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Ребенок, заигравшись на тротуаре со сверстниками, на мгновение выскочил на проезжую часть и был тут же сбит проезжавшим мимо автомобилем.
2. Человек оказался в заложниках. Он, конечно, очень сильно волновался и в критический момент не смог держать себя в руках. В итоге, поддавшись на провокацию одного из террористов, вступил с ним в словесную перепалку и. тут же получил пулю в лоб.
3. Водитель-лихач, постоянно и злостно нарушавший скоростной режим, случайно наехал колесом на колдобину посреди дороги. На меньшей скорости движения автомобиль слегка бы подбросило — и все. Но для новоявленного Шумахера этот бугор оказался роковым. Автомобиль мгновенно потерял управление и вылетел на встречную полосу.
4. Мальчик вопреки запретам решил залезть на высокое дерево. Остановиться вовремя не хватило воли. Хотелось залезть повыше, «еще чуть-чуть». В итоге очередная ветка, казавшаяся надежной, мгновенно переломилась, и мальчик сорвался вниз. (Для справки: падение с высоты всего лишь собственного роста легко может привести к летальному исходу.)
5. Ребята вопреки запретам взрослых решили искупаться в тихой заводи реки с быстрым течением. В ходе веселья один из них удалился от берега чуть дальше, чем нужно, — буквально на метр. Его тут же подхватило течение и мгновенно унесло далеко от берега, практически лишив шансов на спасение.
6. Группа опытных альпинистов, приехав в короткий долгожданный отпуск в горы, была очень недовольна, когда ей посоветовали отложить поход к вершине по причине объявленной опасности схода лавин. После недолгих раздумий они махнули на предупреждение рукой и ушли-таки в горы. И погибли под лавиной, которая действительно сошла на следующий день.
7. Любитель толкаться и ставить друзьям подножки «шутки ради» в очередной раз толкнул товарища в спину во время игры. Тот от неожиданности потерял равновесие и со всего разгона врезался лицом в стену, сломав при этом себе нос и выбив зубы (именно так в возрасте 8 лет лишилась передних зубов моя знакомая благодаря идиоту однокласснику).
8. «Зацепер», ловко миновав охрану, забрался на крышу поезда в метро и, распластавшись на ней, выехал в тоннель. Все шло прекрасно, но внезапно поезд проехал под потолочной балкой, не достававшей до крыши поезда сантиметров 20. Об нее-то и разбил голову «пассажир».
9. Пассажир в метро забыл, зачем на платформах рисуют ограничительные линии, и встал совсем близко к краю платформы. Проходивший мимо человек внезапно споткнулся и случайно толкнул его в спину. И тем самым сбросил с платформы вниз.